Цилиндрическая печать староаккадского времени. Староаккадский период (XXIV — XXII вв

Цилиндрические печати

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилинцрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Цилиндрические печати были обнаружены археологами в

  • Месопотамии, относящиеся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам;
  • в Анатолии, относящиеся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту ;
  • в Иране, относящиеся к Эламу и к Ахеменидам ;

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущесвенно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глинянных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовлеными из камня, хорошо сохранились и содержать много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цилиндрические печати" в других словарях:

    Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и современный гипсовый слепок её изображения, содержа … Википедия

    Историко региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н … Википедия

    Культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер, Аккад, Вавилонию (См.… …

    - (греч. glyptike, от glypho вырезаю, выдалбливаю) искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности) … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. σφραγις печать), или сигиллография (от лат. sigillum печать) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики,… … Википедия

    Держава ← … Википедия

    Вавилоно ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4 1 м тыс. до н. э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер … Википедия

    Координаты: 40°09′14″ с. ш. 44°27′04″ в. д. / 40.153889° с. ш. 44.451111° в. д. … Википедия

    Координаты: 32° с. ш. 44° в. д. / 32.717° с. ш. 44.779° в. д. … Википедия

    - (греч. glyptike, от glэpho вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками… … Художественная энциклопедия

Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.

Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.

В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева.

При раскопках на месте города Киш американским археологом Муреем были обнаружены прекрасно заточенные острые инструменты из кремния, относящиеся к 3000-2600 г. до нашей эры, которые великолепно подходили для обработки каменных образцов.

Такая очередность: грубая шлифовка цилиндра – сверление – украшение, очевидно, не была строго закреплена в технике изготовления печатей у шумеров. Так при археологических раскопках были найдены уже украшенные цилиндры, развалившиеся во время сверления и цилиндры, обработанные только точильным камнем, без ручной резки. Археологи обнаружили образцы, выполненные из непригодных обломков мягкого камня, которые служили пробными экземплярами печатей.

Использование печатей

Первые печати предназначались для клеймения собственности и обозначения принадлежности предметов потребления. Они представляли собой обыкновенные печати-оттиски.
Их изготавливали их мягкого камня, на котором более твердым кремнием наносились простые геометрические изображения. В коллекции Королевского Музея Онтарио, одного из крупнейших музеев, где представлены экспонаты Ближнего Востока, представлены такие печати из хлорита, минерала зеленого цвета. Оттиски печатей наносились на комочки из глины, которые называли буллами. На другой стороне буллы был оттиск плетеного изделия. На раскопах в Сирии был обнаружен каменный сосуд, относящийся примерно к 5200в. до н.э., запечатанный глиной с оттиском на ней.

С приходом на Ближний Восток шумеров начинается бурное развитие предпринимательства и торговли. Около 3500г. до н.э. наблюдаются первые попытки систематизации процесса обмена товарами, ведения техники учета и контроля процесса торговли. Для обозначения различных предметов потребления служили глиняные знаки, комочки из глины различной формы и размеров. Их впечатывали в глиняные шары. На наружной стороне глиняного шара делали оттиск или вырезали знаки и изображения товаров. Печать прокатывали по лицевой поверхности. Немного позднее глиняные шары сменяются глиняными табличками с надписями шумерской клинописью.

Уже тогда печати служили не только для удостоверения прав собственности на товары или предметы потребления, но и для заверения документов. В верховьях Евфрата, на месте древнего города Эмар, был обнаружен отпечаток детской ноги, датируемый приблизительно 13 в. до н.эры. Ребенок, которого собирались продать, не достиг еще подходящего возраста, и владелец оставил его с родителями. Но в качестве доказательства отсроченного права владения будущий хозяин взял отпечаток ноги ребенка и оттиски печатей свидетелей.

Печати Древнего Шумера

В конце четвертого тысячелетия шумерские племена широко расселяются по территории Месопотамии и их культурные достижения начинают играть доминирующую роль. Среди них и цилиндрические печати.
Преимущества таких печатей очевидны. Печати–оттиски охватывают лишь небольшую область, ограниченную размерами самой печати. Цилиндр же можно непрерывно прокатывать по поверхности, при этом создается полоса изображений.

В истории Шумера этот период называют Урукским, в честь великого города Урука, увековеченного в эпосе, как столица легендарного героя Гильгамеша. Печати в этот период большие и массивные и, в отличие от более поздних, цилиндр не просверлен по длине. Они вырезаны из известняка или гипса с добавками ляпис-лазурита. Цилиндрическая форма печатей могла происходить от костяных или деревянных образцов. И такие непрочные, но более легкие в обработке материалы, широко использовались в это время для изготовления печатей. Подтверждением этого может послужить то, что хотя наиболее распространенный оттиск носит название «царь первосвященник», а сами же найденные печати имеют геометрический рисунок. То есть, многочисленные оттиски не соответствуют найденным шумерским печатям. Это означает, что более поздние печати не дошли до наших времен, сгнили. В позднеурукский период в культуре Джемдет Наср печати также были цилиндрической формы. Но уже более короткие и большего диаметра. Чаще всего на них изображены работающие люди или идущие животные. Материалом для их изготовления служит какой-либо мягкий камень, легко поддающийся резке и шлифовке. Обычно это хлорит или кальцит. Основная техника обработки – сверление. Реже встречаются образцы печатей из горного хрусталя. Для изготовления могли использовать сверла из корунда – оксида алюминия. В древне шумерских текстах встречается упоминание о том, что его вставляли в свинец, образцы этого минерала были найдены также при раскопках в Уре. Корунд могли завозить из Индии или с острова Накос, хотя его месторождения встречаются в верховьях Евфрата.

К концу четвертого тысячелетия цилиндрические печати получают широкое распространение от Египта до Ирана. Техника их изготовления и изображение значительно упростились. Простой линейный рельеф наносят вращающимся кругом.
Но эпохой настоящего расцвета цилиндрических печатей становится начало третьего тысячелетия до нашей эры. Появляются орудия труда и оружие из меди и сплавов из нее. Сначала это мышьяковая медь, и лишь позднее сплав меди и олова - бронза. Медь обладает целым рядом достоинств - хорошо поддается обработке, достаточно пластична и легко плавится. Но в этот период она еще труднодоступна. Лишь правящая верхушка имела возможность пользоваться медными изделиями. Она же полностью монополизирует торговлю медью. Вся материальная культура этого периода служит и определяется правящими кругами. Дифференциация общества приводит к образованию в Месопотамии сложной системы бюрократии, осуществляющей контроль и учет. Для этой цели и используются клинописные таблички и отметки о праве собственности с помощью цилиндрических печатей. В этот период печати имели форму длинного и тонкого цилиндра. Несложный геометрический рисунок наносился вращающимся колесом.

В северной Месопотамии найдены образцы, выполненные из очень мягкого материала – стеатита (талька), который затем подвергался обжигу для его обезвоживания и придания прочности.

В коллекции Королевского Музея Онтарио есть образцы из Шумера, относящиеся к э тому периоду, выполненные из ляпис-лазури. Ляпис-лазурь – это непрозрачный минерал, достаточно мягкий и хрупкий, хорошо поддающийся обработке и полировке. Синий цвет камню придают зерна лазурита, входящие в его состав. Как предполагают, импортировался ляпис-лазурит в Месопотамию из Афганистана После 2750г. до н.э. данный минерал начинает играть большую роль в материальной культуре Древнего Шумера. Археологические раскопки позволили увидеть разнообразное применение минерала: от личных предметов до храмовых украшений. Он становится символом богатства, блестящей роскоши, изобилия. Обладать им могли только боги и герои. Изделия из ляпис-лазури, обнаруженные в Царских гробницах Ура, богато и изысканно украшены. Необработанный ляпис часто становился предметом торговли. В древнем Эбла в Сирии найден необработанный обломок ляписа, датируемый примерно 2300 года до н.э.

Цилиндрические печати из Шумера можно разбить на две основных группы. Первая из них изображает сцены поединков. На более ранних печатях фигуры сражающихся расположены горизонтально, позднее они стали располагаться вертикально. Сюжет печатей второй группы – сцены пиров.

Аккадская империя и Вавилон. Преемственность шумерских печатей

В начале 2400- 2200г. до н.э. шумеры попадают под власть Аккадской империи, простиравшейся от Средиземного моря вплоть до Персидского залива. Основателем ее был легендарный правитель Саргон из Аккада. Впервые Месопотамия испытывает влияние семитской культуры, которая становится позднее ведущей.

Цилиндрические печати аккадского периода более крупные и массивные с явно выпуклыми гранями. Материалом для изготовления печатей служит в основном змеевик, разновидность серпентина. Это поделочный камень, который имеет различные оттенки зеленого цвета, образовавшийся из океанических пород во время появления гор Таурус и Загрос. Залежи его встречались в Турции и Иране. Печати также изготавливали из нефрита, яшмы, горного хрусталя, ляписа невысокого качества.

Традиционные шумерские сюжеты претерпевают изменения. Сцены поединков становятся более упорядоченными, а сами фигуры воинов более рельефными, выпуклыми. Вместо сцен пиров теперь изображают ритуалы приношения богатых даров аккадстким божествам. В эпоху возрождения Шумера, сцены поединков почти полностью вытесняются стандартными изображениями ритуалов подношения даров, на которых божество изображено справа, а богиня Лама произносит молитву.

В конце третьего тысячелетия нашествия варварских племен амореев приводят к падению последнего крупного государства шумеров, управляемого III династией Ура. На территории Месопотамии образуется целый ряд более или менее крупных государственных образований.

Приблизительно до середины второго тысячелетия форма печати остается цилиндрической. Преобладающим материалом становится гематит, непрозрачный минерал железа, от черного до темно- стального цвета, достаточно плотный и твердый, который нуждается в умелой и тщательной обработке. Завозят его в основном из восточной Турции. Для изготовления печатей используют яшму, аметист, сердолик, обсидиан, горный хрусталь из Индии. Из Кашмира завозят амазонит и полевой шпат. Господствующими остаются сцены подношения даров с некоторыми изменениями - руки богини Ламы подняты вверх, на молящемся появился головной убор, добавлены различные элементы для заполнения пустого пространства.

В середине 18 в.до н.э. мудрый политик и полководец из аморейской династии Хаммурапи объединяет раздробленные государства центральной и южной Месопотамии в единую Вавилонскую империю.

В сюжетах печатей вновь, как и во времена Урука и Аккада, появляются сцены поединков воинов и поединков с божествами. В сценах подношений теперь богиня Лама изображается перед бородатым царем. В технике исполнения печатей вновь преобладающим становится сверление и обработка колесом.

С середины 15 в. до н.э. практически единственным материалом для изготовления печатей служат минералы группы кварцев. Сюжеты печатей определялись двумя основными культурными областями Месопотамии. В Вавилонской империи - это Касситы, где складывается два основных сюжета, содержащих длинные надписи, обычно это молитвы. В северной Месопотамии – это Митанни, появляется новый материал для изготовления печатей – спеченный кварц или фаянс. Сюжеты печатей представляют собой смешение старых стилей.

В конце 14 века начинается расширеннее и укрепление Ассирийской Империи, это так называемый среднеассирийский период. Преобладающая часть печатей изготовлена из твердых минералов и кварцев. В технике исполнения можно отметить достижение довольно высокой степени мастерства – рельеф печати создает эффект непрерывности оттиска нужной длины.

В 9 в. Новоассирийское государство сумело подчинить Вавилон, Сирию и другие государства Месопотамии. Цилиндрические печати здесь бочкообразной формы, более длинные и тонкие. Прослеживается преемственность от шумерских печатей, с характерными сюжетами сцен поединков и пиров. Одновременно с этим растет использование плоских печатей, что связано с развитием не клинописных алфавитов и использованием для письма материалов, отличных от глины.

В 40-х годах VI в. до н.э. , когда империя Ахеменидов покоряет Вавилон, начинается новое возрождение цилиндрических печатей от крупных до мелких форм. Все архивы ахеменидов состоят из глиняных дощечек с клинописными надписями, которые скреплены цилиндрическими печатями. Их печати выполнены из минералов агата и халцедонов, бочкообразной формы. Но к концу пятого века цилиндрические печати полностью вытесняются печатями-перстнями и различными плоскими печатями.

Однако зарожденная Древними шумерами практика владения и удостоверения имущества личной печатью просуществовала долгие столетия, что позволило сделать шаг вперед в развитии торговли и ремесел.


В качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Напишите отзыв о статье "Цилиндрическая печать"

Литература

  • Nijhowne J.D. Politics, religion, and cylinder seals: a study of Mesopotamian symbolism in the second millennium BC. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. - ISBN 0860549984 .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Цилиндрическая печать

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».

Явилась цилиндрическая печать, использовавшаяся для удостоверения собственности или заключения соглашения. На этих небольших предметах из камня или раковин с дыркой по центру для удобства ношения тонко вырезались разнообразные рисунки; когда такой цилиндр прокатывали по сырой глине, на ней оставался узор. Цилиндрических печатей найдено очень много, а оттисков их на табличках и глиняных пробках для кувшинов и того больше.

Цилиндрические печати периода Джемдет-Наср: 1) печать с изображением священной ладьи; 2) печать из храма Инанны в Уруке.

Первые цилиндрические печати появляются в слоях Урук V и IV. В том не было бы ничего удивительного, если бы сохранившиеся образцы представляли собой, возможно, еще не слишком удачные опыты шумерских мастеров в этом исключительно трудном виде резьбы по камню. Но на самом деле оказалось, что хотя им и не вполне еще удавалась тонкость повторяющегося рисунка, тем не менее, для них было характерно высокое мастерство, редко достигавшееся в последующие века, о чем свидетельствует разнообразие сюжетов и изобретательность их декоративной трактовки. Энергичное моделирование и тщательная проработка отдельных фигур придают им все качества резного рельефа.

Изобразительные мотивы и мифологические символы, входящие в композицию этих рисунков, весьма тщательно изучались, и смысл их в настоящее время частично выяснен. В тематике религиозных композиций преобладает обращение к двум божествам, которые никогда сами не изображаются, но символизируются идеограммами, обозначающими их атрибуты. Один бог олицетворяет, подобно библейскому Таммузу, созидательную силу природы, графически передаваемую определенными растениями и животными. В числе символов этого бога фигурируют орел, иногда с львиной головой, и змея. Вторым божеством, играющим столь же значительную роль, является Инана, чей символ причудливой формы (который отдельные специалисты ассоциируют с «воротным столбом» тростникового храма) впоследствии, в пиктографическом письме, становится знаком для ее имени. Композиция изображения на печати может состоять из одной лишь декоративной комбинации этих символов. Время от времени, когда на печати изображают религиозный обряд (заклание или бескровное жертвоприношение), появляются фигуры людей. По-видимому, «царя» представляет бородатый персонаж в длинной юбке в складку, с тиарой и «шиньоном» на голове, которому прислуживает жрец, обнаженный или в юбке. «Царь» несет к тростниковому храму какие-то ритуальные предметы или руководит церемониальным кормлением священного скота. Часто изображаются отары и стада; их охраняют от львов такие персонажи, как «человекобык» и «львиноголовый орел» — образы, известные шумерскому искусству и в последующие эпохи. Встречаются и дикие животные: кабаны, олени, каменный козел и муфлон; из их фигур составляются геральдические эмблемы, которыми существенно пополнился набор стандартных композиций, используемых резчиками печатей. Изредка разрабатывались светские сюжеты, в том числе сцены военных или охотничьих подвигов «царя».

Многие предпочитаемые резчиками виды камней в самой Месопотамии не встречаются, что свидетельствует о торговых связях с соседними странами.

В период Джемдет-Наср искусство резьбы на печатях несколько деградировало, уже не было ни той тщательности, ни точности изображения. Раньше резчики, например, редко пользовались сверлом и следы его применения старались скрывать; теперь же всюду следы сверла бросаются в глаза, отчего моделировка фигур животных утрачивает былую завершенность. Кроме того, появилась новая форма печати: более удлиненная по отношению к диаметру и сплошь покрытая четко прочерченным геометрическим орнаментом.