Госзакупки: можно одновременно предоставить преимущества организациям инвалидов и малому бизнесу. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок Заказчик вправе в одной закупке предоставить преимущества

  • On 07.09.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Электронный аукцион, ЭТП

Среди поставщиков в государственных закупках есть несколько льготных категорий. Им необходимо предоставить определенные преимущества. Рассмотрим, для кого они предназначаются и как нужно действовать заказчику.

Льготные категории участников госзакупки

Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников :

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО );
  • организации инвалидов (ОИ );
  • учреждения исправительной системы (УИС ).

Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

СМП и СОНО

Организации инвалидов

Учреждения исправительной системы

Статья 30 44-ФЗ

Статья 29 44-ФЗ,
Постановление № 341 от 15.04.14

Статья 28 44-ФЗ,
Постановление № 649 от 14.07.14

СМП: Субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Основные критерии:

  • выручка без НДС до 800 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников до 100 человек;
  • доля коммерческих компаний (не СМП) в уставном капитале — не более 49%

СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:

  • 80% членов — инвалиды;

Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим — не менее 50%;
  • доля ЗП инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Организации из перечня, содержащегося в постановлении Правительства от 01.02.2000 № 89.

В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.

Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

Преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов таково: контракт будет заключен по цене на 15% выше, чем фигурирует в заявке такого участника. Из формулировки закона может показаться, что преимущество может быть и менее 15%, однако это такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что преимущество составляет 15%, но при этом контракт может быть заключен по цене, не выше НМЦК (письмо Минэкономразвития 15.10.2014 № Д28и-2197 ).

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные» ). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.

Важно! Если нужно закупить разные товары, удостоверьтесь, что все они входят в перечень . Только тогда стоит включать их в одну закупку. Если же нужно купить товары помимо перечня, проводите разные процедуры.

Преимущество должно быть установлено в плановых документах и продублировано в закупочной документации, проекте контракта. Также следует указать, что контракт не может быть заключен по цене выше НМЦК. Ниже представлена выдержка из аукционной документации, содержащая оговорку о преимуществе для льготных категорий:

Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Преимущество организациям инвалидов

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается

Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:

  1. Если это , электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
  2. Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.

Действия заказчика при победе льготника

Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.

Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.

Внимание! Если победитель уклонился от заключения контракта, а следующий за ним участник относится к льготным категориям, то преимущество ему также должно быть предоставлено.

Цена контракта

Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта - 300 000 рублей . Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей . Размер преимущества - 15%.

Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:

Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ

Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.

Расчетная цена, учитывающая предоставленное преимущество, выше начальной (максимальной). Таким образом, контракт с организацией инвалидов будет заключен по цене 300 000 рублей, то есть по НМЦК.

Преимущества для СМП и СОНО

Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ) . В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.

Формула расчета СГОЗ:

Когда СГОЗ рассчитан, нужно взять от него 15% - это и будет минимум закупок у СМП и СОНО. Однако планируя закупки, нужно брать этот процент с запасом, ведь некоторые из них могут не состояться. В таком случае заказчик рискует не набрать 15%-ный объем и получить штраф.

Установка преимущества в закупке

Преимущество для малого бизнеса стоит устанавливать в тех закупках, объекты которых они в силах поставить. Так, не стоит объявлять закупку для СМП и СОНО, если объектом являются, например, медицинские услуги или топливо. Поскольку компании, которые занимаются поставкой таких товаров и услуг, редко относятся к разряду малых предприятий.

Когда выбраны объекты закупки у СМП, нужно отразить это в плановых документах, закупочной документации и контракте. Есть два важных момента, которые нужно прописать:

  1. Оплата. Если контракт заключен с СМП или СОНО, то с момента подписания документов о приемке до дня оплаты должно пройти не более 15 рабочих дней.
  2. Штрафы. За просрочку платежа начисляются пени. Во всех остальных случаях факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта караются штрафами. Эти условия должны быть прописаны в обязательном порядке. Нужно указать фиксированную сумму штрафа, определенную исходя из стоимости контракта, а также всю штрафную линейку. Для малых предприятий размеры таковы:
    • при цене контракта до 3 млн рублей размер штрафа составляет 3%;
    • при цене контракта от 3 до 10 млн рублей - 2%;
    • при цене контракта от 10 до 20 млн рублей - 1%.

Пример формулировки положения относительно штрафа приведен на следующем изображении.

Пример формулировки о штрафных санкциях

Что еще нужно знать заказчику

Не забудьте проверить участника, победившего в закупке, если объявили ее для СМП и СОНО. В заявке должна содержаться декларация о его принадлежности к этой категории. Но не помешает сверить информацию с соответствующим реестром на сайте ФНС.

Набрать нужный объем закупок у малых компаний не всегда просто. Чтобы упростить задачу, целесообразно привлекать СМП и СОНО в качестве субподрядчиков . В документации закупки нужно установить требования для поставщика, который сам не является малым предприятием, нанимать себе в соисполнители СМП и СОНО. При этом нужно установить точный размер привлечения в стоимостном выражении и прописать его в проекте контракта.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предоставление в рамках одного электронного аукциона преимуществ для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также для организаций инвалидов возможно в случае совпадения условий, предусмотренных законом для предоставления тех и других преимуществ.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты), за исключением случая закупки у единственного контрагента, обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов (далее - ОИ) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. В настоящее время действуют соответствующий перечень (далее - Перечень) и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
Следует учитывать, что нельзя предоставить преимущество для ОИ в том случае, если объектом одной закупки выступают как включенные в Перечень, так и не включенные в него товары, работы, услуги ( письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616).
Ограничения круга участников закупки Правилами не предполагается. Равным образом не предполагается и какого-либо преимущественного права доступа ОИ к закупкам или преимуществ при оценке заявок либо при предложении ими цены.
В соответствии с п.п. 4-6 Правил преимущество предоставляется лишь в том случае, если организация инвалидов становится победителем соответствующей процедуры определения контрагента либо если с ней заключается контракт вследствие уклонения от заключения контракта победителя процедуры (если заявке ОИ присвоен второй номер или если ОИ предложила такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого - следующее после предложения победителя аукциона, запроса котировок). В этом случае контракт заключается по цене, предложенной ОИ, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из ч. , Закона N 44-ФЗ, под ОИ в целях этого Закона понимаются следующие организации:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и отвечающие следующим признакам:
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%;
доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Преимущества субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНО) согласно Закона N 44-ФЗ заключаются в обязанности заказчика обеспечить участие таких субъектов в удовлетворении государственных или муниципальных нужд в рамках осуществляемых закупок (в том числе в форме электронных аукционов) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Достижение такой доли может быть достигнуто двумя способами:
- проведение конкурентными способами закупок, участниками которых могут быть только СМП и СОНО ( , Закона N 44-ФЗ). Такое условие проведения закупки следует рассматривать как преимущество для СМП и СОНО и одновременно как ограничение для других участников (смотрите также ответ на вопрос 42 в приложении к Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 N Д28и-2584);
- осуществления закупок без ограничения круга участников, но с установлением в извещении о проведении закупки и в контракте условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме, установленном в виде процента от цены контракта (п. 2 ч. 1, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Исходя из Закона N 44-ФЗ под СОНО в данном Законе понимаются некоммерческие организации (за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Специальных указаний относительно СМП нормы N 44-ФЗ не содержат, поэтому следует исходить из того, что это субъекты, соответствующие признакам, данным в ч. , Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
При предоставлении преимущества СМП, СОНО первым способом необходимо учитывать, что, во-первых, согласно части шестой Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с N 7-ФЗ в части СОНО. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (часть вторая Закона N 181-ФЗ). Безусловно, они осуществляют вид деятельности, предусмотренный Закона N 7-ФЗ. Соответственно, любые общественные организации инвалидов являются СОНО.
Во-вторых, согласно части седьмой Закона N 181-ФЗ на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%, распространяется действие N 209-ФЗ при соответствии их требованиям, установленным данным Законом, за исключением Закона N 209-ФЗ. Обратим внимание, что признаки отнесения созданных общественными объединениями инвалидов организаций, указанные в самом N 181-ФЗ к СМП, совпадают с признаками ОИ, которым предоставляются преимущества в соответствии с N 44-ФЗ. Что касается прочих признаков, то полагаем, что в вышеприведенной норме допущена ошибка юридической техники - ее текст не приведен в соответствие с изменениями в N 209-ФЗ и в ней имеется в виду Закона N 209-ФЗ, ставящей статус СМП в зависимость от доли в уставном капитале СМП, в том числе, общественных организаций (объединений).
Соответственно, вышеуказанные ОИ могут быть отнесены к СМП при условии соответствия требованиям ч. , Закона N 209-ФЗ:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать 800 млн. рублей ( Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
При этом ни одна норма закона или подзаконного акта не ставит применение преимуществ СМП и СОНО и ОИ в зависимость друг от друга.
Таким образом, заказчик при проведении закупки исключительно среди СМП и СОНО не только вправе, но и в силу Закона N 44-ФЗ обязан одновременно предоставить преимущество, установленное для ОИ, при совпадении следующих условий:
- осуществляется закупка исключительно товаров, работ или услуг, включенных в Перечень;
- в закупке участвует ОИ, обладающая признаками, необходимыми для получения преимущества, и являющаяся одновременно СОНО или СМП;
- такая ОИ становится победителем соответствующей процедуры либо контракт должен быть заключен с ней ввиду уклонения победителя от заключения контракта.
Косвенное подтверждение данного вывода можно найти в постановлении Управления ФАС по Республике Карачаево-Черкессия от 17.06.2016 N 3-192/16, в котором рассматривается закупка, проводимая среди СМП и СОНО, в документации о которой заказчик установил преимущество для ОИ. Антимонопольный орган указал на некорректность в формулировании условий предоставления данного преимущества, но не на невозможность его предоставления в данном случае.
Тем более свободно любая ОИ может участвовать в закупке, в извещении о которой установлено условие, предусмотренное Закона N 44-ФЗ, и победить в ней, что также дает право на получение преимущества, но не снимает обязанности по привлечению к исполнению контракта СМП и СОНО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Может ли заказчик при закупке способом запроса котировок, одновременно установить преимущество для СМП и СОНО в соответствии с ст. 30 Закона № 44-ФЗ и установить преференции участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 и Организациям инвалидов (в соответствии со Статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ). Код ОКПД2 31.01.11.130?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да заказчик может осуществить одновременное установление преимуществ для организаций инвалидов и организаций СМП и СОНО. Преференции по Приказу № 155 также можно установить, если все товары включены в Перечень, утвержденный Приказом № 155.

Правомерно ли одновременно предоставлять преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в аукционе в электронной форме субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) установлено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должна содержаться, в том числе, следующая информация:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  • преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.

В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что действие ст. 29 распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни (см. также п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Следовательно, в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, в случае если товары, работы, услуги, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, предусмотрены в соответствующем перечне.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем:

  1. проведения открытых конкурсов , конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок , запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб.;
  2. осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, исходя из вышесказанного следует, что в случае если заказчик осуществляет закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) и товары, работы, услуги по данной закупке отнесены к Перечню (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341) при которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, то заказчик обязан установить такое преимущество для организации инвалидов.

Дополнительно сообщаем, что аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.

Что касается Приказа № 155, то код 31.01. - Мебель для офисов и предприятий торговли входит в Перечень товаров, утвержденный Приказом № 155.

Согласно п. 8 Приказа № 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:

а) в рамках одного запроса котировок предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек - микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий - 120 млн. рублей, для средних предприятий - 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение лет , следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации , не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП


Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО - что это?» Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые - это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица ( , партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) - это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15%, также как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • (, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн. рублей.

СГОЗ - что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) - это общее число денежных средств , выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223 ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223 ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • тендер, в котором участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Критерии малого и среднего бизнеса:

44-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:

  • Открытый конкурс,
  • Конкурс с ограниченным участием,
  • Двухэтапный конкурс,
  • Запрос предложений.

Какие льготы действуют?

  1. Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
  2. Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
  3. Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016). Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.

Что упростит жизнь?

    Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком. Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса. ​

    С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде . Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352 , которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для заказчиков

Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:

  • Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
  • Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.

Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.

В каких закупках могут участвовать СМП?

Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:

  • «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
  • Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
  • С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.

Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352 .

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП - не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.

3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.

Что упростит жизнь?

Госдума рассматривает законопроект № 821534-6, который:

  • Установит исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки и основные требования к процедуре закупки этими способами. Сейчас на ЕИС примерно 14 тысяч уникальных наименований способов закупки.
  • Упорядочит количество электронных площадок по 223-ФЗ. Это сделает процесс регистрации поставщиков на площадках и подготовку к торговым процедурам проще.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341
"О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"

С изменениями и дополнениями от:

32.50.50

Утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Преимущество составляет до 15% и касается строго определенных товаров (перечень приводится). Это соки, маринованные овощи, хлебобулочные изделия, воды, постельное белье, чулочно-носочные изделия, деревянная тара, гофрированные бумага и картон, крепежные изделия, светильники, мебель, щетки и др.

Правила распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов, где инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% членов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ - не менее 25%.

Для получения преимущества организация-участник подает заявление в произвольной форме о соответствии установленным критериям.

Организация-победитель представляет заказчику требование в произвольной форме о предоставлении преимуществ.

Контракт с организацией-победителем заключается по предложенной ею цене, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"


Настоящее постановление вступает в силу его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2015 г. N 1343

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления