Социальное обслуживание по новым правилам. Социально-бытовые услуги

Общество страны не считается благополучным, если его граждане, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, не в состоянии получить социальную защиту и помощь. Развитие и финансирование разнообразных видов социального обслуживания не мене важны в достижении благополучия страны, чем рост экономической, научной, здравоохранительной, образовательной и культурной областей.

В России список социальных услуг для инвалидов и людей преклонного возраста гарантирован Федеральным законом 1995 года и редактирован в 2004 году. Но не следует считать, что социальная поддержка распространяется на обслуживание только нетрудоспособных граждан, а именно: нуждающихся инвалидов и пенсионеров. В современном законодательстве значительно расширены категории людей, имеющих право социального обслуживания. Это значит, что изменился характер и форма, список видов социальных услуг, направленных на поддержку, нуждающегося населения.

Основные виды

Социальное обслуживание как один из важнейших факторов социальной защиты населения РФ в настоящее время имеет девять основных видов, которые должны способствовать практическому решению сложных ситуаций жизнедеятельности общества в целом, отдельных семей и личности. Вот этот список видов обслуживания:

  1. Стационарное.
  2. Полустационарное (отделения дневного, ночного присутствия).
  3. Надомное обслуживание.
  4. Обеспечение временным приютом.
  5. Социальная реабилитация.
  6. Срочное обслуживание.
  7. Материальная помощь.
  8. Социальная консультация.
  9. Социальный патронаж.

Необходимо рассмотреть подробнее, какую именно помощь предоставляет клиентам социальных центров каждый из этих видов обслуживания, а также кто из нуждающихся граждан имеет право ими воспользоваться.

Стационарное обслуживание

Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:

  • пенсионеры;
  • ветераны;
  • инвалиды (как взрослые, так и дети);
  • граждане с физическими или психическими нарушениями;
  • сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.

Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.

Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.

Детские стационарные заведения могут быть специализированными, предназначенными для несовершеннолетних с физическими недостатками, психическими расстройствами, инвалидов. Психоневрологические интернаты для взрослых также относятся к подобным видам учреждений социального обслуживания.

Надомное обслуживание

Одна из форм социальной поддержки реализуется по отношению к инвалидам и пенсионерам, которые в состояние осуществлять хотя бы необходимые действия самообслуживания. Когда у этих людей нет крайней необходимости переезжать в стационарные заведения, работники соцслужб оказывают помощь клиентам в условиях их привычного бытового окружения, то есть на дому.

Под видами социального обслуживания такого рода подразумевается медицинская доврачебная помощь, различного бытового и гигиенического характера услуги, доставка продуктов.

На дому помощь предоставляется также людям, которые не могут быть помещены, согласно перечню противопоказаний, в стационарные заведения, но зависят от постороннего ухода.

Специализированные районные центры своим клиентам обязаны:

  • предоставить своевременную медицинскую помощь;
  • организовать доставку продовольствия;
  • содействовать в приобретении медпрепаратов;
  • организовать сопровождение в медучреждения;
  • помогать поддерживать условия, соответствующие требованиям гигиены;
  • содействовать получению правовых и юридических услуг;
  • оказать содействие в осуществлении ритуальных услуг.

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Заведения временного приюта

В отличие от полустационарных заведений, работающих только в определенное время суток, социальные гостиницы, приюты и специализированные адаптационные центры предоставляют клиентам социальных служб временный круглосуточный приют и некоторые другие виды услуг.

Временный приют, прежде всего, необходим детям, оказавшимся без жилья: сиротам; детям, лишенным родительского попечения; подвергшимся домашнему насилию; оказавшимся в ситуациях, жизненно сложных для ребенка. Для таких детей организована особая программа принципов социального обслуживания.

У видов социального обслуживания несовершеннолетних во временных приютах спектр услуг и мероприятий гораздо шире, чем для взрослых. Помимо благоустроенного жилья, питания, медицинской помощи, гигиенических условий и организованного досуга, дети получают содействие педагогов, учителей, психологов, юридических и правовых представителей. Такие приюты действуют как центры социальной детской реабилитации. Они помогают устроить дальнейшую судьбу несовершеннолетних, предупреждая тем самым детскую беспризорность.

Также временный приют с питанием, хорошими жилищными и бытовыми условиями предоставляется инвалидам, пенсионерам, которые способны передвигаться и хотя бы частично обслуживать себя.

Такими видами социального обслуживания пользуются люди, нуждающиеся в присмотре, но временно лишенные заботы своих родственников из-за болезни опекунов, их отъезда в отпуск, командировки и других причин отсутствия.

Временными приютами могут воспользоваться люди, ставшие жертвами насилия, стихийных бедствий, военных конфликтов, бездомные и другие граждане.

Материальная помощь

Говоря о видах социального обслуживания, население получает их, преимущественно, в виде услуг длительного действия. Материальная помощь несет кратковременный или разовый характер и предоставляется малоимущим и нуждающимся гражданам, попавшим в сложную ситуацию, такую, например, как последствия стихийного или социального бедствия.

Материальная поддержка может выражаться в виде денег, а также предметов одежды, обуви, теплых и детских вещей, гигиенических, транспортных и технических средств, топлива и другого.

Срочное соцобслуживание

Это разовая помощь, которую получают граждане в специализированных отделениях социального обслуживания. К формам и видам срочной поддержки прибегают, в первую очередь, инвалиды и пожилые люди. Гораздо меньший процент составляют одинокие граждане, многодетные и неполные семьи, безработные, бездомные, погорельцы, беженцы и другие люди.

На срочную разовую помощь может рассчитывать каждый нуждающийся, попавший с тяжелую для жизни ситуацию. Для этого необходимо в отделение ЦСО подать заявление и приложить документ, который подтверждает минимальный доход или дает право получить соцпомощь.

Срочные отделения могут в разовом порядке обеспечить одеждой, теплыми вещами, предметами, необходимыми в первую очередь, продуктовым пайком или горячей пищей, оказать элементарную или организовать экстренную медпомощь, посодействовать в трудоустройстве, юридической и других консультациях.

Денежная помощь в отделениях срочной соцподдержки предусматривается, когда небольшие суммы необходимы гражданам, к примеру, для получения или восстановления документов и других подобных действий.

Социальная консультация

Не менее, чем материальная, в работе социальных центров важна консультативная поддержка клиентов, которая заключается в таких видах помощи:

  • информационной;
  • психологической;
  • педагогической;
  • правовой.

Контактную информацию (при непосредственном общении со специалистом), а также письменную и дистанционную (по телефону) консультационную помощь оказывают практически в каждом заведении социального обслуживания.

Кроме того, по одному из 300 работающих в стране телефонов линии доверия можно получить информационно-психологическую поддержку. И эта практика продолжает распространяться.

Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании? Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом.

Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам.

Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных.

Реабилитационные услуги

Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на:

  • восстановление и сохранение здоровья;
  • поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье;
  • содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий.

Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.

Относительно инвалидов такая реабилитация помогает восстановить таким людям их социальный статус, достичь материальной независимости, адаптироваться в семье и обществе.

Для достижения этой цели в реабилитационных отделениях действует особая направленность видов социального обслуживания. Инвалидам помогают трудоустроиться, получить профессиональную подготовку, если она требуется, содействуют в обеспечении передвижными и транспортными средствами, оказывают помощь в протезировании.

Социальный патронаж

Из всех видов обслуживания населения социальный патронаж направлен на контроль особых семей и несовершеннолетних, требующих постоянного и длительного наблюдения со стороны социальных служб, содействия в необходимой материальной, экономической, бытовой, медико-профилактической помощи, а также участии педагогов, психологов и представителей права. Такая работа проводится городскими или районными Центрами поддержки детей и семьи, причем, она считается не социальной услугой, а сопровождением.

Какие семьи и дети подлежат патронажу? Те, которые находятся в социально неблагоприятной и опасной ситуации с тенденцией к снижению возможности самостоятельно обеспечивать основные потребности и условия жизни. Пристальное внимание уделено семьям, где родители или опекуны игнорируют свои обязанности в отношении содержания, воспитания, обучения несовершеннолетних, проявляют жестокость по отношению к ним или своим поведением оказывают отрицательное воздействие на поведение детей.

Также в социальном сопровождении нуждаются семьи, попавшие в тяжелые жизненные условия и неспособные самостоятельно справится с ситуацией. Это неполные, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, или сами являющиеся инвалидами. В каждом отдельном случае способы и методы работы патронажа подбираются индивидуально.

В РФ постепенно выстраивается новая система социального обслуживания и обеспечения, которая будет отвечать актуальным общественным потребностям. Такая система должна основываться на реальных доходах граждан, их насущных проблемах. Ведь развитая социальная поддержка наиболее незащищенных и уязвимых слоев населения отражает экономическую стабильность государства.

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Во исполнение Закона города Москвы от 09.07.2008г. №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009г. №215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» право на нестационарное социальное обслуживание имеют жители города Москвы, постоянно проживающие в городе Москве иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы.

Социальным обслуживанием на дому обеспечиваются:
- одинокие или одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению;
- граждане, проживающие в семьях, обеспечиваются социальным (социально-медицинским) обслуживанием на дому в случае, если члены семьи не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
- Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
2) гражданам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, иными чрезвычайными ситуациями; пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам;
4) инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;
5) иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
В соответствии с Территориальным перечень гарантированных услуг социального обслуживания, утвержденным Правительством Москвы гражданам предоставляются следующие бесплатные услуги социального обслуживания:
1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района;
- помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике);
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- оказание помощи в проведении уборки жилых помещений;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- оказание помощи в написании писем;
- доставка книг, покупка газет и журналов;
- оформление подписки на газеты и журналы;
- содействие в предоставлении услуг «социального такси»;
- проведение разъяснительной работы по безопасности, в том числе по вопросам пожарной безопасности;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
- содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в оказании медицинской помощи;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- оказание психологической помощи;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.
3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4. Содействие в трудоустройстве.
5. Правовые услуги:
- помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;
- содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;
- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации);
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- содействие в получении иных правовых услуг.
6. Содействие в организации ритуальных услуг:
- оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам.

Дополнительные услуги, оказываемые клиентам по их просьбе сверх Территориального перечня гарантированных услуг, предоставляются за плату.
О платном социальном обслуживании на дому.

В целях реализации статьи 9 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы» утвержден Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, в соответствии с которым:
социальные услуги, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Москвы, предоставляются за плату гражданам, не имеющим права на бесплатное социальное обслуживание, в учреждениях нестационарного социального обслуживания на добровольной основе.
Платные социальные услуги оказываются гражданам в соответствии с договором на оказание социальных услуг, заключаемым между учреждением нестационарного социального обслуживания и гражданином (клиентом) или его законным представителем.

Объем платных социальных услуг, их качество, сроки оказания, иные обязательства должны соответствовать условиям договора.

Размер платы за платные социальные услуги, оказываемые учреждениями нестационарного социального обслуживания, определяется исходя из утвержденных в установленном порядке Тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

Гражданин (клиент) или его законный представитель самостоятельно оплачивает предоставляемые учреждением нестационарного социального обслуживания услуги, внося плату на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности через кредитные организации самостоятельно, но не позднее, чем за 3 дня до начала оказания платных услуг.

Тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг

№ п/п Вид социальных услуг Средняя норма времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию
1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
1.1.1. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района, весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.2. Помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике) 30 мин 97
1.1.3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.4. Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений (помощь в уборке жилых помещений до 36 м2: спальной комнаты и кухни: сухая или влажная уборка полов, вытирание пыли с мебели, на уровне роста, и подоконников, вынос мусора по мере необходимости. Уборочный инвентарь и средства гигиены приобретаются за счет средств клиента) 1 час 30 мин 290
1.1.5. Для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения:

Доставка воды 20 мин 64

Топка печей 20 мин 64

Содействие в обеспечении топливом 20 мин 64
1.1.6. Сдача вещей и обратная их доставка:

В стирку 30 мин 97

В химчистку 30 мин 97
- в ремонт 30 мин 97
1.1.7. Содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений {содействие в организации ремонта квартиры осуществляется путем передачи заявления или ходатайства в Управу района или организацию, занимающуюся ремонтом квартир) 30 мин 97

1.1.8. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний электро- и водосчетчиков, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, оплата по счетам за счет средств клиента) 30 мин 97
1.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению 30 мин 97
1.1.10. Оказание помощи в написании писем 30 мин 97
1.1.11. Доставка книг, покупка газет и журналов 20 мин 64
1.1.12. Оформление подписки на газеты и журналы (оформление подписки осуществляется за счёт средств городского бюджета, на благотворительной основе и за счёт средств клиента) 30 мин 97
1.1.13. Содействие в предоставлении услуг "социального такси" 30 мин 97
1.1.14. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий без сопровождения (осуществляется путём приглашения клиентов в театры и на выставки на благотворительной основе, на мероприятия городского, окружного и районного значения, а также путём приобретения за счет средств клиента билетов в театральных кассах, исключая вечернее время, выходные и праздничные дни) 30 мин 97
1.2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
1.2.1. Содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья (содействие в обеспечении ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе и здравоохранения, при отсутствии практически здоровых, совместно проживающих лиц, несущих юридическую ответственность за пенсионера, в том числе вызов на дом врача, организация медицинской помощи через специализированные организации, осуществляющие уход на дому) 30 мин 97
1.2.2. Содействие в оказании медицинской помощи (запись на прием) (содействие осуществляется в объёме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципально-профилактическими учреждениями) 30 мин 97
1.2.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (содействие в сборе необходимых документов и запись на освидетельствование) 1 час 193
1.2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации
(содействие осуществляется через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социального обслуживания, в том числе оказание помощи в оформлении и выдаче технических средств реабилитации) 30 мин 97
1.2.5. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (покупка, доставка лекарственных средств) 30 мин 97
1.2.6. Оказание психологической помощи 30 мин 97
до 1 час 97
1.2.7. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения от 1час
до З час 193
свыше 3 час 579
1.2.8. Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки 40 мин 129
1.2.9. Содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных 30 мин 97
1.2.10. Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации 1 час 193
1.3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями 1 час 193
1.4. Содействие в трудоустройстве (оказание содействия в трудоустройстве через центр занятости населения, предприятия и организации города Москвы) 1 час 193
1.5. Правовые услуги:
1.5.1. Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц 1 час 193
1.5.2. Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ 30 мин 97
1.5.3. Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации) до 30 мин

До 1 ч 30 мин 97

290
1.5.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством 30 мин 97
1.5.5. Содействие в получении иных правовых услуг (оказание содействия в получении услуг нотариуса на дому и т.п.) По фактически затраченному времени 193 за
1 час

1.6. Содействие в организации ритуальных услуг:
1.6.1. Оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам 6 час 1158
2. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому
(социально-медицинское обслуживание на дому)
2.1. Наблюдение за состоянием здоровья клиента и его оценка (наблюдение за артериальным давлением и температурой тела, обеспечение ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе здравоохранения). 30 мин 97
2.2. Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача (постановка банок, горчичников, наложение компрессов, выполнение очистительных клизм, втирание лекарственных средств, подготовка клиента к различным исследованиям, обработка пролежней, раневых поверхностей, осуществление перевязок, закапывание глазных капель, объяснение обслуживаемым гражданам особенностей приема лекарственных препаратов, проверка сроков годности медикаментов и их хранение) 1 час 193
2.3. Оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена постельного белья, смена абсорбирующего белья) 2 час 386
2.4. Кормление ослабленных больных 30 мин 97

Тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, не входящие в территориальный перечень
гарантированных государством социальных услуг

Средняя норма
№ п/п Вид социальных услуг времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Санитарно-гигиенические услуги
1.1. Стрижка волос 30 мин 97
1.2. Смена постельного белья 15 мин 48
1.3. Смена нательного белья 30 мин 97
2. Социально-бытовые услуги
2.1. Приготовление горячей пищи 1 час 193
2.2. Помощь в домашнем хозяйстве (мытье посуды, вынос мусора) 20 мин 64
по фактически 193 за 1 час
2.3. Сопровождение в поездках по городу на общественном транспорте
затраченному времени

2.4. Общая уборка помещения средствами клиента:
2.4.1. Влажная уборка всех типов покрытия полов 1 час 193
2.4.2. Уборка устойчивых загрязнений с влагостойких стен (ванная и туалетная комната, фартук на кухне) 1 час 30 мин 290
2.4.3. Уборка мебели от пыли во всей квартире 40 мин 129
2.4.4. Уборка ковров, ковровых дорожек, паласов пылесосом клиента во всей квартире 1 час 193
2.4.5. Чистка раковин на кухне и ванной комнате, чистка ванной и унитаза 40 мин 129
2.4.6. Чистка кухонной плиты (без духового шкафа) 20 мин 64

Чистка кухонной плиты (с духовым шкафом) 1 час 193
2.4.7. Уборка и чистка плинтусов 40 мин 129
2.4.8. Протирка дверей и дверных проемов в квартире 30 мин 97
2.5. Мытье одного окна 1 час 193
2.6. Утепление одного окна утеплителем оконным (средствами клиента) 1 час 193
2.7. Мелкий ремонт одежды, белья 30 мин 97
2.8. Глажка белья 20 мин 64
2.9. Сопровождение на прогулку 1 час 193
2.10 Предоставление услуг автотранспортом Учреждения (по предварительному заказу) за 1 час 193
2.12 Чтение периодических изданий и художественной литературы 30 мин 97

Современная трансформация социальной действительности проявляется в форсировании социальных изменений во всех сферах общественного развития. Услуги социальной сферы являются важным инфраструктурным компонентом реализации социальной политики и повышения качества жизни населения.

Однако прежде чем давать характеристику социальным услугам, необходимо раскрыть понятие «услуга». Несмотря на то, что в современном обществе услуги играют важную роль, в литературе по экономике и во многих научных трудах нет общеустановленной формулировки этого термина, возможно, это связано с тем, что услуги обладают огромным многообразием и оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

Французский экономист Ф. Бастиа полагает, что услуга - это любые усилия, которые прилагаются кем-либо или от которых освобождается тот, кто пользуется данной услугой (идея социальной услуг) . По мнению К. Маркса, услуга это некое полезное действие потребительской стоимости товара или труда, где под потребительской стоимостью он понимает комплекс полезных свойств товара (труда), с помощью которых он удовлетворяет определенную потребность человека или общества . Американский ученый Т. Хил считает, что услуга - это изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, достигаемое вследствие осознанных действий другого участника данных отношений, при этом взаимодействие происходит на основе их заблаговременной добровольной договоренности . На наш взгляд определение Т. Хила более широко раскрывает сущность данной дефиниции и его можно применять в теории и практике социального обслуживания населения.

Одним из ключевых компонентов социальной сферы является социальное обслуживание, которое выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе. Е.И. Холостова, Н.П. Щукина рассматривали проблемы институционализации, факторы формирования, функции и принципы, средства и формы данной системы . В своих научных трудах они полагают, что основная цель социального обслуживания заключается в обеспечении общества доступными и высококачественными социальными услугами, способствующие созданию благоприятных условий для развития «человеческого капитала», сохранению и улучшению социального положения человека, групп и общностей. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ), социальное обслуживание - деятельность по предоставлению социальных услуг населению .

Поэтому, необходимо отметить, что сущностным ядром деятельности системы социального обслуживания являются социальные услуги, ориентированные на улучшение социального благополучия и качества жизни человека. Законодательно социальная услуга определена как действие (действия) в сфере социального обслуживания, которые заключаются в оказании помощи постоянного, периодического, разового характера, а также срочной помощи, гражданину, цель которых - улучшение условий жизнедеятельности и (или) развитие его способностей самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности .

Очень важно отметить, что в настоящее время предоставление социальных услуг ориентировано на активизацию собственного потенциала человека, формирование ответственности индивида за себя и благополучие своей семьи, тем самым отказываясь от политики государственного патернализма.

Предоставление социальных услуг населению основывается на следующих принципах:

1) обеспечение равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию не зависимо от их возраста, расы, пола, национальности, происхождения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресное предоставление социальных услуг;

3) приближенное расположение поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточное количество поставщиков социальных услуг для удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) обеспечение сохранения пребывания гражданина в привычной для него благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность .

Разнообразие социальных услуг требует эффективной системы классификации, которая позволяет рассмотреть их с точки зрения системности, комплексности и единой направленности.

Согласно Закону № 442-ФЗ по видам решаемых проблем представлены такие социальные услуги:

Социально-бытовые услуги направлены на оказание помощи человеку в быту;

Социально-медицинские услуги ориентированы на сохранение здоровья клиента, организуя ему необходимый уход, оказывая содействие в осуществлении оздоровительных процедур, проводя систематические наблюдения за состоянием его здоровья;

Социально-психологические услуги направлены на коррекцию психологического самочувствия клиента для адаптации в социуме;

Социально-педагогические услуги ориентированы на профилактику отклоняющегося поведения, личностное развитие клиента, формирование у него положительных интересов, организацию досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

Социально-трудовые услуги направлены на трудоустройство клиента и решение других вопросов, связанных с его трудовой адаптацией;

Социально-правовые услуги содействуют в получении юридических услуг, направленные на защиту прав и законных интересов клиента;

Услуги, повышающие коммуникативный потенциал клиента, имеющего ограничения жизнедеятельности;

Срочные социальные услуги предоставляются в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, имеющие обстоятельства, ухудшающие или которые могут ухудшить условия их жизнедеятельности .

Охарактеризуем систему социальных услуг с точки зрения субъекта. Главным субъектом оказания социальных услуг населению является государство. Оно гарантирует определенный минимум услуг для тех категорий населения, которые, находясь в трудном положении, не в состоянии решить проблемы самостоятельно. В настоящее время в России предоставлением социальных услуг занимаются помимо государственных учреждений также и коммерческие, некоммерческие организации (НКО), индивидуальные предприниматели, оказывающие помощь и поддержку населению в отдельные периоды жизнедеятельности. Субъектом предоставления услуг может выступать сам человек, который находит дополнительные ресурсы для поддержки своих жизненных сил в условиях социальных рисков, т. е. самопомощь как вид социальной услуги .

Социальные услуги по уровню предоставляющего субъекта делятся на федеральные, то есть это услуги, которые предоставляются в рамках законодательных актов государством. Государство оставило за собой обязанность предоставления услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям (детское пособие), матерям (материнский капитал); региональные социальные услуги, которые предоставляются определенным категориям населения в рамках региона; а также социальные услуги, предоставляемые на уровне муниципальных образований, где разрабатываются программы, направленные на поддержку граждан и предоставления им отдельных видов социальных услуг.

По объекту предоставления социальных услуг можно отметить индивидуальные и групповые услуги. Индивидуальные услуги предоставляются конкретному клиенту, учитывая его потребности и запросы. Групповые (коллективные) услуги предоставляются сразу группе клиентов, объединенных общими интересами. Например, услуги по обучению пожилых людей работе с компьютером, услуги в организации досуговой деятельности.

Социальные услуги могут предоставляться получателям в различных формах социального обслуживания, такими являются: стационарные, полустационарные формы социального обслуживания, а также социальное обслуживание в домашних условиях .

С точки зрения оплаты, социальные услуги можно классифицировать таким образом:

Бюджетные услуги (за счет средств государства). Согласно федеральному законодательству право на получение социальных услуг бесплатно имеют: дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины;

Внебюджетные социальные услуги (за счет средств благотворительных взносов и пожертвований);

Внебюджетные социальные услуги, за счет средств получателей социальных услуг, т.е. предоставление социальных услуг за плату или частичную плату .

Итак, социальная услуга это - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности . Современное предоставление социальных услуг обладает субъектно-субъектным характером, имеет целевую направленность, осуществляется определенной системой с помощью различных средств, форм, методов и технологий, ориентировано на активизацию собственного потенциала личности, развитие внутренних ресурсов для решения проблем и формирования ответственности за себя и благополучие своей семьи.

Список литературы:

  1. Бастиа, Ф. Экономические гармонии. Избранное / Ф. Бастиа. - М.: Издательство «Эксмо», 2007. - 120 с.
  2. Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок. - М.: Изд-во «Вильямс», 2007. - 108 с.
  3. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И.В. Малофеев. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. – 176 с.
  4. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М.: Изд-во Российская политическая энциклопедия, 2015. - 664 с.
  5. Национальный стандарт РФ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» (утв. приказом агентства по техническому и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1612-ст.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (Дата обращения: 17.05.2017).
  6. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: федеральный закон от 1.01.2015 № 442-ФЗ // Консультант: справочная система. – М., 2015. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558 (Дата обращения: 10.05.2017).
  7. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2005. – 476 с.
  8. Романычев, И.С. Механизмы и критерии оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания / И.С. Романычев // Приволжский научный вестник. – 2012. - № 3. – С.64.
  9. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2007. – 220 с.
  10. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2002. – 296 с.