Онлайн-чат, телефонные звонки, e-mail переписка и другие способы общения - первые помощники в эффективности реализации товаров. От правильности ведения переговоров зависит, станет ли потенциальный покупатель клиентом, сделавшим заказ. Способы и правила общения различными средствами коммуникации во многом схожи. Детальный и тщательный разбор каждого вида поможет сориентироваться в построении алгоритма остальных типов «окучивания» клиентов.
Зачем вообще нужны правила общения с клиентами
Доверительные и длительные отношения тандема продавец-покупатель создаются благодаря открытому, легкому, свободному общению. Умение заинтересовать клиента - первый шаг к тому, что он не просто обратит внимание на предлагаемый товар или услугу, но и совершит покупку. Поэтому, коммуникативные навыки не должны оставаться на привычном бытовом уровне.
Профессиональное общение всегда нацелено на:
- оперативную установку связи - контакты, кнопка онлайн-чата, номера телефонов разных мобильных операторов и подобное;
- комфорт потенциального покупателя - клиент должен чувствовать себя максимально комфортно, свободно и непринужденно во время общения с менеджером, консультантом, продавцом;
- стимуляцию завершения сделки - ненавязчивое подталкивание сомневающегося заказчика к совершению покупки;
- желание возвращаться и рекомендовать знакомым - увлеченность покупателя ведет к всё новым и новым заказам.
Использование принципов правильного общения с клиентами приводит к заинтересованности аудитории и, как следствие - увеличению продаж. Вне зависимости от способа коммуникации (телефонные звонки, переписка по электронной почте, рассылка SMS) следует придерживаться общих канонов построения взаимодействия с потенциальными заказчиками.
Основные правила построения общения:
- Четкий план ведения переговоров, возможно с предварительной репетицией.
- Приветливый тон.
- Обращение к клиенту по имени.
- Слушать. Вникать. Оперативно отвечать.
- Не затягивать с главной «проблемой».
- Предлагать несколько вариантов на выбор.
- Подталкивать к быстрому определению с покупкой/заказом.
- Не быть излишне навязчивым.
- Вовремя благодарить и извиняться (при необходимости).
- Прощаться так, чтобы хотелось вернуться и продолжить сотрудничество.
Кроме перечисленных правил существуют еще и те, которые подходят исключительно к конкретному виду общения. Например, пункт «Слушать. Вникать. Оперативно отвечать» не целесообразен для переписки - из трех тезисов реально оставить лишь один «оперативно отвечать».
Распространенные ошибки в общении с клиентами:
- недостаточная квалификация консультанта;
- отсутствие позитивного настроя и «улыбки в голосе»;
- самоуверенность и фамильярность;
- быстрая/монотонная речь;
- безграмотное построение предложений;
- дефекты дикции;
- редкое использование/неправильное произношение имени собеседника;
- навязчивость;
- невнимательность;
- медлительность в ответах;
- сомнение в голосе;
- отсутствие выявления потребностей;
- нежелание услышать отрицательный ответ потенциального покупателя;
- затрагивание политических/религиозных/социальных аспектов;
- унижение клиента;
- игнорирование озвученных пожеланий;
- частое употребление местоимения «я»;
- вопросы/ответы не по существу;
- длительное молчание;
- ответ вопросом на вопрос;
- забывчивость и переспрашивание;
- ведение беседы без четкого плана.
Самые эффективные способы коммуникации с клиентами
Личная встреча
Подходит далеко не для всех интернет-магазинов, так как основное преимущество онлайн-продаж - минимизация затраченного времени клиента. Если личный контакт неизбежен, то нужно позаботиться об:
Общение по телефону
Тип коммуникации, подразделяющийся на два подвида: индивидуальные и холодные звонки.
Холодные звонки помогают собрать информацию о потенциальном клиенте, а также заинтересовать его. Очень важно найти грань, позволяющую при абсолютной видимой ненавязчивости оставаться настойчивым. Главное табу холодного звонка - немедленное предложение о покупке товара или услуги. Лучше ограничиться информацией о контактных данных потенциального клиента, и чуть позже (возможно с применением SMS или e-mail) продолжить дальнейшее общение, пригласить на вебинар, заинтересовать распродажей, акцией.
Индивидуальные звонки требуют максимальной отдачи от менеджера. В этом типе общения важны и план, и обращение по имени, и умение выслушать, и своевременное озвучивание выгодных предложений.
Ориентировочный план общения по телефону:
- Поздороваться, представиться - название компании, занимаемая должность, имя.
- Узнать, как обращаться к собеседнику - желательно имя и отчество.
- Уточнить о цели звонка - выслушать до конца, не перебивать.
- Сделать всё, чтобы помочь клиенту в реализации его планов или решении возникших проблем - разговаривать максимально понятно, объяснять плюсы, минусы и возможные нюансы относительно товара или предоставляемых услуг.
- Предложить несколько вариантов на выбор - называя каждое наименование, следует сразу же выделять преимущества продукции.
- Помогать с выбором, рассеивать сомнения, рекомендовать, но не навязывать. Потенциальный покупатель должен быть уверен в том, что покупка - исключительно его выбор.
- Подтолкнуть к оформлению заказа «здесь и сейчас», сделав уникальное предложение. Предложить приобрести дополнительные товары или сопутствующую услугу.
- Поблагодарить за звонок.
Онлайн-чат
Всплывающее окно на сайте интернет-магазина привлекает покупателей, предпочитающих получать ответы мгновенно. Используя форму онлайн-чата, следует быть готовым к тому, что:
- отвечать нужно немедленно, не пропуская ни одного вопроса;
- всплывающее окно может раздражать отдельных личностей (рекомендовано настроить появление формы чата ориентировочно через 40 секунд после захода посетителя на сайт);
- вопросы не всегда касаются ассортимента интернет-магазина;
- придется использовать дополнительный функционал (возможность оплаты сразу в онлайн-чате и наличие «кнопок» соцсетей).
Минус чата в том, что практически нереально удержать посетителя, если он этого не хочет. Иногда вопросы и предложения консультантов остаются без ответов.
Общение с клиентом посредством электронной почты не самый лучший метод ведения переговоров. Проблема в том, что часто письма от интернет-магазинов попадают в папку «спам». Не всегда понятно, было ли прочитано послание и, банально, у покупателя может не быть времени ответить на e-mail незамедлительно, а после он и вовсе забывает о письме.
Если политика магазина предусматривает использование электронной почты в качестве одного из способов коммуникации, придется выполнять следующие правила:
- персонализация - письмо должно быть адресовано конкретному человеку и ни в коем случае не иметь признаков массовой рассылки;
- наличие приветствия (желательно использование имени клиента);
- максимум конкретики - люди устают читать длинные письма, поэтому суть должна быть изложена буквально в одном-двух абзацах;
- «говорящая» тема электронного письма - название обязано объяснять основную направленность повествования.
Психология покупателя
Все люди разные - одному может подойти сухое, лаконичное общение, а с другим придется изворачиваться, внедряя скользкие шуточки и не совсем приличные анекдоты.
Пять самых ярких типа покупателей:
- Всезнайка - человек, безапелляционно уверенный в своей правоте и позиционирующий себя как профессионалов в любом деле. Он одинаково хорошо разбирается и в сантехнике, и в мебели, и в свадебных аксессуарах, и в женском белье, и в товарах для младенцев. С подобными личностями лучше не спорить, и строить все возражения довольно аккуратно, взвешенно, с доказательствами. Иначе, как только всезнайка почувствует, что задеты самолюбие и авторитет, он быстро ретируется, резко прервав общение.
- Скучающий - клиент, блуждающий в сомнениях и не настроенный на покупку . «Задеть» и разбудить покупателя можно при помощи наводящих, ненавязчивых вопросов, требующих односложных ответов. Склонить на незапланированный заказ реально лишь завязав доверительную беседу.
- Торопыга - вечно спешащий покупатель. Готов купить все что угодно, главное - оперативно. Если не воспользоваться моментом - клиент уйдет безвозвратно. Торопыге не важны ни функциональные качества товара, ни выгодные стороны, ни привлекательные предложения. У него есть конкретная сумма, которую он готов потратить на конкретный товар. Быстро. Без промедления. Прямо сейчас. Поэтому, общение должно сводиться к банальному: «Здравствуйте. Что вам? Цена такая-то. Ваш чек. Спасибо за покупку!»
- Угрюмый - личность, заведомо недовольная. И не важно, насколько привлекателен товар или услуга и насколько приятен и коммуникабелен менеджер - угрюмому заказчику все будет не так, как хотелось, мечталось, грезилось. Чтобы не упускать потенциального покупателя, придется терпеливо отвечать на вопросы и продавать то, на что он укажет пальцем. Эта категория клиентов, при всей своей мрачноватости и непредсказуемости, является одной из самых благодарной и преданной.
- Весельчак - покупатель, появляющийся с шуткой и уходящий с улыбкой. Оптимисты позитивны в желаниях и оперативны в покупках. Главное предостережение в общении с «весельчаком» - не опускаться до панибратства и помнить о субординации покупатель/продавец.
Уверенное общение с покупателем онлайн-магазина - гарантия эффективности продаж. Использование одновременно несколько вариантов коммуникации поможет заинтересовать и удержать покупателя, расширяя тем самым клиентскую базу.