Каковы требования системы стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на предприятии Руководство по системе управления охраной труда пример

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали и . Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет. В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях» . Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда . Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда , включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда . Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками . Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав .
  5. Информирование работников об условиях труда . Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы . Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи . К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами . Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой , описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур .

  1. Организация и проведение оценки условий труда . Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда . В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников . Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н , а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком . Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха . Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ . С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001. Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров. Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

Создание и функционирование системы управления охраной труда является обязанностью работодателя. Одним из пунктов проверки при осуществлении контрольно-надзорных функций государственным инспектором по труду является наличие в вашей организации системы управления охраной труда. В подтверждение вышесказанного ниже приведена выписка из Трудового Кодекса РФ:

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Работодатель обязан обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

Создание и функционирование системы управления охраной труда;

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ)

Как написать стандарт по системе управления охраной труда? Смотрите образец такого стандарта ниже.

“СОГЛАСОВАНО”

“УТВЕРЖДАЮ”

Наименование должности руководителя профсоюзного либо иного уполномоченного

работниками органа

Наименование должности работодателя

(подпись)

(фамилия, инициалы)

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Дата утверждения

Дата согласования

“СОГЛАСОВАНО”

Реквизиты документа, выражающего мнение

профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

(наименование организации, учреждения)

Стандарт на листах
Срок действия

1. Общие положения

1.1. Настоящая Система управления охраной труда (далее – СУОТ) разработана в соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н “Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков”, ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования” и другими нормативными документами в области охраны труда.

1.2. Система управления охраной труда – набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

1.3. Настоящая СУОТ устанавливает правовые основы организации в области охраны труда всех организационно-правовых форм и деятельность службы охраны труда работодателя, определяет задачи, основные функции и права этой службы в общей системе управления профилактической работой в организации по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работающих.

1.4. Основными элементами системы управления охраной труда являются политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.

1.5. Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

– разработка и осуществление технической политики, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников отрасли, организация научных исследований по этим проблемам;

– подготовка и утверждение в установленном порядке нормативных актов по охране труда;

– анализ причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принятие мер по их профилактике;

– осуществление методического руководства службой охраны труда, организация обучения работников службы;

– организация проверки соблюдения правил охраны труда и установленных государством социальных гарантий в органах управления и учреждениях отрасли.

1.6. Целью разработки и внедрения СУОТ в организации является:

– обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям;

– определение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

– выявление вредных и опасных производственных факторов и соответствующих им рисков, связанных с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

– определение политики организации в области охраны труда;

– разработка организационных схем и программы для реализации политики и достижений ее целей выполнения поставленных задач.

1.7. Безопасные и здоровые условия труда должны обеспечиваться планомерным и систематическим проведением комплекса организационных, социальных, технических и финансово-экономических мероприятий, в том числе:

– распределением функций, задач и ответственности руководителей и специалистов предприятия;

– характером регламентных работ;

– финансированием мероприятий по охране труда и организацией бухгалтерского учета расходования выделенных средств;

– соответствия учебных и производственных процессов и проводимых различных мероприятий нормативным требованиям, количественной оценки результатов в области охраны труда;

– организацией обучения и систематическим повышением квалификации работников;

– созданием нормальных санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда для работников организации, эффективной системы обслуживания, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;

– организацией эффективной системы контроля, действующей совместно с системой материального стимулирования;

– принятием гибкой системы определения и четким распределением обязанностей и ответственности должностных лиц и исполнителей по обеспечению безопасности при ведении учебных и других видов процессов в интересах организации.

1.8. Система управления охраной труда должна предусматривать:

– планирование показателей условий и охраны труда;

– контроль плановых показателей;

– предупредительно-профилактические работы;

– возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий.

1.9. Организация работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должна содержать в своем составе и предусматривать планомерное и систематическое проведение:

– работ по обеспечению надежности и безопасности оборудования, зданий и сооружений;

– мероприятий по обеспечению безопасности выполнения соответствующих видов работ и направлений производственной деятельности персонала.

2. Управление охраной труда и организация охраны труда в организации

2.1. Руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагается:

– в организации – на руководителя;

– в структурных подразделениях организации – на руководителя структурного подразделения.

2.2. В организации должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

– обеспечивали управление охраной труда на всех уровнях;

– определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

– осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

– способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;

– соблюдали принципы построения систем управления охраной труда;

– устанавливали и осуществляли политику по охране труда;

– устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

– устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления.

2.3. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда (управление, отдел, другое структурное подразделение) или вводит в штат должность специалиста по охране труда.

2.4. На должность специалиста по охране труда назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по охране труда на инженерно-технических и руководящих должностях, а также прошедшие специальное обучение по охране труда.

2.5. Организация работы по охране труда в организации возлагается на специалиста по охране труда.

В организациях, где не введены должности специалистов по охране труда, выполнение соответствующих функций возлагается приказом руководителя на одного из работников, из числа специалистов, с выделением необходимого для этих целей времени и при согласии работника. Для выполнения функциональных обязанностей специалиста по охране труда допускается пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.

3. Определения, обозначения, сокращения

3.1. В настоящем стандарте приняты следующие термины с соответствующими определениями:

– место проведения работ – физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей;

– работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо, (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;

– промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и организации от аварий на опасных производственных объектах и последствий аварий;

– инцидент – небезопасное происшествие, связанное с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного случая;

– комитет (комиссия) по охране труда – комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике;

– наблюдение за состоянием здоровья работников – процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы;

– непрерывное совершенствование – последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом;

– наблюдение за производственной средой – общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения;

– оценка опасностей – систематическое оценивание опасностей;

– организация – компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление;

– оценка риска – процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников;

– подрядчик – физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями;

– представители работников – любые лица, признанные таковыми, исходя из национального законодательства и практики; представителями работников могут быть:

а) представители профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;

б) выборные представители, свободно избранные работниками организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов;

в) работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

– риск – сочетание вероятности возникновения в процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием;

– связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни – результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.

4. Информационное обеспечение системы охраны труда

4.1. В рамках информационного обеспечения системы охраны труда решаются следующие задачи:

– взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами Рострудинспекции, Ростехнадзора, МЧС РФ;

– регистрация и ведение реестра опасных производственных объектов организации (в случае их наличия);

– формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму на объектах организации, по вопросам лицензирования опасной производственной деятельности, экспертной деятельности и сертификации;

– координация работ по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации объектов организации.

4.2. Информационное обеспечение в рамках системы охраны труда осуществляется в соответствии с процедурами, регламентирующими:

– ознакомление работников организации с внутренними документами предприятия по вопросам охраны труда;

– ознакомление работников организации с законодательными, правовыми, нормативными и иными актами Российской Федерации по вопросам охраны труда с использованием информационно-поисковой системы путем направления в подразделения информации в электронном виде и на бумажных носителях.

5. Идентификация опасных производственных объектов

5.1. Идентификация опасностей проводится по следующим направлениям:

– выявление опасных и вредных производственных факторов по каждому рабочему месту по условиям труда и травмоопасности;

– определения Перечня работ повышенной опасности;

– выявление оборудования, зданий, сооружений, технических устройств, которые по результатам технических экспертиз и освидетельствований не соответствуют требованиям по их эксплуатации;

– наличие нормативных документов по охране труда;

– обеспеченность локальными документами, регламентирующими определенный вид деятельности, работ;

– обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– организация проведения работ, управление их выполнением;

– компетентность и обученность персонала;

– проверка выполнения работниками действующих нормативных документов по охране труда.

6. Оценка риска и управление рисками

6.1. Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, подлежат анализу, оценке и по необходимости исключению или снижению риска.

Все идентифицированные риски подлежат управлению с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используются:

– исключение опасной работы;

– замена опасной работы;

– ограничение воздействия вредных и опасных производственных факторов;

– использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

– модернизация оборудования;

– усовершенствование технологического процесса;

– проведение обучения безопасным приемам и методам работы;

– своевременная разработка и обеспечение локальными нормативными актами.

Выполнение работ повышенной опасности с высоким уровнем риска проводятся с оформлением нарядов-допусков в соответствии с действующими на предприятии рабочими инструкциями.

6.2. Управление рисками аварий и инцидентов.

При анализе и прогнозировании риска аварий и инцидентов учитывается техническое состояние конструкций, оборудования, технических устройств, обусловленное воздействием реальных эксплуатационных факторов.

6.3. Управление рисками травматизма.

Определение вероятности возникновения несчастных случаев основывается на определении травмирующих факторов, которые оказываются в зоне, где находится работник.

Для решения задач оперативного управления охраной труда с целью снижения вероятного возникновения несчастных случаев используются следующие показатели:

– значение травмоопасности на объектах работ, характеризующее вероятность травмирования при наличии тех или иных нарушений требований правил безопасности;

– оперативные данные специальной оценки условий труда рабочих мест, включающие в себя показатели уровня травмоопасности и вероятность получения профессионального заболевания;

– сформированные и реализованные требования – заявки на материальные и трудовые ресурсы, необходимые для устранения выявленных нарушений требований охраны и безопасности труда.

С целью снижения степени риска травмирования работников необходимо:

– использовать автоматические средства защиты от постоянно присутствующих травмирующих факторов, возникающих при авариях оборудования, неправильных действий работающих. Функционирование этих элементов системы не зависит от поведенческих функций работника. Их надежность определяется конструктивными особенностями оборудования и действиями персонала, осуществляющего техническое обслуживание оборудования;

– применять средства индивидуальной защиты (СИЗ) от постоянно действующих опасных факторов, а также факторов, случайно появляющихся в процессе производства в результате аварий оборудования или воздействия среды;

– соблюдать установленный порядок выполнения технологических операций и приемов работ на используемом оборудовании.

6.4. Основной задачей управления рисками является обеспечение такой организации работ, которая позволяет минимизировать вероятность возникновения аварии, инцидентов и несчастных случаев вследствие отказов оборудования, технических устройств, нарушений требований и норм по охране труда при проведении работ повышенной опасности, ошибок обслуживающего персонала.

Показателем, характеризующим степень достижения целей системы управления охраной труда, является минимальный уровень травматизма, аварийности.

Целью оперативного управления рисками является опережающий стиль, основанный на оценке вероятности травмирования работника, возникновения инцидента, аварий вследствие требований охраны труда и своевременное их устранение.

7. Обязанности руководителя организации по охране труда

7.1. Обеспечение безопасности при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасной организации работ в структурных подразделениях, а также эффективной эксплуатации средств коллективной и индивидуальной защиты.

7.2. Обеспечение соответствующих требованиям законодательства об охране труда условий труда на каждом рабочем месте.

7.3. Организация надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

7.4. Обеспечение режима труда и отдыха работников, установленного законодательством.

7.5. Выдача работающим бесплатной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами.

7.6. Эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников.

7.7. Организация проведения расследования несчастных случаев на производстве.

7.8. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

7.9. Обучение, инструктаж работников и проверка знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

7.10. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и льготах.

7.11. Беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в организации и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7.12. Своевременная уплата штрафов, наложенных органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда.

7.13. Необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим.

7.14. Предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в организации, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве.

7.15. Обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

7.16. Ознакомление работников с требованиями охраны труда.

7.17. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.

8. Обязанности должностных лиц по охране труда

8.1. Руководитель структурного подразделения:

8.1.1. Обеспечивает безопасные условия труда на каждом рабочем месте вверенного ему подразделения в соответствии с нормами и правилами охраны труда.

8.1.2. Разрабатывает и согласовывает в установленном порядке инструкции по охране труда для работников вверенного ему структурного подразделения.

8.1.3. Проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте в порядке, предусмотренном разделом 7 государственного стандарта “Организация обучения безопасности труда” ССБТ ГОСТ 12.0.004-90.

8.1.4. Контролирует соблюдение подчиненными работниками правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

8.1.5. Организует безопасное хранение, транспортировку и использование радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных, огнеопасных веществ и материалов (при наличии).

8.1.6. Обеспечивает подчиненных работников специальной одеждой, специальной обувью, санитарной одеждой, средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком и лечебно-профилактическим питанием, согласно установленным нормам.

8.1.7. Знает порядок расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, обеспечивает своевременное оказание первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях.

8.1.8. Не допускает выполнения работ на неисправном оборудовании и не допускает к работе лиц, не прошедших соответствующего обучения и инструктажа по охране труда.

8.1.9. Отстраняет от работы лиц, нарушающих правила, нормы, инструкции по охране труда и производственной санитарии.

8.1.10. Останавливает работу неисправного оборудования (приборов, аппаратов).

8.1.11. Несет ответственность за соблюдение требований охраны труда в подчиненном ему подразделении.

8.2. Специалист по охране труда:

8.2.1. Организует и контролирует выполнение работ по охране труда на предприятии в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ, Трудового кодекса РФ и настоящего Стандарта.

8.2.2. Проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь принимаемыми работниками организации.

8.2.3. Осуществляет контроль за своевременным и качественным проведением других видов инструктажа на рабочем месте и обучением безопасным методам работы.

8.2.4. Консультирует руководителей организации по вопросам охраны труда.

8.2.5. Вносит руководству организации предложения о приостановлении работ, осуществляемых с нарушением требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников.

8.2.6. Производит учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

8.2.7. Оказывает методическую помощь ответственному лицу в оформлении установленным порядком списка профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.

8.2.8. Контролирует своевременное прохождение работниками предприятия периодических медицинских осмотров, своим предписанием отстраняет работника от выполнения работ, не прошедшего медосмотр.

8.2.9. Участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

8.2.10. Составляет отчетность по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом.

8.2.11. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений организации в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, программ обучения по охране труда и стандартов организации ССБТ.

8.2.12. Организует своевременное обучение по охране труда работников организации, участвует в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников предприятия;

8.2.13. Совместно с руководителями самостоятельных подразделений составляет перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

8.2.14. Обеспечивает руководителей самостоятельных подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

8.2.15. Организует методическое руководство специальной оценкой условий труда.

8.2.16. Разрабатывает совместно с руководителями служб и специалистами планы, мероприятия и программы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказывает организационно-методическую помощь по выполнению запланированных мероприятий.

8.2.17. Участвует в работе комиссии третей ступени контроля состояния условий и охраны труда на предприятии.

8.2.18. Предъявляет руководителям самостоятельных служб организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролирует их выполнение.

8.2.19. Осуществляет контроль за:

а) соблюдением требований законодательства и других нормативных правовых актов по охране труда руководителями, специалистами, рабочими и инженерно-техническими работниками предприятия;

б) выполнением мероприятий по охране труда, предписаний органов государственного контроля и надзора, указаний органов местного самоуправления по созданию здоровых и безопасных условий труда;

в) наличием в подразделениях предприятия инструкций по охране труда, программ первичного инструктажа на рабочем месте, программ по обучению работников по охране труда и т.д.;

г) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, своевременным их испытанием;

д) своевременным инструктированием, обучением и проверкой знаний руководителей и специалистов и рабочих в целом по предприятию;

е) организацией хранения, ремонта, стирки специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

ж) выполнением порядка допуска работников к самостоятельной работе, в том числе к работам повышенной опасности (в случае их проведения).

9. Обязанности работников по вопросам охраны труда

Работник обязан:

9.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда.

9.2. Правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты.

9.3. Выполнять только порученную работу с соблюдением требований инструкций по охране труда.

9.4. Работать в исправной спецодежде и спецобуви, предусмотренной нормами, пользоваться соответствующими средствами защиты и предохранительными приспособлениями.

9.5. Немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

10. Осуществление контрольных функций за состоянием условий и охраны труда

Один из принципов контроля за состоянием условий и охраной труда – регулярные проверки по выявлению несоответствий требований охраны труда, которые представляют риск и вероятность возникновения несчастных случаев, аварий, инцидентов.

10.1. Организация трёхступенчатого метода контроля за состоянием охраны труда.

Трехступенчатый административно-общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации организации за состоянием условий труда и безопасности труда на рабочих местах в структурных подразделениях, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трёхступенчатый контроль проводится:

– на первой ступени – на участке структурного подразделения;

– на второй ступени – в структурном подразделении;

– на третьей ступени – в организации в целом.

10.2. Первая ступень трёхступенчатого контроля

Первая ступень трехступенчатого контроля осуществляется руководителем соответствующего участка и уполномоченным лицом по охране труда ежедневно в начале смены (рабочего дня), а также, при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.), в течение дня (смены).

На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

– выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

– состояние и правильность организации рабочих мест, расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений и др.;

– состояние проходов, переходов, проездов;

– безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

– исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

– соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

– наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

– наличие у работающих удостоверений по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью.

По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение.

Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителем участка.

Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами участка, то его руководитель по окончании осмотра должен доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающего или привести к аварии, руководитель подразделения приостанавливает работу до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка.

Руководитель участка и уполномоченное лицо по охране труда должны на совещании перед началом смены информировать свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки на первой ступени контроля, и о принятых мерах.

Ежедневно в конце смены руководитель участка (отделения, лаборатории) должен отчитаться перед руководителем структурного подразделения о состоянии охраны труда на вверенном участке (отделения, лаборатории).

10.3. Вторая ступень трёхступенчатого контроля

Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения еженедельно с целью проверки соответствия требованиям охраны труда, состояния всех видов оборудования и механизмов, соблюдения их безопасной эксплуатации, соблюдения правил и норм при проведении различного вида работ, ведения нормативно-технической документации в пределах структурного подразделения.

На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

– организацию и результаты работы первой ступени контроля;

– выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля;

– выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и руководителя подразделения, решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных лиц по охране труда;

– выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

– выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

– исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

– соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электрооборудовании и с электроинструментом;

– соблюдение графиков ППР производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

– состояния переходов и галерей;

– состояния уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

– наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

– соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасностными веществами и материалами;

– своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

– наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

– обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

– состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Выполнение требований охраны труда на второй ступени контроля осуществляется не реже одного раза в месяц с участием уполномоченного лица по охране труда и специалиста по охране труда.

10.3.1. Результаты проверки записываются в “Журнал проверки условий и безопасности труда 2-й ступени контроля” с росписью всех лиц, участвовавших в проверке, при этом намечаются мероприятия по устранению выявленных нарушений, исполнители и сроки устранения нарушений, а также дается оценка работы первой ступени контроля.

10.3.2. Один раз в полугодие на собрании трудового коллектива (день Охраны Труда) проводится анализ состояния охраны труда на участках, специалистом по охране труда и ответственными лицами информируется о проведенной профилактической работе за прошедший период в области защиты персонала от травм и профессиональных заболеваний, принятым мерам по предотвращению аварий и инцидентов и устранению выявленных замечаний по охране труда.

Результаты собрания оформляются протоколом.

Одновременно принимается решение о наложении взысканий на лиц, нарушивших правила охраны труда или не выполняющих свои функциональные обязанности в области охраны труда.

10.4. Третья ступень трёхступенчатого контроля

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации.

В состав комиссии входит заместитель возглавляемой руководителем организации, председатель комиссии охраны труда, руководители служб, отделов.

Проверка проводится в присутствии руководителя структурного подразделения проверяемого подразделения.

На третьей ступени контроля трёхступенчатого контроля рекомендует проверять:

– организацию и результаты работы первой и второй ступени контроля;

– выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

– предписания и указания органов надзора и контроля, приказы руководителя предприятия и решения комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

– выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

– выполнение мероприятий по материалам расследований тяжёлых и групповых несчастных случаев и аварий;

– организацию внедрения стандартов безопасности труда, техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояния проезжей и пешеходной частей, тоннелей, переходов и галерей;

– соответствие технологического, грузоподъёмного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

– эффективность приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

– выполнение графиков ППР производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключение энергетического оборудования;

– обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организация их стирки, чистки и ремонта;

– обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

– организация лечебно-профилактического обслуживания;

– состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

– организацию и качество проведения обучения, инструктажей по безопасности труда;

– подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях;

– соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

11. Порядок инструктажа, обучения и аттестации рабочих, руководителей, специалистов и служащих

11.1. Проведение инструктажа по охране труда.

11.1.1. Все принимаемые на работу лица, а также командированные работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит назначенный приказом руководителя специалист по охране труда (или ответственное лицо).

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке руководителем организации.

11.1.2. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит руководитель структурного подразделения (отделения, лаборатории), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах общества, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях – в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

11.1.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

– со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому с использованием материалов, инструментов и механизмов;

– с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение для них работы;

– с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися в образовательных организациях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений (отделений, лабораторий) по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организации.

11.1.4. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 11.1.3., не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

11.1.5. Внеплановый инструктаж проводится:

– при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

– при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

– при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

– по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

– при перерывах в работе – для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных, а для остальных работ – 60 дней.

11.1.6. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы.

11.2. Организация обучения, аттестации и проверки знаний рабочих

11.2.1. Организация обучения рабочих по профессии, безопасным приёмам и методам работы возлагается на отдел кадров.

11.2.2. Обучение проводят по программе, согласованной с соответствующими органами надзора и контроля и разработанной на основе типовой программы обучения.

11.2.3. Учебные программы должны предусматривать теоретическое и практическое обучение безопасным приёмам и методам работы.

11.2.4. Теоретическое обучение рабочих безопасным методам и приёмам работы на рабочем месте проводится под руководством непосредственных руководителей в объёме инструкций по перечню обязательных инструкций данного рабочего места.

11.2.5. При теоретическом обучении безопасным приёмам и методам работы на рабочем месте рабочие должны изучать:

– инструкции по охране труда согласно перечню обязательных инструкций для данной профессии;

– требования правильной организации и содержания рабочих мест;

– порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки к пуску его в работу, назначение контрольно-измерительных приборов, заземляющих устройств, ограждений, блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств и приспособлений;

– пожарную опасность и противопожарные меры, расположение и принцип действия противопожарных средств, аварийных сигналов, пожарных извещателей и т. п.;

– опасные факторы производства, действия при тушении пожаров и загораний;

– порядок хранения и применения средств индивидуальной защиты;

– правила оказания доврачебной помощи при отравлениях, поражениях электротоком и других несчастных случаях.

11.2.6. Все рабочие, имеющие перерыв в работе более 3-х лет, а при работе на объектах с повышенной опасностью более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

11.2.7. Руководство структурного подразделения может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3-х лет, переходящего из одного подразделения в другое (участка, отдела, лаборатории) в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работает, не меняется.

11.2.8. Для проведения обучения, после проведения первичного инструктажа руководитель структурного подразделения, распоряжением (по отделу, лаборатории) назначает лицо, которое должно проводить теоретическое и практическое обучение рабочего безопасным приёмам и методам работы на рабочем месте.

11.2.9. Теоретическое обучение рабочих безопасным методам и приёмам работы на рабочем месте проводится под руководством руководителей участков в объёме инструкций по перечню обязательных инструкций данного рабочего места. С приказом должны быть ознакомлены под расписку персонал, подлежащий обучению, и лица, на которых возложено обучение.

11.2.10. Для практического обучения безопасным методам и приёмам работы рабочий закрепляется за квалифицированным рабочим. Общее руководство теоретическим и практическим обучением по безопасным методам и приёмам работы возлагается на непосредственных руководителей.

11.2.11. В процессе обучения все работы рабочий должен выполнять только по указанию и под обязательным контролем лица, ответственного за практическое обучение.

11.2.12. Работники управления кадров периодически проводят проверку качественного обучения на рабочем месте.

11.2.13. Периодическое обучение по правилам безопасности следует совмещать с обучением по повышению квалификации рабочих.

11.2.14. Аттестация рабочих по охране труда проводится:

– перед допуском к самостоятельной работе и повышением квалификации (разряда);

– не реже 1 раза в год;

– в случае проведения работ с нарушением правил безопасности;

– по решению руководства производства, цеха и требованию главных специалистов и работников службы охраны труда предприятия; если рабочий показал низкие знания безопасности приемов и методов труда;

– по требованию органов государственного надзора;

– по исполнению приказов и распоряжений по производственному подразделению, предприятию.

11.2.15. Состав аттестационной комиссии определяется приказом по предприятию. Комиссия принимает решение по квалификации и возможности допуска к самостоятельной работе. Решение комиссии оформляется протоколом и фиксируется в личной карточке.

11.2.16. Допуск рабочего к самостоятельной работе оформляется приказом по отделу (лаборатории и пр.).

Если рабочий показал неудовлетворительные знания, то в течение месяца он проходит повторную проверку.

В случае неудовлетворительной оценки знаний при повторной проверке руководство должно решить вопрос о дальнейшей его работе.

11.3. Проведение инструктажей, аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов

11.3.1. Аттестация руководителей и специалистов в области охраны труда проводится периодически в сроки, установленные правилами безопасности, но не реже, чем один раз в три года.

Аттестация проводится не позднее одного месяца:

– при назначении на должность;

– при переходе на другую работу, отличающуюся от предыдущей по условиям и характеру требований нормативных документов;

– при переходе с одного предприятия на другое;

– при перерыве в работе более одного года.

11.3.2. Внеочередная проверка знаний проводится:

– при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области охраны труда;

– при внедрении новых видов технических устройств и новых технологий на опасных производственных объектах;

– при выявлении нарушений требований охраны труда.

Внеочередная проверка знаний не заменяет аттестацию.

11.3.3. Для аттестации руководителей и специалистов приказом по предприятию создается постоянно действующая аттестационная комиссия.

11.3.4. Для оценки знаний в ходе аттестации работников могут быть использованы средства вычислительной техники.

11.3.5. Перед аттестацией (проверкой знаний) руководителей и специалистов организуется краткосрочные семинары, беседы, консультации.

11.3.6. Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляются протоколом.

11.3.7. Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии. В случае неудовлетворительной оценки знаний при повторной проверке руководство должно решить вопрос о дальнейшей работе специалистов в соответствии с действующим законодательством.

12 . Специальная оценка условий труда по факторам вредности, опасности, тяжести и напряженности труда

12.1. Специальная оценка условий труда является основным функциональным инструментом управления профессиональной безопасностью и здоровьем и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, “Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.

12.2. Специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (за исключением – надомников, дистанционных работников; работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями).

12.3. Нормативной основой проведения специальной оценки условий труда являются:

– гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

– система стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

– перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при проведении специальной оценки условий труда;

– список производств (участков), профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

– перечень производств (участков), профессий и должностей, работы в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (если таковые имеются);

– списки NN 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

12.4. Результаты специальной оценки условий труда используются в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков.

12.5. Сроки проведения специальной оценки условий труда устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

12.6. Внеплановой спецоценке подлежат рабочие места в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

12.7. Для измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

13. Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

13.1. На основании Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков службой охраны, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н ежегодно разрабатывается Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков с указанием сроков выполнения и назначения ответственных лиц за их выполнение.

13.2. Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

13.3. В Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включаются:

– проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков;

– реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков;

– внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;

– приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;

– устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;

– устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

– нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

– внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

– внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

– установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;

– механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

– механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;

– механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

– модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);

– устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

– приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;

– устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;

– приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;

– обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

– обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ;

– приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;

– организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников;

– организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

– обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;

– проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);

– оборудование по установленным нормам помещения для оказания помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;

– организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством;

– издание (тиражирование) инструкций по охране труда;

– перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

– реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

14. Проведение предварительного и периодического осмотра

Предварительный и периодический медицинский осмотр проводится в соответствие с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности “профпатология” или имеющие действующий сертификат по специальности “профпатология”.

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

15. Финансирование мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В списке обязанностей работодателей есть такое общее понятие, как создание и внедрение системы управления охраной труда на предприятии. Закреплена эта обязанность в . Она состоит из целого комплекса элементов. Каждый из этих элементов существует для достижения основной цели – обеспечение полной безопасности и сведение к минимуму рисков происхождения чрезвычайных ситуаций. При создании СУОТ опираются на несколько ГОСТов – и . В организациях, где уже внедрена СУОТ, влияние вредных факторов является минимальным, а потому увеличивается производительность работы и качество изготовляемой продукции.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

При разработке политики в области охраны труда (ОТ), руководители предприятий должны позаботиться о создании полноценной системы. Сегодня данные требования регламентируются в ТК, типовых стандартах и законах России. У СУОТ есть ключевые функции и задания.

Система управления охраной труда на предприятии основные задачи следующие:

  • Обеспечить полную безопасность для сотрудников на рабочих местах;
  • Гарантировать безопасную работу технического оборудования;
  • Обеспечить безопасность на каждом этапе производственного процесса;
  • Нормализовать санитарные условия;
  • Вести пропаганду безопасной работы;
  • Обеспечить наличие всех средств, которые служат индивидуальной защитой персонала;
  • Обеспечить оптимальный режим работы/отдыха.

К функциям СУОТ относят оценку показателей ОТ, организацию нужных работ в рассматриваемой отрасли, функционирование основных правил безопасности и стимулирование работников, соблюдающих требования.

Система управления охраной труда что такое?

СУОТ представляет собой набор взаимосвязанных правил, норм, процедур и процессов, которые в конечном итоге должны сформировать безопасные условия работы на местах. Примерную схему и содержание всех составляющих системы управления охраной труда следует описывать, начиная с верхушки – органа управления. Им является руководитель или главный инженер, у которого в распоряжении есть такие инструменты, как законодательство и управленческие решения. При их помощи обеспечивается деятельность по ОТ во всех структурных подразделениях.

Вторая ступень в структуре – это организационно-методический орган. Он помогает вышестоящему руководству в разработке правил и требований, а также контролирует их реализацию на местах. Чаще всего речь идет об отделе ОТ. Помогает ему в осуществлении своих функций представители профкома, а также сотрудники медсанчасти предприятия.
Далее идет информационный орган, который должен обрабатывать, обобщать и представлять информацию по конкретной отрасли. При различных изменениях в нормативной базе именно этот орган сообщает, какие новые правила вступили в действие, а какие – перестали действовать.

Последний составной уровень в структуре – это объект управления. Это понятие подразумевает под собой деятельность различных организационных служб по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Общие требования системы управления охраной труда на предприятии

Если говорить о требованиях, то каждое предприятие, а точнее его руководство, должно позаботиться об оформлении СУОТ. Она обязательно оформляется в документальной форме. После чего создаются специальные органы, которые следят за внедрением и поддержкой СУОТ. Иногда эти функции добавляются к обязанностям отдельных сотрудников. После того, как свод правил будет внедрен, его нужно постоянно совершенствовать, опираясь на изменения в законодательных актах.

Именно требования, содержащиеся в законах и стандартах, являются основой для формирования СУОТ на отдельно взятых предприятиях.

Система управления охраной труда на предприятии – ГОСТ

На сегодняшний день в РФ действует около десяти ГОСТов, касающихся этой области. Один из определяющих это — ГОСТ 12.0.007-2009 система управления охраной труда в организации. После основных положений он информирует о том, как правильно разрабатывать СУОТ на различных промышленных предприятиях. Далее следует раздел о разработке политики организации, касающейся данного вопроса. Важнейшей нормой является проведение работ по организации политики ОТ. Кроме того, планирование и применение ОТ – еще один ключевой раздел в ГОСТе. Заключительные разделы это оценивание и усовершенствование СУОТ.

Система управления охраной труда – образец 2018

Правильно оформленная система управления охраной труда в организации составляется по образцу приказа 438н. Политика промышленного предприятия, его цели, распределение обязанностей, процедуры и мероприятия по обеспечению ОТ, контроль и улучшение существующих правил, алгоритм реагирования на несчастные случаи – эти разделы присутствуют в образце.

Предписанных к исполнению государственными законами гарантирует гражданам неприкосновенность и лояльность со стороны органов власти. Особенно, если речь идет о предписаниях, которые дают гарантии рабочему населению, и, особенно, если эти положения имеют отношение к безопасности в период исполнения последними своих прямых трудовых обязанностей. В представленном материале будет освещена тема: Стандарт СУОТ на предприятии образца 2018 года.

Что такое система управления охраной труда?

Типовое положение о системе управления охраной труда 2018

Положение о соблюдении СУОТ в организации это руководящий документ о системе управления охраной труда, который создан с целью обеспечения на любом предприятии максимального содействия самого работодателя и его подчиненных всех уровней.

Организации вправе изменять и корректировать данные типовой формы, подстраивая документ под нужды своего предприятия с учетом его специфики. Типовая форма утверждена приказом Минтруда №438 с последующей регистрацией в Минюсте №44037.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

Помимо всех положений о распределении обязанностей, деятельность работодателя в области безопасности трудового процесса в организации СУОТ на промышленном предприятии должна включать:

  • Порядок учета и анализ вредных воздействий в период производственного процесса;
  • Результаты контроля;
  • Результаты медицинского обследования сотрудников;
  • Инструкции и прочие регламенты по охране трудовой деятельности на предприятии.

Важно — стандарт по обеспечению безопасности обязательно должен включать элементы получения и реагирования на документы в области охраны труда в организации. А также налаженную коммуникацию управленцев в этой области с работниками, и получения от них предложений по улучшению стандарта.

Требования безопасности трудовой деятельности в нашем государстве стандартизированы. Система стандартов безопасности труда (принятое сокращение - ССБТ) служит основой для разработки соответствующей документации и действует в целях установления единообразия норм и правил безопасности работников.

Общие положения

Основные положения о ССБТ первоначально были закреплены в ГОСТ 12.0.001-82 , действовавшем до 01.06.2014. На смену ему пришел ГОСТ 12.0.001-2013 .

ССБТ - это комплекс стандартов, закрепляющих положения о безопасности трудовой деятельности, которые взаимосвязаны между собой.

Между нормами и правилами, утверждаемыми государственными органами, и ССБТ должна быть установлена взаимосвязь, они не могут противоречить друг другу.

В систему ССБТ входят стандарты:

  • государственные (ГОСТ);
  • отраслевые (ОСТ);
  • предприятий (СТП) и организаций (СТО).

Государственные стандарты

  • утверждаются Госстандартом России;
  • обязательны для применения всеми государственными органами и хозяйствующими субъектами;
  • разрабатываются в отношении требований безопасности, имеющих межотраслевое значение.

Стандарты предприятий и организаций

  • разрабатываются специалистами по охране труда предприятия (организации) на основании государственных и отраслевых стандартов, входящих в ССБТ;
  • устанавливают требования безопасности трудовой деятельности на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности, производимой продукции, условий труда;
  • обязателен для применения работниками предприятия.

Заключение

Надо отметить, что ССБТ действует с 1972 года, и все это время она постоянно совершенствовалась, обновлялась. Данная система позволяет поддерживать единообразие в регулировании вопросов, связанных с безопасностью труда, выявлять и устранять его недостатки, уменьшать воздействие на работников вредной производственной среды.