Что такое внебюджетные фонды. Государственные бюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения (рис.2.2). Начиная с 1999 г. многие фоны, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетными (федеральные и региональные внебюджетные фонды с федеральным и региональным бюджетом соответственно). Например, произошла ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.

Рис.2.2 Внебюджетные фонды РФ.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение .

К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды социального назначения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств и добровольных взносов юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл.2.1).

Таблица 2.1

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Создание внебюджетных фондов продиктовано необходимостью решения жизненно-важных задач как социального, так и экономического характера. Их создание связано с созданием системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развития автомобильных дорог, содержания дорожного хозяйства, решение экологических проблем и так далее

Внебюджетные фонды выступают в качестве самостоятельного, стабильного и прогнозируемого источника денежных средств используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения и для финансирования региональных или ведомственных программ экономического характера

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и контролировать целевое использование этих финансовых ресурсов.

В современных условия внебюджетные фонды это механизмы перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты населения, его интересов или интересов отдельных групп и для решения конкретных задач экономического характера. Главная цель создания внебюджетных фондов необходимость выделения важных расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

На необходимость создания внебюджетных фондов повлияло

1. Доходы в государственном бюджете не закреплены за отдельными расходами и при этом расходы на социальные нужны финансировались по остаточному принципу и эту проблему можно было решить 2мя путями

Выделить в создании бюджета целевую часть

Законодательно образовать специальные внебюджетные фонды со своими доходами

2. Изменение в экономике требуют быстрых управленческих решений, а расходы государственного бюджета жестко регламентируются законодательством. Поэтому целесообразнее выделить внебюджетные фонды из государственного бюджета

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении органов власти и имеющих определенное целевое общественное назначение, самостоятельные источники формирования и при этом не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные фонды одна их форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели

1) Внебюджетные фонды позволяют контролировать строго целевое назначение этих средств, т.е обеспечивается более эффективный контроль за их использованием.

2) Кроме того у финансовых органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в социальную сферу.

3) При наличии бюджетного дефицита средства внебюджетных фондов не используются.

Все это раскрывает значение внебюджетных фондов

Классификация внебюджетных фондов

1. В зависимости от целевого назначения выделяют

Социальные (Пенсионный, ФОМС, Фонд социального страхования)

Экономические (Дорожный фонд)

2. По уровню управления

Федеральные

Региональные

Местные

3. В соответствии с правовой формой

Государственные

Негосударственные

Источники формирования внебюджетных фондов

Специальные целевые отчисления предприятий

Отчисления от прибыли предприятий

Средства бюджетов

Прибыль от коммерческой деятельности соответствующих внебюджетных фондов

Займы коммерческих/ центрального банка

Все источники можно разделит на постоянные и временные

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В РФ в число государственных социальных

Пенсионный

Социального страхования

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий

Государственного пенсионного обеспечения

Оказание бесплатной медицинской помощи

Поддержки в случаи потери трудоспособности

Поддержки во время отпуска по беременности и родам

Санаторно-курортного обслуживания

Спецификой этих фондов является четкое закрепление доходных источников и строго целевое использование средств

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения, но их самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности других предприятий или организаций. Они организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели регламентированные государством (уровень страховых платежей)

Государственные целевые внебюджетные фонды имеющие социальную направленность строго контролируются государством по поводу целевого назначения средств этих фондов.

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют специальный источники формирования обособленный от источников формирования бюджетов РФ и региональных. Они действуют на основе положений о фондах утвержденных законодательными органами либо положений утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с законами.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных целевых фондов осуществляет Министерство Финансов.

Определенные полномочия по регулированию деятельности этих фондов возложено на органы Федерального Казначейства. Главной задачей здесь является организация обслуживания государственного бюджета, а так же регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и федеральными целевыми фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы и в том числе целевых фондов.

2. Пенсионный фонд РФ: сущность, источники образования и назначение

Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижению ими определенного законом возраста, а так же в случае потери трудоспособности и потери кормильца. Пенсии должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд РФ является одним из самых значимых социальных институтов страны и крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения

Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением верховного совета РСФСР №442-1 «Об организации пенсионного фонда РСФСР». Он был создан для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. с его созданием в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре пенсионного фонда имеются

Управления в Федеральных округах РФ

Отделения пенсионного фонда в РФ

Территориальные управления во всех регионах страны

Средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят состав других фондов, и не подлежат изъятию

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций

1. учет страховых средств поступающих по обязательному пенсионному страхованию

2. назначение и выплата пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца(трудовые); пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, и пенсии государственных служащих)

3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветераны, инвалиды, инвалиды в следствии военной травмы, герои СССР, РФ

4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования

5. взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов

6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала

7. управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной с части трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию и частную

8. реализация программы государственного софинансирования пенсии

Изначально основной функцией пенсионного фонда был сбор взносов на финансирование пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца

Позднее в 1997 году в системе пенсионного фонда был создан информационный центр персонифицированного учета для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями фонда и для ведения базы данных персонифицированного учета центрального уровня

В 2001 году был определен новый статус Пенсионного фонда, как страховщика и как государственного учреждения, а так же урегулирован порядок страховых взносов на обязательное пенсионное страхования и права и обязанности субъектов право отношений по обязательному пенсионному страхованию. Так же в 2001 году функции Пенсионного фонда были расширены и были внесены изменения, порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии, это касалось разделения трудовой пенсии на 3 части: базовая, страховая, накопительная.

При этом базовая часть формируется за счет средств Федерального бюджета. Страховая часть за счет сумм страховых взносов. Накопительная за счет сумм страховых взносов уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и доход от их инвестирования

Дополнительно к основной деятельности с 2000 года Пенсионным Фондом финансируются социальные программы в регионах. С 2005 года на него возложены функции по начислению выплат в виде набора социальных услуг. С 2007 года на фонд возложена дополнительная задача по выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал. В качестве существенных изменений в деятельности фонда можно отметить реформу пенсионного обеспечения которая начала проводиться с 2001 года. В следствии которой существенно изменился порядок формирования доходов и направление расходования средств этого фонда.

Основными источниками формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда являются

1. Обязательные отчисления

2. Отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения

3. страховые взносы на обязательное Пенсионное страхование

4. страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей

5. доходы от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

6. Средства Федерального бюджета

7. Добровольные взносы физических лиц и организаций

8. Доходы от инвестировнаия временно свободных средств обязательного пенсионгого страхования

10. Другие, не запрещенные законодательством

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату

1. государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца)

2. Пенсии по инвалидности, военнослужащим

3. Компенсации пенсионерам

4. Материальной помощи престарелым и инвалидам

5. Пособие на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям

6. Пособие на детей инфицированных вирусом имунодифицита

7. Пособие пострадавшим от аварии на Чернобыльской АС

Можно разделить

По обязательному пенсионному страхованию

Государственное пенсионное обеспечение

На дополнительное пенсионное обеспечение

На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда

3. Фонд социального страхования

Фонд социального страхования это фонд денежных средств образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаи потери кормильца, рождения и воспитания детей, все это отражено в бюджетном кодексе

Этот фонд управляет средствами государственного обязательного страхования РФ, денежные средства этого фонда являются государственной собственностью и не входят в состав других фондов и не подлежат изъятию

Бюджет этого фонда и отчет о его исполнении утверждаются правительством РФ. Бюджеты региональный и центральных отраслевых отчеты о их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются его председателем

Задачи Фонда обязательного социального страхования

1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной не трудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования предусмотренного законодательством

2. Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования

3. Осуществление мер по обеспечению финансовой устойчивости социального страхования

4. Разработка предложений о размерах тарифов страховых вносов на государственное социальное страхование

5. Организация работы по подготовки и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, а так же разъяснительные работы в сфере страхователей и населения по вопросам социального страхования

6. Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями, по вопросу социального страхования

Через фонд социального страхования РФ проводится 2 вида социального страхования

1. Социальное страхование на случай не трудоспособности в результате общего заболевания, материнства, смерти

2. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний

Фонд социального страхования является одним из государственных внебюджетных фондов относящихся к единой бюджетной системе РФ. Бюджет этого фонда не входит в состав консолидированного бюджета и утверждается в форме самостоятельного федерального закона

С 2001г доходная часть фонда формируется по средствам следующих поступлений

1. Обязательные отчисления работодателей

2. Отчисления от сельскохозяйственного налога

3. Отчисления от единого налога по УСН

4. Отчисления от единого налога на вмененный доход

5. Страховые взносы субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

6. Средства Федерального бюджета для покрытия расходов связанных с предоставлением льгот лицам пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а так же в других установленных законом случаях

7. Доходы от размещения временно свободных средств фонда

8. Добровольные взносы физических и юридических лиц

9. Прочие поступления

Страховые тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний устанавливаются по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов по медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией

Как и пенсионный фонд Фонд социального страхования является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Отделения этого Фонда имеются во всех субъектах Федерации. Управление возложено на председателя Фонда. Председатель и его заместитель назначаются Правительством РФ.

Само социальное страхование является одним из видов государственного обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законодательством случаев.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования

Средства этого Фонда используются на след цели

1. Финансирование санитар курортного

2. Частичное финансирование содержание санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей

3. На выплату пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся

4. На выплату пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения ими полутора лет (до 70%)

5. Финансирование исполнительной дирекции фонда

Бюджет этого Фонда и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении правлением фонда

4.Фонд обязательного медицинского страхования: сущность, источники образования и назначение и направления расходования

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.

Система обязательного мед страх создана с целью обеспечения конституционных прав граждан защиты их интересов по охране здоровья.

Медицинское страхование введено законом о медицинском страховании граждан в РСФСР от 28 июня 1991г.

Цель медицинского страхования – предоставить гарантии гражданам при возникновении страхового случая на получение мед помощи за счет накопленных средств и в профилактике различных заболеваний. Не посредственно введение обязательно медицинского страхования означало для государственного здраво охранения переход с смещенной системе финансирования – бюджетно-страховой. Когда бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, а внебюджетные средства для работающих граждан. Страхователями выступают исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление и хозяйствующие субъекты, предприниматели имеющие статус юридического лица

Для реализации указанного закона и осуществления государственной политики в области обязательного медицинского страхования были сформированы Федеральный и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными некоммерческими финансовыми учреждения предназначенными для аккумуляции финансовых средств на обязательное медицинское страхование и на обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательному медицинского страхования (ОМС).

Федеральный Фонд ОМС создан в соответствие с постановлением Верховного Совет РФ от 24 февраля 1993 года «О порядке финансирования ОМС граждан». Действует этот фонд на основании положения утвержденного данным постановлением. Деятельность Федерального Фонда ОМС направлена на выполнение следующих функций

1. Обеспечение реализации закона «О медицинском страховании граждан в РСФСФ и достижения социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования

2. Финансирование целевых программ

Основная функция состоит в выравнивании условий деятельности территориальных Фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Федеральный Фонд ОМС является юридическим лицом подотчетным Правительству РФ, средства Фонда находятся в государственной собственности. Руководство деятельность Федерального Фонда осуществляют Правление и исполнительная дирекция во главе и исполнительным директором. Он назначается правительством РФ по согласованию с правлением Фонда. Контроль за его деятельностью осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального Фонда представляются сначала Правительству РФ, затем в Государственную Думу.

Территориальные Фонды ОМС создаются по решению органов государственной власти субъекта Федерации. Положения о Территориальных Фондах ОМС утверждено постановлением Верховного Совета РФ 24 февраля 1993 года. В регионах могут создаваться филиалы. Территориальные Фонды ОМС создаются для финансирования территориальных программ ОМС и выполняют следующие функции

1. Аккумулируют финансовые средства Территориального Фонда на ОМС

2. Осуществляет финансирование Территориальной программы ОМС

3. Осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению деятельности системы ОМС

4. Выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, которые направляются на проведение ОМС

6. Осуществляет взаимодействие с Федеральным Фондом и другими Территориальными Фондами

Финансовые средства Федерального Фонда ОМС образуются за счет

1. Страховых взносов работодателей в виде обязательных отчислений

2. Взносов Территориальных Фондов ОМС на реализацию совместных программ выполняемых на договорных началах

3. За счет ассигнований из Федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС

4. За счет доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального Фонда

5. За счет нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда

6. За счет добровольных взносов и иных поступлений не запрещенных законодательством РФ

Руководство деятельностью этого Фонда осуществляет Правление и исполнительный директор, Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав Правления утверждается законодательным органом власти субъекта Федерации.

Страховые взносы на ОМС неработающего населения уплачивают правительства субъектов Федерации и местная Администрация за счет средств предусматриваемых в бюджетах


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Финансировать пенсионное обеспечение.

С помощью целевых государственных внебюджетных фондов можно влиять на регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий, например строительства сети дорог общего пользования и др.

Источники финансирования целевых фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных целевых фондов является, прежде всего Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" № 17341.

Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" № 197ФЗ установлены тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:

а) для работодателей организаций — в размере 28%; для работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных детективов и занимающихся частной практикой нотариусов — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории России, занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие по или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 28% выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

в) для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% выплат.

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

г) для адвокатов — в размере 20,6% выплат, начисленных в их пользу;

д) для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

е) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также авторским договорам, — в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Иными словами, организации-работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы в размере 1% заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы.

Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ.

При недостатке поступления средств в пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С 2004 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ, проектов строительства, содержания центров переподготовки военнослужащих (уволенных с военной службы).

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

Выплату государственных , в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

Выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.

Фонд государственного социального страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР". Впоследствии в постановление вносились изменения в целях усиления государственных гарантий по социальному страхованию. Фонд начал действовать с 1 января 2001 г. До принятия постановления вопросы социального страхования находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страхования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Социальные страхования РФ выполняет следующие функции:

Концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;

Обеспечение гарантированных пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям;

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

Частное финансирование санаториев профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся .

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

Страховые взносы предприятий и организаций;

Средства государственного бюджета (в форме дотаций);

Частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

Прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от вносят взносы в Фонд государственного социального страхования РФ в размере 5,4% к начисленной оплате труда.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Федеральным законом № 197ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования" установлен тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для работодателей — организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4% выплат в денежной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Инструкция "О порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" введена в действие с 1 января 2007 г.

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования РФ сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

74% страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

26% страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и Государственную налоговую службу РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:

На выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

Финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

Частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

Выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;

Финансирование исполнительной дирекции фонда. Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ см. в табл. 11.2.

До 2004 г. система социальных пособий и комиссионных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат.

Указом Президента РФ "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий:

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом. Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Государственный фонд занятости населения, его функции, формирование и использование

На Западе в 90-х годах насчитывалось около 30 млн. чел. безработных. По расчетам международных экспертов, уровень безработицы за рубежом составляет 6—8%.

По данным Госкомстата России, опубликованным в статистическом сборнике "Россия в цифрах", в 2005 г. численность безработных в России составила 6,4 млн. чел., к началу 2010 г., по данным печати, она увеличилась до 9 млн. чел., что составляет 12,4% экономически активного населения России.

Для решения проблем занятости в России создана специальная служба. Правовые и организационные основы деятельности службы занятости закреплены в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", которым предусмотрены механизм регулирования занятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособия безработным.

В функции службы занятости входит:

Трудоустройство граждан;

Обеспечение профессионального переобучения и переподготовки кадров;

Создание новых ;

Организация и содержание бирж труда;

Материальная поддержка безработных.

Для материальной поддержки безработных в России в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" образован Государственный фонд занятости населения РФ.

Государственный фонд занятости населения является самостоятельным государственным внебюджетным фондом. Он образуется на местном (краевом, областном) уровне, уровне республик в составе РФ и федеральном уровне.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ находятся в и распоряжении Федеральной службы занятости населения. Они не входят в бюджетную систему и носят целевой характер.

В соответствии с Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации являются:

Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией политики занятости населения (профориентация, обучение профессии, образование, создание рабочих мест);

Выплата пособий по безработице, компенсация затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного;

Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, включая приобретение технических средств;

Осуществление информационно-справочной деятельности.

Основными источниками формирования Государственного фонда занятости населения РФ являются:

Обязательные страховые взносы работодателей;

Ассигнования из федерального бюджета, бюджетов региональных и местных;

Добровольные взносы юридических и физических лиц. Тарифы обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости определяются Федеральным законом.

Обязательные страховые взносы работодателей организаций в Государственный фонд занятости населения РФ были установлены с 1 января 2003 г. в размере 1,0%, с 1 января 2006 г. — 1,5% средств, направляемых на оплату труда.

В ст. 3 Федерального закона № 197ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" установлен тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ для работодателей организаций в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Освобождаются от уплаты страховых взносов инвалидов, в том числе их предприятия и учреждения, если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Сумма страховых взносов зачисляется в федеральную часть, региональную часть (субъекта Федерации) и местным органам службы занятости населения.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ расходуются на следующие цели:

Финансирование выплат пособий по безработице;

Финансирование расходов по обучению (выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовка по направлению органов службы занятости);

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

Содержание исполнительной дирекции фонда;

Прочие расходы.

Бюджет Государственного фонда занятости населения (поступления и расходы).

Для получения пособия по безработице безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в службе занятости населения.

Назад | |

В соответствии с БК РФ внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы РФ наряду с бюджетами различных уровней. Они формируются и используются для исполнения расходных обязательств РФ по реализации конституционных прав граждан:

  • o на социальное обеспечение по возрасту;
  • o социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • o охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

  • o запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • o денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • o формируются в основном за счет страховых тарифов (взносов) работодателей;
  • o отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются соответствующими законодательными актами;
  • o денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • o расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда) в соответствии с утвержденными бюджетами фондов, исключительно на цели определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского);
  • o из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • o ПФР;
  • o ФСС РФ;
  • o ФФОМС.

К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды в лице органов управления разрабатывают свои бюджеты, которые по представлению Правительства РФ принимаются Государственной Думой РФ в форме федеральных законов, не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов рассматриваются и принимаются Государственной Думой РФ в трех чтениях.

Принятые Государственной Думой РФ федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период передаются на рассмотрение Совету Федерации. После их одобрения Советом Федерации они передаются на подпись Президенту РФ и после подписания приобретают статус федеральных законов.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Основным налоговым источником для формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ с 2001 г. являлся единый социальный налог (ЕСН), ставка которого была равна 26% от фонда оплаты труда работодателя. С 1 января 2010 г. данный налог был заменен страховыми взносами в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ. Основная ставка страховых взносов в 2011 г. составляла 34%, а с 1 января 2012 г. была снижена до 30%. Взносы для основной массы плательщиков распределяются между фондами следующим образом:

  • o ПФР - 22%;
  • o ФСС РФ - 2,9%;
  • o ФФОМС - 5,1% .

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются1. Плательщиками страховых взносов являются работодатели. Ставки социальных платежей представлены в табл. 2.8.

Таблица 2.8.

С 2012 г. в России начала действовать прогрессивная шкала по страховым взносам. С зарплат, превышающих 42,7 тыс. руб. в месяц, будут взиматься дополнительные 10%. Зато эффективные ставки по страховым взносам будут снижены на 4% для всех плательщиков взносов и на 6% - для представителей малого и среднего бизнеса. Это временная мера, которая будет действовать всего два года.

Рассмотрим государственные внебюджетные фонды РФ более подробно.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. В основные задачи ПФР входят:

  • o целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  • o организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • o капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • o контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • o межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства ПФР формируются за счет следующих неналоговых и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы, в том числе:
    • - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
    • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР,
    • - взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР,
    • - доходы от размещения средств ПФР,
  • 2) безвозмездные поступления, в том числе:
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР,
    • - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов,
    • - взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в ПФР,
    • - прочие поступления.

В 2012 г. в составе страховых тарифов работодатель перечисляет в ПФР 22% фонда оплаты труда, которые идут на формирование трех частей трудовой пенсии:

  • 1) базовая часть - фиксированная часть пенсии устанавливается государством и не зависит от стажа и зарплаты;
  • 2) страховая часть - зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала (сумма уплаченных за застрахованное лицо страховых платежей в течение всей его трудовой деятельности с учетом индексации);
  • 3) накопительная часть зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии:

  • o может остаться в ПФР, а может, в зависимости от выбора будущего пенсионера, быть инвестирована через государственную управляющую компанию (ГУК) или негосударственную управляющую компанию (УК). В этом случае к моменту выплаты пенсии пенсионные накопления возвращаются в ПФР. Пенсию рассчитывает и выплачивает ПФР;
  • o может быть передана в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по заявлению застрахованного лица. В этом случае НПФ рассчитывает и выплачивает пенсию с момента наступления пенсионных оснований.

Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996 г., когда был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ "О государственных пенсиях Российской Федерации". В соответствии с этим законом застрахованным является лицо, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Pel).

Закон определяет индивидуальный (персонифицированный) учет как организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. Определены цели и принципы этого учета:

  • o создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • o обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
  • o создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • o развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;
  • o создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  • o информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
  • o упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Принципами индивидуального (персонифицированного) учета являются:

  • o единство и федеральный характер государственного страхования в Российской Федерации;
  • o всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;
  • o доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
  • o использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
  • o соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы ПФР;
  • o осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству РФ.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является ПФР. Па территории РФ па каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах ПФР, содержащий предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР.

Индивидуальный лицевой счет содержит следующие сведения:

  • 1) страховой номер;
  • 2) фамилию, имя и отчество (фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении);
  • 3) дату рождения;
  • 4) место рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес постоянного места жительства;
  • 7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи и кем выданы указанные документы;
  • 8) гражданство;
  • 9) номер телефона;
  • 10) периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой па территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • 11) заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ;
  • 12) сумму заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
  • 13) сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
  • 14) периоды выплаты пособия по безработице;
  • 15) периоды военной и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;
  • 16) сведения о назначении (пересчете), об индексации и о начислении пенсии.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже, заработке и поступивших средствах систематически уточняются и дополняются в процессе трудовой деятельности застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в ПФР в течение всей его жизни, а после смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой помер и анкетные данные указанного лица.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство государственного пенсионного страхования непосредственно в органе ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определены права и обязанности сторон.

Права застрахованного лица:

  • o получить бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
  • o получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;
  • o в случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, оно может обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР (включая его правление) либо в суд.

Права работодателя:

  • o потребовать от застрахованных лиц, при приеме их на работу, предъявить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и необходимые для соответствующего органа ПФР сведения;
  • o дополнять и уточнять переданные работодателем сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

Права органов ПФР:

o требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

Обязанности застрахованного лица:

  • o пройти регистрацию в органах ПФР;
  • o получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию работодателя, работников органов ПФР и органов социальной защиты населения РФ;
  • o обращаться с заявлениями в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;
  • o представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Обязанности работодателя:

  • o представление в установленный срок органам ПФР сведений о застрахованных лицах;
  • o получение в органах ПФР страховых свидетельств государственного пенсионного страхования и выдача их под роспись работающим у работодателя застрахованным лицам;
  • o бесплатная передача каждому застрахованному лицу, работающему у работодателя, копии сведений, представленных в ПФР;
  • o контроль соответствия реквизитов страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность работающего у него указанного лица.

Обязанности органов ПФР:

  • o обеспечение своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета государственного пенсионного страхования сведений, представленных работодателями и застрахованными лицами, а также их надежного хранения;
  • o осуществление контроля за правильностью представления сведений плательщикам страховых взносов;
  • o бесплатное представление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете;
  • o разъяснение застрахованным лицам и работодателям их прав и обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и представления сведений;
  • o представление органам, назначающим пенсии, по их заявкам сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, подавших заявление о назначении пенсии.

Введение персонифицированного учета - условие для наиболее точного назначения пенсий, усиления оперативного контроля за полнотой и своевременностью внесения страховых платежей, формирования в полном объеме доходной части бюджета ПФР для покрытия его расходов.

Средства фонда расходуются в основном на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий па детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет ПФР. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, его средства идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

С 1 января 2010 г. ПФР начал работу по выдаче Сертификатов на материнский капитал, который в соответствии с законодательством РФ выделяется:

  • o женщине, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • o женщине, родившей (усыновившей) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом па дополнительные меры государственной поддержки;
  • o материнский капитал с 2011 г. смогут получать женщины, чей первый ребенок умер на первой неделе жизни;
  • o мужчине, являющемуся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

Для получения Сертификата на материнский капитал необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с комплектом следующих документов:

  • o заявление о выдаче Сертификата на материнский капитал;
  • o документ, удостоверяющий личность, место жительства лица (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на получение материнского капитала;
  • o документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации у ребенка, в отношении которого возникло право на получение материнского капитала (штамп на свидетельстве о рождении, проставляемый паспортно-визовыми службами). Требуется, если один из родителей не гражданин России;
  • o страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • o документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей; для усыновленных - решение суда об усыновлении;
  • o документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица.

Материнский капитал в полном объеме либо по частям можно направлять на следующие цели:

  • o улучшение жилищных условий. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение должно находиться на территории РФ;
  • o с 2011 г. - на строительство и реконструкцию жилья без привлечения подрядных организаций;
  • o получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;
  • o на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Материнский капитал можно получить не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, но в отдельных случаях (погашение кредитных и ипотечных займов) - досрочно, не дожидаясь истечения трех лет. Также досрочно можно получить 12 ООО руб. из суммы материнского капитала на любые нужды. Материнский капитал ежегодно индексируется с учетом инфляции. В 2010 г. он составлял 343 278 руб., в 2011 г. - 365 700 руб., в 2012 г. - 387 000 руб., а в 2014 г. его размер составит 430 000 руб. Программа выдачи Сертификатов рассчитана до 2016 г., с возможным продлением до 2020 г.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССРФ) создай указом Президента РФ от 07.08.1991 № 822 "О фонде социального страхования Российской Федерации" в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Средства фонда образуются за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
    • - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ,
    • - доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ,
    • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФСС РФ,
    • - прочие поступления.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для страхователей установлены следующие страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (табл. 2.9).

Таблица 2.9.

Средства фонда направляются:

  • o на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение;
  • o санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплате проезда к месту лечения, отдыха и др.);
  • o создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
  • o обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
  • o проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • o осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования па личные счета застрахованных.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Средства ФФОМС формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
    • - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,
    • - доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,
    • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • 2) безвозмездные поступления:
    • - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,
    • - прочие поступления.

Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

  • 1) неналоговые доходы:
    • - страховые взносы на обязательное медицинское страхование - но тарифу, устанавливаемому Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской

Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в ТФОМС,

  • - доходы от размещения временно свободных средств ТФОМС,
  • - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • 2) безвозмездные поступления:
    • - бюджетные трансферты из ФФОМС,
    • - бюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения,
    • - прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Основными задачами ФФОМС и ТФОМС в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • o обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
  • o обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • o достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • o участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики, обеспечение се финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС:

  • o выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • o проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • o организует разработку нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона;
  • o совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • o вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
  • o производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • o участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • o контролирует рациональное использование финансовых средств системы.

ТФОМС в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:

  • o аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • o финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
  • o осуществляют финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • o выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • o предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • o накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  • o совместно с органами Государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
  • o согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
  • o предоставляют ФФОМС информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.