Роспись керамической посуды. Роспись посуды

Роспись тарелок своими руками – это творчество, которое доступно как для опытных, так и для начинающих декораторов. Ведь техника очень легко осваивается, не требует покупки дорогостоящих материалов, траты времени и сил, поэтому вы можете не бояться потерять интерес к процессу. А еще ручная роспись по стеклу и керамике может стать вашим постоянным хобби, методом релаксации или даже хэнд-мэйд бизнесом на Интернет-площадках вроде Ярмарки мастеров или Etsy.

В этом материале мы рассмотрим следующие способы и техники росписи тарелок своими руками, которые подойдут для начинающих:

  1. Роспись по трафаретам и шаблонам;
  2. Художественная ручная роспись тарелки;
  3. Витражная роспись по стеклу.

Мастер-класс №1: точеная роспись тарелок

Точечная роспись тарелок (пике или point to point)– это техника рисования и создания контуров точками, благодаря которым можно добиться эффекта чеканки, инкрустации камнями, цветными стразами или вышивки бисером. На фото ниже вы можете взять на заметку удачные сочетания цветов и узоров (листайте фото вправо).




А вот идеи декора пиал в технике пике.


Для работы вам понадобится:

  1. Ватные диски для обезжиривания и ватные палочки для коррекции неудачного рисунка;
  2. Спирт этиловый, жидкость для снятия лака или специальный обезжириватель;
  3. Контурные акриловые краски нужных цветов;
  4. Аэрозольный лак для закрепления и защиты рисунка;
  5. Иголка и бумага для очистки тюбиков.

Советы:

  • Если вы хотите использовать тарелки по их прямому назначению, то выбирайте запекаемые акриловые краски с подписью dishwasher ability или dishwasher resistant. Прочные контурные краски можно найти в марках Hobby Line Kreul, Decola, Marabu и Pebeo Vitrail.
  • Краски не должны быть слишком густыми или слишком жидкими. Проверить это можно следующим способом: нажмите на тюбик – если краска выходит легко, но лужицей, то консистенция слишком жидкая, если выдавливается трудно – то слишком густая. Перед началом работ нужно протестировать каждый тюбик, так как разные цвета краски одного и того же вида могут быть разной консистенции.
  • Вы можете рисовать точки маленькой тонкой кисточкой, иглой или зубочисткой, используя акриловые краски для керамики в обычных баночках, если рисование из тюбиков кажется вам сложным.

Техника рисования

Первым делом нужно хорошо обезжирить поверхность спиртом или обезжиривателем с помощью ватного диска и только потом приступать к творчеству. Опытные мастера могут рисовать сразу на тарелке, не используя никаких эскизов и разметок, придумывая узоры прямо в процессе работы. Вы тоже можете довериться свободному полету мыслей и импровизировать. Но если вы хотите реализовать определённый художественный замысел, то лучше сначала нарисовать эскиз, шаблон, трафарет или разметку, продумав цветовую гамму и орнаменты.

Для росписи по стеклу удобно применить шаблоны, которые можно приклеить с обратной стороны тарелки.

Совет для начинающих: перед тем как расписать тарелку, потренируйтесь на бумаге ставить точки маленького, среднего и большого размера на одинаковом друг от друга расстоянии с одинаковым нажимом и давлением на тюбик.

  • Главные правила: в одной линии должны быть точки одинакового размера, а между точками должно быть выдержано одинаковое расстояние, и, очень важно, чтобы оно (расстояние) было минимальным, то есть таким, чтобы точки «читались», но не сливались в сплошной контур;
  • Помните, что чем больше точки, тем больше может быть расстояние между ними. И наоборот, чем меньше точки, тем меньше должен быть отступ друг от друга;
  • Рисовать нужно по принципу от общего к частному, то есть, начиная с крупных контуров и заканчивая прорисовкой мелких деталей.

После работы краска должна застыть. Высушить их можно тремя способами:

  1. Естественным путем на 1 сутки – если вы хотите пользоваться тарелкой редко или вовсе использовать ее только как предмет декора.
  2. Просушить феном, а затем на 10-12 ч. оставить застывать краски естественным путем.
  3. Запечь при температуре 150-170 градусов полчаса, а затем, не вынимая из духовки дать посуде остыть – в случае, если вы хотите есть с расписанных тарелок. Желательно после обжига не мыть расписанную посуду 20 дней — так краска продержится дольше.

После того, как краска на декоративной тарелке высохнет, вы можете закрепить ее лаком.

Мастер-класс № 2: роспись тарелок по трафаретам и шаблонам

Другой способ, который может освоить любой желающий – это роспись посуды с помощью трафаретов и шаблонов.

Для работы вам понадобится:

  1. Акриловые краски по стеклу и керамике или фломастеры для росписи посуды, которые бывают разных цветов и толщины стержня. В России чаще всего можно встретить маркеры от Marabu;
  2. Художественные синтетические кисти подходящих размеров (при необходимости) или губка для тампования;
  3. Жидкость для снятия лака, спирт или обезжириватель и ватные диски для обезжиривания;
  4. Все, что нужно для рисования и вырезания трафарета или шаблона: бумага, резак, карандаш.

Техника рисования

Сначала вам нужно нарисовать самим или распечатать готовый трафарет/шаблон, а затем канцелярским ножом вырезать нужные отверстия. Пожалуй, в этой технике только этот этап можно назвать трудоемким. Дальше все гораздо проще: обезжириваем поверхность и приклеиваем шаблон на дно скотчем.

Затем закрашиваем/тампуем рисунок по трафарету. После чего на вашей картинке можно расставить акценты, прорисовать детали или контуры.

Если вы рисовали акриловыми красками, то вы можете просушить их естественным путем, феном или в духовке согласно рекомендациям первого мастер-класса по точечной росписи тарелок.

Мастер-класс № 3: Художественная роспись вручную кистями

Роспись тарелок традиционным способом, то есть кистями и красками – это лучший способ написать настоящий шедевр.

Для работы вам понадобится:

  1. Художественные синтетические кисти разных форм и размеров;
  2. Акриловые краски для стекла и керамики или запекаемые витражные краски на водной основе;
  • Совет: витражные краски более прозрачные и, в то же время, яркие, но с ними чуть сложнее работать из-за жидкой консистенции и свойства растекаться по поверхности, поэтому их часто используют в сочетании со сдерживающими их контурными красками. Кроме того, имейте в виду, что витражные краски на основе растворителя не подходят для росписи тарелок, которые будут использоваться по прямому назначению.
  1. Любой обезжириватель.

Техника рисования

Сначала нужно написать подмалевок, то есть нарисовать крупные части композиции, которые и будут ее основой. Далее добавьте объем и глубину рисунку, используя темные и светлые тона. А затем займитесь прорисовкой деталей. В конце работы воспользуйтесь рекомендациями по фиксации краски из первого мастер-класса.

Советы:

  • Смешивайте краски и играйте с полутонами, чтобы получить необычные цвета и эффекты.
  • Роспись керамической тарелки с матовой глазурью будет легче, чем роспись по глянцевой керамике или стеклу, так как краска будет ложиться плотнее и ровнее.

Вот простые, но интересные идеи для росписи тарелок кистями и акриловыми красками своими руками для начинающих художников (листайте фото вправо).




Тем, кто имеет навык и опыт рисования предлагаем вдохновиться следующей подборкой фото расписных тарелок.


А вот прекрасная идея для росписи блюдец и тарелок из старых чайных сервизов.

Мастер-класс № 4: роспись маркерами по керамике и стеклу

Рисование маркерами и фломастерами знакомо всем нам из детства. С помощью специальных фломастеров для росписи посуды своими руками вы сможете быстро и просто декорировать керамическую тарелку надписями, а также изобразить графичную и очень детализированную картинку. Примеры такого декора смотрим в следующей подборке фото.


Для работы вам понадобится:

  1. Любой обезжириватель и ватные диски;
  2. Фломастеры разных цветов и толщины стрежня.

Техника росписи

  • Перед тем как начать рисовать на посуде, не забудьте обезжирить поверхность.
  • Главное правило – старайтесь рисовать линии и контуры рисунка мелкими, частыми штрихами — так вы с меньшей вероятностью допустите ошибку.
  • Также старайтесь вести рисунок от общего к частному.

  • Предварительно наметьте контуры рисунка, при необходимости воспользуйтесь шаблоном или трафаретом.
  • Большинство маркеров высыхают за 24 часа, не требуют обжига и не стираются от мытья в посудомоечной машине.


Видео-урок: витражная роспись по стеклу

И наконец, настала очередь витражной росписи тарелок. Это чуть более сложная техника рисования на посуде из-за самой краски – как уже было отмечено, витражные краски жидкие, а потому ими часто заполняют контуры. А еще они более прозрачные, глянцевые и менее стойкие, чем акриловые. Если вы хотите пользоваться «витражными» тарелками, то выбирайте исключительно краски на водной основе, а по окончанию работ запеките посуду в духовке при температуре 170 градусов. Если же вы хотите повесить расписное блюдо на стену, то краски можно выбрать не запекаемые на основе растворителя и, в этом случае, не забудьте приобрести лак для закрепления рисунка.

Подробнее о витражной технике росписи стеклянных тарелок своими руками смотрите в следующем видео:

В этой статье мы познакомимся с популярным в Турции видом искусства - «Чини». «Чини» - это керамическая плитка, украшенная растительным орнаментом (также это строки из Корана, рисунки животных,птиц). Это фарфоровая и фаянсовая посуда, это вазы,светильники и другие предметы декора в современном интерьере. Чини - это очень красиво.

В Турции глянцевой, расписанной вручную мастерами плиткой, украшены полы и стены зданий, своды мечетей, арки, фонтаны, специальные краны с питьевой водой, беседки и другие сооружения.

Данную технику росписи можно встретить не только в Турции, но и на всей территории бывшей Османской Империи.

Самая древняя плитка чини была найдена археологами при раскопках самого первого мусульманского государства Караханиды, которое находилось в Средней Азии в период с 840 по 1212 гг.В Турции, Марокко о сих пор продолжают традиции росписи по керамике - чини.

Ниже приведен мастер-класс по технике «Чини». Автор мастер-класса и опубликованных работ Алсу Сайгылы.

Мастер-класс по технике росписи по керамике Чини.

На выбранном керамическом объекте (плитка, тарелка, ваза, кружка и т д) будем наносить рисунок.

Шаг 1: для начала нулевой наждачной бумагой слегка полируем поверхность, на которую будем рисовать. Слегка влажной губкой протираем образовавшуюся пыль.

Шаг 2: с помощью специального трафарета и угля переносим изображение на поверхность, затем обводим простым карандашом, тонкой линией. Можно нанести рисунок другими способами без трафарета: нарисовать сразу карандашом или перевести с помощью кальки.

Шаг 3: специальными чернилами по керамике обводим кистью контур рисунка.

Шаг 4: заполняем цветными красками элементы узора.

Шаг 5: после того, как работа с цветом закончена - подтираем недостатки, или добавляем недостающие моменты, отправляем изделие в печь.

Шаг 6: лично мастера не касается - это таинство происходит в другой мастерской. На изделие полностью наносится раствор и оно отправляется в печь, запекается при температуре 900 градусов С. После печи изделие выглядит глянцевым и краски смотрятся сочнее!

Получилась замечательная тарелка.

Под условным названием "керамика" обычно понимают декоративные и хозяйственные изделия из фарфора, каменной керамики и фаянса. Предметы интерьера принято расписывать специальными красками. Художники разрисовывают не только блюда из фарфора, но и чашки, чайники, заварники, а также стеклянные бокалы и бутылки необычной формы.

для изделий из стекла и керамики

Покрытие может быть различным. Некоторые краски наносят на "сырое" необожженное изделие и затем подвергают термической обработке, к этому виду можно отнести кобальтовую краску. При нанесении на изделие она имеет серый цвет, но после печи приобретает знаменитые синие переливы Гжели.

Однако в продаже гораздо больше красок для керамики без обжига. Их наносят на уже готовое изделие и дают высохнуть. К этой группе относятся по стеклу и керамике. У них богатая палитра, различная фасовка и работать с таким покрытием очень удобно.

В магазинах для творчества представлен огромный выбор как самих красок для керамики, так и фирм-производителей. Можно приобрести готовые наборы по 6-10 флакончиков различного цвета, а можно выбрать нужные цвета самому.

Огромное значение имеет предназначение и вид готового изделия. Мастер делающий предметы на продажу отдаст предпочтение качеству, родители, решившие позаниматься вместе с детьми, скорее выберут готовый недорогой набор для творчества. Для создания витражей потребуются специальные полупрозрачные краски на водной основе и так называемый контур. Последний лучше приобретать не универсальный, а специальный для работы со стеклом и керамикой. Некоторые краски нельзя наносить на предметы, которые используются для сервировки пищи, другие совсем неустойчивы к воде и моющим средствам. Стоит внимательно изучать аннотацию перед покупкой краски или проконсультироваться у продавцов магазина.

Внимание! Недорогие акриловые краски без обжига смываются водой, дорогие же можно легко поцарапать ножом или вилкой. Поэтому для росписи повседневной посуды лучше использовать покрытия, требующие термической обработки.

Зарубежные производители акриловых красок

Итальянский краски IDEA Vetro для росписи витражей совершенно неустойчивы к внешнему воздействию и не могут быть использованы в пищевых целях. Не нуждаются в обжиге и сделаны на органической основе.

Профессиональные краски Kreul Hobby Line, производства Германии, очень устойчивые и имеют богатую палитру цветов. После покраски изделие необходимо выдержать в печи 90 минут при температуре 160 градусов.

Профессиональные Hobby deLUXE - прекрасный выбор для предметов на продажу. Хотя серия является универсальной, покрытие прекрасно подойдет для работ по керамике и стеклу. Краски не требуют термической обработки, устойчивы к истиранию и воде. Однако, использовать их для повседневной посуды нельзя, сами баночки с покрытием довольно большие и стоят дороже аналогов, а палитра состоит только из нежных пастельных цветов.

Отечественные производители акриловых красок

Из российских производителей можно отметить краски для керамики и стекла Olki, "Гамма" и Decola. Все они не требуют обжига и не слишком устойчивы к истиранию. Продукцию серии Olki редко можно встретить в продаже, сами краски практически ничем отличаются от универсальных акриловых. Покрытия "Гаммы" имеют слишком жидкую консистенцию и неудобны в работе, а палитра цветов скудная, тусклая и невыразительная.

Пожалуй, из отечественной продукции выбор краски "Декола" по стеклу и керамике станет оптимальным по соотношению цены и качества. создает покрытия ярких и сочных цветов. Краски для керамики водостойкие и подвержены лишь внешним механическим воздействиям, а значит, подходят для декоративных целей. В линейке присутствуют готовые наборы и витражные покрытия. Краски "Декола" для керамики и стекла представлены в двух вариантах: матовые и металлик, то же относится к контурам производителя.

Краски для керамики и стекла

Специальные покрытия необходимы для работы с фарфором и фаянсом, керамикой и стеклом. Универсальные краски не всегда могут удержаться на гладкой и ровной поверхности материалов.

Можно приобрести готовый набор с базовыми цветами и смешивать их на палитре, добиваясь необходимого оттенка. Но если навыки и опыт мастера в смешении красок невелики, следует приобретать цвета по отдельности. Палитра "Декола" очень разнообразна, в ней присутствуют нежные пастельные тона, обычные матовые, покрытия с блеском "металлик" и яркие сочные цвета.

Сохранить яркость красок и рисунок могут специальные бесцветные защитные лаки. При покупке необходимо выяснить, допустимо ли применение покрытия в пищевых целях. Но даже если найти специальный не удалось, изделие все равно можно ставить на стол, только пользоваться им стоит редко и аккуратно.

Контуры для стекла и керамики

Данный вид материала можно применять самостоятельно и в комбинации с другими красками.

Контур незаменим для работы по стеклу и создания витражей. Приобрести их можно также в составе набора или по отдельности. Вещества, содержащиеся в контурах, хорошо сцепляют пигмент с гладкой поверхностью. Обводка очерчивает границы рисунка и не позволяет краске растекаться по поверхности. Самые красивые и необычные работы получаются при сочетании в творчестве красок и контуров.

Использовать покрытие в работе очень просто. Сначала нужно придумать дизайн и подобрать подходящий предмет. Затем взять тюбик контура и аккуратно перенести рисунок, стараясь не задевать линии рукой или пальцами. Потребуется лишь небольшая практика в силе нажатия для получения линии нужной толщины.

Витражные краски

Роспись стекла имеет свои нюансы. Как правило, требуется сохранить прозрачность материала даже после нанесения красок. Свет, проходящий сквозь витражи, окрашивается и, падая на предметы, создает сказочные узоры вокруг.

Витражные краски делают полупрозрачными, так как они должны пропускать свет. Для их нанесения поверхность стекла должна быть обезжирена, это условие применимо и к прочим материалам. В комплект к покрытию можно приобрести растворитель, он потребуется при внесении изменений в уже нанесенный узор или исправлении ошибок. Готовую работу можно просушить в течение 3 часов или подвергнуть обжигу при температуре 100 градусов, но не более 30 минут.

Витражные краски и контур просто созданы друг для друга и всегда идут в паре. Совмещая оба покрытия, можно легко и просто создавать уникальные вещи. Нужно нарисовать дизайн рисунка и разместить его за стеклом, а контуром просто перенести его на поверхность. Витражные краски достаточно текучи и легко заполнят пустоты между ограничительными линиями.

Современный рынок товаров для творчества готов предложить не только краски, но и целое море сопутствующих материалов. Например, съемные металлические наконечники для контуров, трафареты для витражей, фломастеры для керамики и карандаши-гели, после высыхания имитирующие стекло.

Точечная роспись керамики

Существует множество техник росписи керамики и стекла. Мастера находят себя в 2-3 видах работ, изучают все тонкости материалов, покрытий и успешно работают с ними, сочетая и комбинируя полученный опыт.

Точечная роспись очень популярна в росписи блюд и тарелок. На уже обработанную и покрашенную керамику наносят узор - точки при помощи цветных контуров. Готовые изделия приковывают взор, мимо них невозможно пройти и остаться равнодушными.

Хотя манера письма напоминает арабскую культуру, сказать, где была изобретена техника, невозможно. Похожие росписи встречают как в Африке, так и в Индии. Предметы будут напоминать о культуре той страны, характерные элементы которой выбраны для дизайна узора.

Анималистика в росписи

Сюжетами картин для керамики и стекла часто становятся растительный и животный мир.

Бесспорно, такие замечательные тарелочки приведут в восторг и детей, и взрослых. Дети могут работать с красками и попробовать разрисовать кружку или блюдо сами. Ребенок будет горд и счастлив завтракать из посуды собственного изготовления.

Работать специальными фломастерами и карандашами-гелями гораздо проще, чем красками. Если рисунок сотрется, его легко можно будет обновить или исправить. И хотя многим кажется, что фломастер слишком прост и скучен, имея воображение, можно создать красивые вещи ограниченными средствами.

Минимализм в росписи керамики и стекла

Даже если у мастера нет навыков художественной росписи или рисовать от руки - не его призвание, современное стремление к минимализму в искусстве скроет эти недостатки.

Уникальные вещи можно сделать и при помощи готовых трафаретов. Главное правильно обыграть цвет и форму предмета. Один простенький, но аккуратно выполненный узор, может привлечь больше внимания, чем безвкусно расписанное огромное блюдо.

Когда у человека есть желание творить и создавать, не стоит ограничивать себя надуманными причинами. Главное в этом деле - начать, а навыки и умения придут вместе с опытом!

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд


.



Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой




Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи


(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда


Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника

Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми .


Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).

Антикварные тарелки с росписью Руми. Фото: people.sabanciuniv.edu


Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.

Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com


В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"

В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом

Продолжение в следующей статье