Презентация "песочная терапия" презентация на тему. Применение песочной терапии в условиях доу с детьми зпр педагог-психолог дошкольных групп мадоу «ромашка» токарева о.а

Если бы меня попросили назвать универсальную все возрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: « Песок! » Мариелла Зейц психолог


Игры с песком это Творческое развитие Социальная адаптация Мелкая моторика Песочная терапия


ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ


«Норки для мышки» Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек зайчиков, лисят, медвежат и пр.


«Я пеку, пеку, пеку» Ребенок «выпекает из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.


«Заборчики» Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.


«Следы» Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?). «Отпечатки» Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.


ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ


«Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).


«Песочные прятки» Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.


«Загадка» Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это? «Секретики» Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретки», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретки», используя лишь перышко или тонкую палочку.


«Секретики» Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры. «Угадай-ка» В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова. «Страна слов» На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.


«Мое имя» В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен. «Бусы для мамы» «Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.


Фантазируйте вместе с детьми! Всего хорошего!

Выполнила:

студентка 3Ф-353 -

3 Лукьянова Мария Сергеевна

Использование песочной психотерапии в детском саду.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с

другими героями.

Песочная терапия - одна из разновидностей

игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не

развивается в психическую травму, определенным

Задачи песочной терапии

согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в

Цель такой терапии -не менять и

переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и

чувства-наиболее естественная динамическая

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии

Игровые методы могут применяться:

С целью диагностики; -с целью оказания первичной

психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия.

Игры с песком

Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...

Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

Игры с песком для детей от года до трех лет.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

Цели песочной терапии для детей: психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения) коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает) снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).

Песочная терапия не имеет возрастных ограничений. Она подходит и взрослым. Подсознательное обретает реальность песочнице. Вы лучше понимаете сами себя. Появляются ресурсы для решения проблем.

Песок — основной материал песочной терапии. Его подарила нам сама Природа!

Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится ТВОРЦОМ своего собственного МИРА.

Песочная терапия проводится в специальной юнгинианской песочнице. Дно и борта ее выкрашены в голубой цвет, что символизирует такие природные стихии как ВОДА и ВОЗДУХ.

Для занятия в песочнице нужны разные фигурки. Каждая фигурка символизирует значимый для ребенка внутренний образ.

Слайд 2

С чего все началось…

  • Слайд 3

    Цель песочной терапии

    Не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать ребёнку быть самим собой.

    Слайд 4

    Задачи песочной терапии

    Развить самооценку и обрести веру в себя. Развитие познавательных психических процессов. Стать более ответственным в своих действиях и поступках. Развить большую способность к самопринятию. В большей степени полагаться на себя. Овладеть чувством контроля. Обучение искусству расслабления.

    Слайд 5

    Как это выглядит В техническом отношении все выглядит достаточно незамысловато: стол со стеклянной столешницей, которая снизу подсвечивается лампой. Над столом закреплена видеокамера, которая в режиме реального времени выводит на большой экран рисунки из песка, выполняемые художником. А дальше – творится волшебство… Метод рисования песком позволяет детям: Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства. Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности. Развить чувство собственного контроля, прогнозирования. Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни. Повысить мотивацию в деятельности. Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

    Слайд 6

    ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу): -насыпание; наброс. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла). Песочная струя: -песчинки попадают в одну точку- круг; -песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…; - песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…; - песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…; - песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…; - песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…; Рисование пальцами- песок раздвигается пальцами по фону; Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…); Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…); Линейный наброс песка (лучи солнца)

    Слайд 7

    Способы рисования песком Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем; Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

    Слайд 8

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Подготовительный этап. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Основной этап. .Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками. - Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы. - Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, монотипии, Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.

    «Песочная терапия

    В ДОУ»

    Подготовила: воспитатель старшей группы «Колобок»

    Бражникова Ю. В.





    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (Sandplay)

    «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

    Карл Густав Юнг (1875-1961)


    Что такое песочная терапия

    • Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного

    Чем полезны игры с песком?

    • Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навык самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
    • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
    • Развивают мелкую моторику, глазомер;
    • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
    • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);
    • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

    Противопоказания к игре с песком

    • Уровень тревожности ребёнка очень высок;
    • Есть аллергия или астма на пыль и мелкие частицы;
    • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно, в сущности, так мало:

    Любовь, желанье, доброта,

    Чтоб Вера в Детство не пропала.

    Простейший ящик из стола

    Покрасим голубою краской,

    Горсть золотистого песка

    Туда вольется дивной сказкой.

    Игрушек маленький набор

    Возьмем в игру…Подобно Богу

    Мы создадим свой мир Чудес,

    Пройдя познания Дорогу.

    Д.Фролов.


    Для организации игры с песком понадобится:

    • Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо.

    • Песок (можно обычный, но промытый, просеянный, прокаленный в духовке)
    • Коллекция миниатюрных фигурок

    Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

    Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики:

    • Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.
    • Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)
    • Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.)
    • Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда
    • Деревья, кусты, цветы и др. растения
    • Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы
    • Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.
    • Транспортные средства: наземный, водный, воздушный
    • Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

    Источник информации:

    • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998г.
    • Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г.
    • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002г.
    • Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006г.
    • Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001г.
    • Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002г.