РИГА, 28 дек — Sputnik. Новаторство коснулось, казалось, одной из самых консервативных областей промышленности — судостроения. И не просто судостроения, а строительства ледоколов, пишет журнал "Популярная механика" .
В 1996 году финская компания Aker Arctic начала разрабатывать проект принципиально нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед и, кроме того, еще и под углом к диаметральной поверхности. Испытания проводились на обычном ледоколе, который тянули лагом. Результаты оказались положительными, и компания разработала ледокол с асимметричным корпусом.
Другие так не могут
Когда российское правительство решило из балтийских портов в российские, проектом заинтересовалось Агентство морского и речного транспорта России.
Дело в том, что Приморск находится значительно севернее балтийских портов, и в зимнее время его акватория нуждается в расчистке ото льда. Для проводки крупнотоннажных судов требуется коридор шириной 50 метров, обычный ледокол с такой задачей не справляется, и приходится использовать две единицы техники.
Тут и нашлось применение асимметричному ледоколу: двигаясь боком, он проделывает коридор нужной ширины.В октябре 2011 года Агентство морского и речного транспорта России, калининградский и финский Arctech Helsinki Shipyard подписали контракт, а весной 2014 года на воду был спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название "Балтика".
Одна из особенностей судна — три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки (устройства, в которых винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), одна из которых располагается в носу.
За счет этого ледокол с легкостью может плыть не только вперед и назад, но также боком и наискосок. В результате "Балтика", ширина которой 20,5 м, проделывает пятидесятиметровый канал во льдах без посторонней помощи.
Уникальный и многофункциональный
"Балтика" — это не просто ледокол, а многофункциональное аварийно-спасательное судно.
Его можно применять не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения . Левый выпуклый борт предназначен для ломки льда, плоский правый приспособлен для сбора нефти.
Причем сбор нефти можно производить прямо на ходу, благодаря тому, что в борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется от воды с помощью штатной встроенной системы щеточных коллекторов. Нефть собирают в резервуары на судне, а очищенную воду откачивают обратно в море.Благодаря винторулевым колонкам "Балтика" обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира значительно превосходит традиционные суда.
На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки.
Семимегаваттная "Балтика" стала первой в новом поколении ледоколов. В апреле прошлого года она прошла испытания в Карском море, где без труда справлялась с полутораметровыми льдами прямым ходом.
Сейчас финская компания-производитель предлагает 25-мегаваттный ледокол, предназначенный для работ в Арктике.
Инновационное судно-ледокол “Балтика” готово к передаче аварийно-спасательному флоту РоссииНапомним, церемония спуска на воду “Балтики” состоялась 12 декабря 2013 года. Аварийно-спасательное судно мощностью 7 МВт строилось на ОАО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (изготовление блоков корпуса, окраска), в качестве субподрядчика выступила верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc. (формирование корпуса, достроечные работы, испытания). Разработчик технического проекта (Р-70202) – Aker Arctic Technology (Хельсинки, Финляндия). Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти.
“Балтика” этой весной поступит в распоряжение Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы РФ.
Аналогов таких судов в мире не существует. Дело в том, что у “Балтики” есть сразу несколько назначений – спасение, прорубание каналов во льдах и сбор разлившейся нефти. У “Балтики” два двигателя в корме и один на носу, они поворачиваются на 360 градусов, что позволяет судну плыть практически в любом направлении. Также на “Балтике” имеется вертолетная площадка и буксирная лебедка, оно может работать в пятибалльный шторм, с водолазами и подводными аппаратами, в том числе при обследовании подводных трубопроводов.
По словам исполнительного директора Archtech Helsinki Shipyard Эско Мустамяки, в ходе испытаний в море судно подтвердило свой заявленный функционал – маневренность, возможность двигаться и рубить лед боком, а также новый тип системы по сбору разлившейся нефти. “Мы чрезвычайно довольны этими свойствами и уверены в том, что “Балтика” поможет сделать более безопасными морские перевозки в Финском заливе”, – подчеркнул он.
Видео о ледоколе “Балтика”
Ранее глава Росморречфлота Александр Давыденко сообщал журналистам, что всего таких судов сейчас строится четыре. “Балтика” стала первым спущенным на воду. “Оно будет работать на Балтике, – сказал А. Давыденко. – Второе такое судно будет использоваться в Арктике, еще два других – на Дальнем Востоке и на Черном море. Таким образом, мы потребность России в такого рода судах полностью удовлетворим”.
Многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» инновационного проекта Р-70202 было построено ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (входит в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации в рамках контракта, заключенного 09 ноября 2011 года.
Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Конструктивная особенность судна – асимметричный корпус, оснащенный тремя полноповоротными винторулевыми комплексами общей мощностью 7,5 МВт. Это позволяет судну идти косым ходом, прокладывая во льду канал, в 2,5 раза превышающий ширину его корпуса, – до 50 метров при ширине корпуса в 20,5 метра. Судно способно продвигаться в ровном льду толщиной один метр, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 метров.
Судно предназначено для выполнения широкого спектра аварийно-спасательных операций как на чистой воде, так и в ледовых условиях, включая ликвидацию аварийных разливов нефти. Оно упростит навигацию судов в зимние месяцы. Необычный корпус и большая маневренность позволят «Балтике» пробивать путь и для небольших спасательных судов, и для танкеров.
По условиям контракта ПСЗ «Янтарь» является головным исполнителем заказа (изготовление блоков корпуса, окраска), в качестве субподрядчика выступила верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc., Финляндия, (формирование корпуса, достроечные работы, испытания).
Киль был заложен на стапеле ПСЗ «Янтарь» 06 июня 2012 года. В мае 2013 года были завершены работы по строительству корпуса, после чего он был доставлен на достройку на российско-финскую верфь Arctech Helsinki Shipyard Oy в Финляндию. 12 декабря 2013 года «Балтика» была спущена на воду. Утром 06 марта 2014 года вышла на ходовые испытания, которое продлились несколько дней. Весь процесс строительства судна проходил при участии специалистов ПСЗ «Янтарь».
Группа «Транзас» осуществила поставку и пусконаладочные работы интегрированной навигационной системы собственного производства, комплекта навигационного оборудования, средств связи и видеонаблюдения, а также оборудования для обеспечения взлета и посадки вертолета. Ко всему палубному оборудованию, установленному в рамках контракта, предъявлялись особые требования, обеспечивающие работу систем в арктических широтах при температуре -40 град. С. Помимо этого, на ледоколе установлены современные системы спутниковой связи, максимально отвечающие высоким техническим требованиям, которые предъявляются к оборудованию многофункциональных судов подобного класса. По сообщению от 08 апреля 2015 года , оснащенного системой управления динамическим позиционированием Navis Nav DP4000 и системой управления курсом судна (авторулевым) Navis AP4000.
21 мая 2014 года многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» инновационного проекта Р-70202 двумя буксирами было доставлено из Хельсинки в Калининград на ПСЗ «Янтарь». 30 мая 2014 года судно было принято Государственной комиссией.
Многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» («Baltika») IMO: 9649237, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, было принято государственной комиссией 30 мая 2014 года, строительный номер 508. Судостроитель: ПСЗ «Янтарь», город Калининград, Россия и Arctech Helsinki Shipyard, город Хельсинки, Финляндия. Владелец: Росморречфлот, Россия. Оператор: ФБУ «Госморспасслужба России». Стоимость строительства составила 78 млн. евро.
Основные характеристики: Тоннаж 3800 тонн, дедвейт 1150 тонн. Длина 76,4 метра, ширина 20,5 метра, осадка 6,3 метра. Скорость хода 14 узлов, в ровном льду толщиной 1 метр 3 узла. Мощность трех дизельных генераторов 7,5 МВт. Экипаж 24 человека. На борту предусмотрено размещение для 12 человек специального персонала. Автономность 20 суток (для 24 человек).
Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга.
Символ класса РС: KM✪ Icebreaker6 AUT1-ICS OMBO FF3WS EPP DYNPOS-1 ECO-S Oil recovery ship (>60°C)/ salvage ship/tug.
По сообщению от 17 февраля 2015 года многофункциональное аварийно-спасательное судно ледового класса с асимметричной формой корпуса «Балтика» ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» эксперты Королевского общества инженеров-судостроителей (Великобритания) и занесли в ежегодный список лучших судов, построенных в 2014 году под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства. 20 февраля 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась РФ. По сообщению от 02 апреля , которые проводились в Карском море на траверзе о. Белый, в районе Обской губы, а также в районе порта Сабетта. Во время проведения ледовых испытаний на борту судна находились представители проектной организации Aker Arctic Technology (Финляндия), судостроительного завода ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», финской верфи Arctech Helsinki Shipyard и ФКУ «Дирекция госзаказчика». 11 апреля, после успешно проведенных ледовых испытаний, для несения аварийно-спасательного дежурства. 12 августа 2015 года в море. На борту находятся участники уникального морского арктического научно-исторического проекта Ямало-Ненецкого автономного округа «Карские экспедиции». По сообщению от 04 сентября участники «Карской экспедиции 2015» на борту многофункционального поискового судна «Балтика» и прибыли в порт Сабетта. Запланированные поисковая и научная программы экспедиции выполнены в полном объеме. С 06 октября к обеспечению выполнения пуско-наладочных работ по проекту «Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения». 21 октября впервые был осуществлен прием вертолета Ка-32 на вертолетную площадкусудна - были доставлены специалисты и необходимое оборудование для продолжения работ на Арктическом погрузочном терминале (АТП).
В период с 03-го по 04 февраля 2016 года на корабле под руководством Заместителя директора Балтийского филиала по АСР и ЛРН С.М. Савельева было и отработка комплекса задач по несению аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти у АПТ мыс Каменный в Обской губе. По сообщению от 11 марта в комплексном учении на Арктическом терминале в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного, расположенного на полуострове Ямал, впервые проводимым «Газпромнефть-Ямал» в зимний период.
В полку самых удивительных судов мирового флота состоялось очередное пополнение. Весной 2015 года в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на многофункциональном судне «Балтика» — первом в мире асимметричном ледоколе, или, как этот новейший тип судов еще называют, ледоколе косого хода.
Финский эксперимент
Для проводки больших транспортных судов во льдах часто приходится применять два ледокола: один пробивает канал, второй его расширяет, поскольку крупнотоннажный транспорт нуждается в более широком коридоре. Не очень экономно. Над решением этой проблемы задумались инженеры финской компании Aker Arctic Technology, одного из мировых лидеров в области арктических технологий. Возникла идея: а почему бы ледоколу не двигаться во льдах боком, чтобы пробивать канал достаточной ширины для проводки даже самых больших судов? Сначала были проведены эксперименты с моделями в бассейне, затем с обычным ледоколом, который с помощью буксиров заставили наезжать на лед бортом, а не носом. Эксперименты оказались удачными, но при этом выяснилась необходимость оптимизировать форму корпуса: профиль одного из бортов следует заточить под работу со льдом. Поэтому борта у нового ледокола получились разными по форме, что сделало его корпус асимметричным.
Вторая особенность конструкции «Балтики» — винты. Их три: два расположены на корме, один — на носу. Но главное — все три винта смонтированы в виде винторулевых колонок (это общепринятое название для устройства, в котором винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), которые могут поворачиваться на 360 градусов. Благодаря этому ледокол способен плыть не только вперед-назад, но и боком или наискось. В результате «Балтика» шириной 20,5 метра и мощностью 9 МВт способна проделывать во льдах 50-метровый канал! Для сравнения: ширина атомного ледокола «Арктика» мощностью 49 Мвт — 30 метров.
На все руки
Уникальная управляемость позволила сделать судно многофункциональным. «Балтика» может тушить пожары (в том числе горящую на воде нефть), работать в тесной акватории порта, проводить спасательные работы с использованием 25-тонного крана, служить аэродромом для вертолетов, а также собирать нефть с поверхности воды. Причем последнее делается прямо на ходу. В борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется по уникальной запатентованной технологии. Возможность двигаться боком значительно ускоряет процесс очистки.
Финны не скрывали, что готовили этот проект для России, которая намерена заняться нефтедобычей в северных морях. И они не ошиблись в расчетах. Уникальной разработкой заинтересовалась Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта. Первое судно по этому проекту — «Балтика» — изготавливалось двумя странами совместно. Заложен ледокол был на заводе «Янтарь» в Калининграде, а спущен на воду после достройки на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. Эта верфь принадлежит российской Объединенной судостроительной компании и сотрудничает с банком ВТБ.
В апреле 2015 года «Балтика» прошла испытания во льдах Карского моря, где успешно преодолевала льды толщиной 1,5 метра прямым ходом. Канал шириной 50 метров судно способно проделать во льдах толщиной до 80 см. Необычный корабль займет достойное место в списке судов, оставивших заметный след в истории ледокольного флота.
Великолепная пятерка
Пять революционных проектов, которые стали вехой в развитии ледокольного судостроения.
Уникальное аварийно-спасательное судно "Балтика" завершило испытания в Арктике и пришло в Мурманск. Первый в мире асимметричный ледокол способен тушить пожары, собирать разлившуюся нефть и освобождать из ледового плена корабли. Впереди у "Балтики" - совместные российско-норвежские учения.
Первое настоящее крещение льдом Балтика прошла в Арктике. В Карском море еще раз проверили возможности новейшего спасательного судна. Результат превзошел все самые смелые ожидания.
Многофункциональное аварийно-спасательное судно "Балтика" прозвали кривым кораблем. Один борт прямой, другой выпуклый. Нестандартный корпус - это не брак, а как раз его главное преимущество. Благодаря асимметричной особенности конструкции "Балтика" может двигаться и вперед, и назад, и даже боком.
Как это происходит, можно хорошо рассмотреть сверху. Судно прокладывает канал в два с половиной раза больше, чем собственная ширина. Раньше пробивать такие размеры могли только два ледокола.
"Использовался косой ход во льдах. Тоже показали лучшие результаты. При ширине судна 20 метров способен делать канал шириной 50 метров", - пояснил капитан МФУСС "Балтика" Сергей Глибин.
Универсальный морской спасатель может тушить пожары, собирать с поверхности воды нефть. Он способен освобождать застрявшие во льдах корабли. Не страшен для "Балтики" и шторм. Если понадобится, то судно готово спасать людей даже при сильном волнении в море - все предусмотрено для экстренной помощи. Есть вертолетная площадка и шлюпки.
"По своим скоростным, своим ледокольным качествам вполне надежный ледокол. Достоин работать в тех широтах, где мы были", - отмечает старший механик МФУСС "Балтика" Николай Дьяков.
Первое инновационное судно усиленного ледового класса результат совместных усилий корабелов Калининграда и Хельсинки. И в России, и в Финляндии этим проектом гордятся. Ничего подобного в мире еще не делали.
Здесь даже капитанский мостик не один, а сразу два. Впрочем, оба рабочих места одинаково удобны. На дополнительное рабочее место можно перейти, если судно идет косым ходом. Отсюда капитан гораздо лучше оценит ледовую обстановку.
А в случае необходимости "Балтика" может идти и без участия человека. Поможет умная электроника и абсолютно автономные системы управления. Маневренность судна обеспечивают мощные винты, которые двигаются по команде миниатюрных джойстиков.
"У него не как раньше на судах были гребные валы, у него три винторулевых колонки. Две на корме, одна в носу", - рассказывает об особенностях конструкции судна первый заместитель руководителя морской спасательной службы "Росморречфлота" Дмитрий Смирнов.
Вначале июня судно отправится на совместные российско-норвежские учения.
Пока же "Балтика" пришвартовалась рядом с первым советским атомным ледоколом "Ленин", который давно превратился в музей. С палубы легендарного прошлого открывается хороший вид на подающее большие надежды настоящее.