Религиозное объединение - это что такое? Виды религиозных организаций Религиозным организациям относятся.

1. Светский характер государства в России

2. Общее ионнтие религиозных обьединенийи их виды

3. Создаиие и ликвидация религиознйх организаций

4. Основные виды деятелъностй религиозных оргаиизаций

5. Перерегистрация религиозных организаций

1. Российская Федерация - светское государство . Это значит, что религия отделена от государства, а государство - от религии . Религиозные организации не вмешиваются в деятельность органов государственной власти и не участвуют в их работе.

Государство:

ü не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и определение своей религиозной принадлежности;

ü не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления;

ü не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она непротиворечит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года М 125-ФЗ;

ü и обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

2. Религиозным объединением называется добровольное объединение граж дан РФ, иных лиц для совместного вероисповедания и распростране ния веры;

Признаками религиозного объединения являются:

ü вероисповедание;

ü совершение богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний;

ü обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Основными организационными формами религиозных объединений являются:

ü религиозная группа;

ü религиозная организация.

Религиозная группа имеет те же цели, что и религиозная организация, но осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Религиозная организация регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица.

По территориальному признаку религиозные организации подразделяются на:

ü централизованные;

ü местные.

Местная религиозная организация состоит не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городском, сельском поселении) и достигших 18 лет.

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных. В случае, если централизованная религиозная организация действовала на территории России не менее 50 лет до обращения за регистрацией, она может использовать в своем названии слова "русская", "российская" и производные от них.

3. Местная религиозная организация создается:

ü не менее 10 гражданами РФ;

ü ранее объединенными в религиозную группу;



ü если у религиозной группы имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет (которое выдается органами местного самоуправления) либо подтверждение, выданное централизованной религиозной организацией о вхождении в ее структуру.

Централизованная религиозная организация создается при наличии не менее трех местных организаций того же вероисповедания.

Запрещается создание религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп) в:

ü органах государственной власти;

ü других государственных органах и учреждениях;

ü органах местного самоуправления;

ü воинских частях;

ü государственных и муниципальных организациях.

Учредители религиозной организации или централизованная религиозная организация утверждают устав, в котором определяются:

ü цели, задачи и основные формы деятельности;

ü порядок создания и прекращения деятельности;

ü структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и комплектация;

ü источники образования денежных средств и иного имущества организации;

ü другие сведения, относящиеся к деятельности данной религиозной организации.

Регистрацию религиозной организации осуществляют федеральный органюстиции и органы юстиции субъектов РФ.

Основаниями отказа в регистрации являются:

ü противоречие Конституции РФ и законодательству РФ (конкретным статьям) целей и деятельности религиозной оргаиизации;

ü непризнание регистрируемой организации в качестве религиозной;

ü недостоверность или несоответствие законодательству РФ сведений, содержащихся в уставе либо иных документах;

ü наличие в государственном реестре юридических лиц, ранее зарегистрированной организации с тем же названием;

ü неправомочность учреждения.

Религиозная организация ликвидируется :

ü добровольно - по решению учредителей или управомоченным (по уставу) органом;

ü в судебном порядке.

Основаниями ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

ü нарушение общественной безопасности и порядка, подрыв безопасности государства;

ü действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ и разрушение территориального единства РФ;

ü пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, человеконенавистничества;

ü создание вооруженных формирований;

ü принуждение и разрушение семьи;

ü посягательство на права и свободы граждан, человеческую личность;

ü склонение к самоубийству или отказу от необходимой медицинской помощи;

ü использование в деятельности гипноза, наркотиков, иных психотропных средств;

ü принуждение к совер»ению или совершение развратных действий;

ü принуждение последователей к отказу от своего имущества в пользу религиозного объединения;

ü воспрепятствование получению обязательного образования;

ü воспрепятствование выходу последователя из религиозного объединения с применением реальных угроз причинения вреда жизни, здоровью, имуществу;

ü призывы к совершению последователями противоправных действий, отказу от обязанностей.

4. К основным видам деятельности религиозных организаций относятся:

ü проведение религиозных обрядов и церемоний;

ü распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

ü благотворительная и культурйо-просветительская деятельность религиозных организаций;

ü ви осуществление профессионального религиозного образования;

ü международные связи и контакты;

ü управление собственностью;

ü предпринимательская деятельность.

Богоепужения, иные религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, на их территории, в иных местах, предоставленных для этих целей. Религиозные организации имеют право осуществлять богослужение в лечебных учреждениях, воинских частях по договоренности с их руководством.

Важнейшей сферой деятельности религиозных организаций является создание, приобретение, распространение религиозной литературы .

Данная литература должна иметь маркировку соответствующей религиозной организации.

Исключительным правом религиозных организаций является открытие духовных образовательных учреждений . Данные учреждения пользуются правами государственных и муниципальных образовательных учреждений (автономия, отсрочки от призыва и т. д.) и обязаны получить лицензию.

Религиозные организации вправе управлять имуществом (как собственным, так и других физических и юридических лиц). Вырученные денежные средства должны расходоваться исключительно на нужды религиозной организации и цели, указанные в уставе. То же можно сказать об их предпринимательской деятельности.

Помимо этого, религиозные организации имеют право учреждать благотворительные организации и осуществлять благотворительность непосредственно.

5. После принятия Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 года М 125-ФЗ существующие религиозные организации должны пройти перерегистрацию.

Перерегистрация религиозных организаций не производится, если имеются основания их ликвидации в судебном порядке.

Организации, существующие на соответствующей территории менее 15 лет, перерегистрируются ежегодно вплоть до наступления данного 15-летнего срока.

В это время они осуществляют все виды своей уставной деятельности, за исключением ряда ограничений:

ü священнослужители данных религиозных организаций не имеют отсрочек от призыва на воинскую (альтернативную) службу;

ü указанные религиозные организации не имеют права создавать религиозные образовательные учреждения;

ü не должны иметь при себе представительства иностранной религиозной организации;

ü не имеют права проводить религиозные обряды в больницах и воинских частях, распространять религиозную литературу, приглашать иностранныхпроповедников.

Религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию до 31 декабря 1999 года, будут ликвидированы в судебном порядке.

(обзор статей и положений)

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

Религиозным объединением

В Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией .

Религиозная группа

– добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация

– добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные .

Местной религиозной организацией

Признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией

Признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Рассматривая взаимодействие государства и религиозных объединений можно выделить следующее:

  • государство не вмешивается, да и не имеет права вмешиваться, в свободу определения гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, а также в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
  • государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;
  • государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;
  • деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;
  • органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль деятельности религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если:

  • её цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (с обязательной ссылкой на конкретные нормы соответствующих законодательных актов );
  • она не признана религиозной;
  • устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны;
  • в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
  • действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • создание вооруженных формирований;
  • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и органов местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции религиозных организаций.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Законодательство Российской Федерации разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство вправе осуществлять тесное сотрудничество с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время религиозное объединение может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархии не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.
Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.
В государственных органах, органах местного самоуправления, не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве.

Государство в праве ограничивать деятельность религиозных организаций в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускаются и международным законодательством в области гражданских и политических прав.
Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения могут заниматься благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:

  1. в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;
  2. в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется непререкаемым авторитетом;
  3. в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;
  4. в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).

Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения – это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общества.

Законодательство Российской Федерации определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Также представляется необходимым отметить, что установление ряда преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности.
В отношении религиозных организаций действуют некоторые льготы в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. Действие данных налоговых льгот распространяется и на предпринимательскую деятельность религиозных организаций.
В частности положения Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», закрепляют положения, освобождающие религиозные организации от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы.

В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства, государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Однако, государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти целевые поступления из бюджета должны расходоваться строго по назначению. Иногда они могут иметь существенное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности религиозной организации (например, при неудовлетворительном состоянии культового здания, охраняемого как памятник истории и культуры).

Религиозная организация, как и любое российское юридическое лицо, обязана выполнять возложенные на нее государством обязанности, в том числе обязанность уплачивать налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом следует отметить, что положения налогового законодательства учитывают специфику деятельности религиозных организаций.

Религиозным организациям предоставлены значительные льготы, учитывающие их некоммерческую сущность, большие трудности, с которыми связано ведение хозяйственной деятельности в современных условиях, малая обеспеченность основной массы верующих, не способных полностью обеспечить содержание религиозных организаций своими пожертвованиями.

Предоставление религиозным организациям налоговых льгот является широко распространенной в мире практикой. Налоговые льготы представляют собой косвенную материальную поддержку религиозных организаций за счет бюджетных средств (недополученные налоговые поступления в бюджет), то есть разумное отступление от принципа отсутствия государственного финансирования отделенных от государства религиозных организаций. Имущество религиозного назначения, в том числе культовые здания и земельные участки, на которых они размещены, могут обладать большой номинальной стоимостью, но они не являются объектами коммерческого оборота, не приносят пропорциональных доходов. Поэтому обложение культовых зданий и земельных участков налогом на имущество организаций и земельным налогом приведет к тому, что очень многие религиозные организации, в первую очередь те из них, которые стеснены в средствах, не смогут выполнять обязанности по уплате этих налогов. В конечном итоге такой налоговой политики религиозные организации окажутся лишены возможности свободно отправлять религиозный культ.

Не обладающие правами юридического лица религиозные объединения (религиозные группы) не являются налогоплательщиками и не имеют возможности воспользоваться налоговыми льготами, установленными в Налоговом Кодексе РФ для религиозных организаций. Используемое для осуществления деятельности религиозных групп имущество принадлежит физическим лицам. Участниками гражданских правоотношений, возникающих в связи с деятельностью религиозной группы, также являются физические лица (участники религиозной группы). Льгот для них Налоговым Кодексом не предусмотрено.

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса РФ (далее - НК):

  • под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами; должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 2, ч. 2 НК РФ). Поэтому, в частности, налоговые льготы могут устанавливаться только одновременно для всех религиозных организаций, независимо от их конфессиональной принадлежности.
B Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ).

  • Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
  • Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и Законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации
  • Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость

Общая налоговая ставка составляет 18% от стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров - некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т. п.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров. Продавая товар, религиозная организация включает НДС в его цену и затем уплачивает налог. Таким образом, фактически налог взыскивается с покупателя продукции, конечного потребителя товара. Предоставляемые религиозным организациям льготы по НДС позволяют либо реализовывать товары и услуги по более низкой цене, либо получать большую прибыль.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции:
по реализации (или передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.
Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 251.

В соответствии с вышеназванной нормой Налогового Кодекса, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость организация и проведение вышеуказанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. Таким образом, практика отказа от взимания платы за совершение религиозных обрядов (обряд совершается бесплатно, но лицу, попросившему его совершить, предлагается сделать пожертвование в рекомендованном размере) не имеет целью уклонение от налогообложения. Эта практика связана с желанием религиозных организаций не заниматься прямой «торговлей религиозными услугами» и имеет нравственную, а не экономическую мотивацию.

На основании п. 15 части 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю качества проводимых работ).
Таким образом, если религиозная организация выступает заказчиком ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, то в стоимость работ, оплачиваемых ею ремонтно-реставрационной организации (подрядчику), не должен включаться налог на добавленную стоимость в следующих случаях:

  • объект является культовым зданием (сооружением), находящимся в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации иохраняется как памятник истории и культуры;
  • объект является культовым зданием (сооружением), находящимся в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации, но не относится к памятникам истории и культуры;
  • объект не является культовым зданием (сооружением), но находится в собственности или в безвозмездном пользовании религиозной организации иохраняется как памятник истории и культуры.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. В отличие от вышерассмотренной льготы по НДС, в данном случае не существует отдельного нормативного документа, устанавливающего перечень предметов религиозного назначения, на доходы от реализации которых распространяется данная льгота. На практике налоговые органы ориентируются на перечень предметов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. для применения льготы по НДС.

Соответственно, расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются при определении налоговой базы согласно пункту 48 статьи 270 Кодекса.

В налоговую базу также не включаются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям (п. 2 ст. 251 НК РФ). Для религиозных организаций это бюджетное финансирование реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, выделяемое в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О свободе совести...».

При определении налоговой базы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 251 Налогового Кодекса, не учитывается имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. На основании данного положения не подлежат обложению налогом на прибыль пожертвования, полученные религиозной организацией на осуществление какой-либо деятельности, предусмотренной ее уставом.

Религиозные организации - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Это требование призвано обеспечить возможность осуществления контроля за тем, были ли целевые поступления действительно использованы в тех целях, на которые они были получены религиозной организацией. По окончании налогового периода религиозные организации представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Если целевые поступления, в том числе пожертвованное имущество и денежные средства, использованы религиозной организацией не по назначению, не на уставные цели, то они будут признаны внереализационными доходами (п. 14 ст. 250 НК РФ). Религиозной организации придется включить их в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. (Помимо этого, жертвователь будет вправе требовать отмены пожертвования, согласно ч. 5 ст. 582 Гражданского Кодекса РФ).

Кроме того, согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 264 Кодекса, учитываются как расходы, связанные с производством и реализацией, расходы налогоплательщиков-организаций, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций.

Другие налогоплательщики, делающие пожертвования религиозным организациям на осуществление уставной деятельности, не смогут отнести эти пожертвования к расходам, уменьшающим налоговую базу (ст. 270 п. 34 НК РФ). Таким образом, в отличие от физических лиц, которые, по крайней мере теоретически, стимулируются делать пожертвования религиозным организациям посредством предоставления налогового вычета при уплате НДФЛ, для жертвователей - юридических лиц такого налогового стимула в настоящее время не существует.

Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается истцом при обращении в суд, кроме предусмотренных законом случаев, когда истец освобождается от уплаты госпошлины. Госпошлина может быть взыскана с лица, которое выступает ответчиком в суде, если решение суда принято не в его пользу, а истец был освобожден от уплаты госпошлины. (Если госпошлина была уплачена истцом при обращении в суд, проигравший дело ответчик обязывается компенсировать истцу расходы по уплате госпошлины).

В соответствии со статьей 33335 НК РФ, п. 1, религиозные объединения освобождаются от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 2 статьи 381 Кодекса, религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
В письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 к имуществу, освобождаемому от налогообложения, отнесены:

  • «культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности,
  • предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности».

Та же статья 381 НК РФ освобождает любые организации от уплаты налога на имущество в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако на практике всё находящееся у религиозных организаций имущество, отнесенное к памятникам истории и культуры федерального значения, имеет религиозное назначение. Таким образом, на это имущество налоговая льгота распространяется по двум вышеперечисленным основаниям.

Религиозные организации должны уплачивать налог на имущество лишь в части стоимости того имущества, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств и не используется ими для осуществления религиозной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос: если религиозная организация осуществляет исключительно религиозную деятельность в соответствии с уставом, то будет ли подлежать налогообложению такое имущество, как, например, компьютеры, ведь они не используются прямым и непосредственным образом в религиозной деятельности, но, с другой стороны, организация не осуществляет никакой другой деятельности, кроме религиозной.

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку в действующем законодательстве не дается определения понятия «религиозная деятельность». В спорных случаях все зависит от того, сможет ли религиозная организация убедить налоговые органы в том, что деятельность, для осуществления которой используется данное имущество, должна быть отнесена к религиозной.

В одном реальном случае местной религиозной организации удалось обосновать, что оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс) используется ею для составления расписания богослужений, для переписки с верующими и другими религиозными организациями и, таким образом, является имуществом, используемым для обеспечения религиозной деятельности. Известны случаи, когда споры с налоговыми органами возникали по поводу обложения налогом на имущество принадлежащего религиозной организации автомобиля, используемого священнослужителем для поездок с целью совершения религиозных обрядов в домах верующих.

В случае, если жилые помещения (квартиры, дома), принадлежащие религиозной организации, используются для проживания священнослужителей, которые, кроме проживания, проводят в этих жилых помещениях религиозные обряды и церемонии, данное имущество может быть отнесено к освобождаемому от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 381 НК РФ.

Так, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 28.05.2007 по делу № А60–5394/2007-С8 указал, что Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в п. 2 ст. 17 допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Довод налоговой инспекции о том, что от налогообложения по налогу на имущество освобождаются только объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а в силу статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с чем полагавшего, что жилые помещения не могут быть освобождены от налогообложения, судом не принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании статьи 381 Налогового Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 17 Жилищного Кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

Необходимо обратить внимание на то, что нормы главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса допускают возможность предоставления религиозным организациям дополнительных льгот по уплате налога на имущество организаций. Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В соответствии со статьей 4, п. 1, пп. 13 Закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. № 64, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, используемое ими для осуществления уставной деятельности. Таким образом, в Москве объектом обложения данным налогом не является любое имущество религиозных организаций, используемое ими для ведения какой-либо предусмотренной их уставами деятельности, в том числе и предпринимательской.

Земельный налог

В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

На основании пункта 4 статьи 395 Налогового Кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В Письме Министерства финансов РФ от 24 мая 2005 г. № 03– 06–02–02/41 разъясняется, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Письмо Министерства финансов РФ от 7 мая 2008 г. № 03–05– 04–02/31 дополняет, что «если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке».

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.

добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний: обучение религии и воспитание своих последователей (ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается создание и деятельность P.O., цели и действия которых противоречат закону.

Новейшая история РФ знает примеры как жестко репрессивной политики государства по отношению к P.O., так и почти полной бесконтрольности их деятельности, что в обоих случаях приводило к нарушению прав граждан. Декрет от 20 января 1918 г. лишал Православную церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь "пользоваться" с разрешения властей): лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь "двадцатки" мирян): запрещал преподавание религиозных учений. В 1929г. были запрещены любые формы религиозной "пропаганды" и общественной деятельности церкви, кроме "отправления культа" в церковных стенах. К 1941 г. на прежней территории СССР (без Западной Украины и Западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов из 48 тыс. в 1914 г. После Великой Отечественной войны контроль за деятельностью P.O. осуществлял Совет по делам религии при Совмине СССР, вся внутренняя жизнь церкви проходила под надзором КГБ. В 1961 г. приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-1966 гг. число приходов вновь было сокращено с 22 тыс. до 7,5 тыс., закрыты семинарии и монастыри, ужесточен контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя было ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место. Особо преследовались неподконтрольные государству общины - баптистские, религиозно-правозащитные. Лишь в 1990 г. Верховный Совет СССР отменил антицерковные законы 1918 и 1929 гг. и принял новое законодательство, дающее религиозным организациям возможность восстановления.

Либерализация законодательства о P.O. в условиях 90-х гг. привела к массовому распространению в стране так называемых "тоталитарных сект", которые, прикрываясь конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, оказывали разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье своих членов, в том числе несовершеннолетних. Закон о свободе совести и религиозных объединениях установил запрет на деятельность иностранных религиозных организаций на территории РФ, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств. При этом они не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус P.O. Другим важным нововведением было разграничение всех P.O. на две неравноправные категории: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. С точки зрения гражданского права (ст. 117 ГК РФ) религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Религиозные организации могут подразделяться на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, которая может подтвердить свое существование на протяжении не менее 15 лет (подтверждение выдается органами местного самоуправления) или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания (выдается указанной организацией). Централизованной религиозной организацией признается структура, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Наименование религиозной организации должно содержать указание на ее вероисповедание. Религиозные организации, действовавшие на протяжении не менее 50 лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе указывать в своем наименовании слова "Россия", "российская" и производные от них.

Конституция РФ провозглашает (ч. 2 ст. 14), что P.O. отделены от государства и равны перед законом. P.O. не могут создаваться в государственных органах, учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях. Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в деятельность P.O., если она не противоречит действующему законодательству; не возлагают на P.O. функции государства, государственной власти, органов местного самоуправления. Государство охраняет законную деятельность P.O. В свою очередь, P.O. не вмешиваются в дела государства (см. также Свобода совести).

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации только в указанных в Законе случаях: противоречие ее деятельности Конституции РФ и действующему законодательству, неправомочие учредителя, непризнание организации религиозной и ранее состоявшаяся регистрация религиозной организации под тем же наименованием. Отказ может быть обжалован в суд.

Деятельность P.O. может быть запрещена, а сама организация ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O., или по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу или действующему законодательству.

Согласно законодательству P.O. вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); организовывать и проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии. P.O. пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового значения, создания учреждений профессионального религиозного образования. Они вправе осуществлять благотворительную деятельность, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, обладать правом собственности, заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, пользоваться имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. P.O. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.

Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и о P.O. осуществляют органы прокуратуры РФ, а в части соблюдения P.O. уставов, целей и порядка их деятельности - органы юстиции.

Отличное определение

Неполное определение ↓