Джеф раскин годы жизни род занятий фотография. Джеф Раскин (Jef Raskin)

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин

На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

  • Привел Стива Джобса в Xerox PARC .
  • Носил «гугл-очки» еще до появления компании Google.
  • Ненавидел компьютерную мышь.
  • Создал компьютерную кошку .
  • Не любил GUI , мечтал о ZUI .
  • Ему было мало одного курсора, он сделал два.
  • Дирижировал оркестром.
  • Вместе с Дональдом Кнутом играл на инструментах , и тоже фанател от органа.
  • Написал язык программирования для гуманитариев , который содержал 6 инструкций.

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) - DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .

Под катом немного наследия Джефа Раскина.



Джеф Раскин и его «первое яблоко»



Джеф и его портативные пк



Джеф и его банда



Складной велик



Рабочий стол



У Раскина патент на крыло аэроплана



Прототип «кошки» из картона



Молотками и шуруповертами



Кошка в разрезе



Запилим свой шрифт для удобства



Двойной курсор: черное - то, что можно удалить, серое - где начнется печать.



Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)



Прозрачность для пользователя



Раскин сделал джойстик для Apple //


Немного комиксов

Плакат

Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису

Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


Большая картинка

Книга

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.

Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.

  • Книга в html (но с назойливой рекламой)
  • Список статей Раскина
  • Статья из Компьютерры

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин

На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) - DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .

Возможно, мой мозг засох после выпуска из универа, но мне кажется, что все, что связано с интерфейсами, с тех пор стало только хуже (субъективно). Я даже перестал искать и пробовать, стал пользоваться первым, что под руку попадется (например, встроенный редактор в Хабре). Но если надо взяться за серьезный проект, где «думать надо», я спрыгиваю из гамака и снимаю лыжи открываю… CorelDraw X3.

Corel - самая крутая штука после белой доски на всю стену и десятка цветных маркеров. В Corel есть ZUI . Стабильный и рабочий ZUI. Для моих задач и того типа информации (много текста и много картинок) которым я оперирую, чтобы «думать», Corel подходит почти идеально (лучшего пока не нашел). Хотя, нет, вроде бы Palantir тоже имеет ZUI. (Радует, что и хабравчане шевелятся в этом направлении - icefall с его «Тектограммы - новое поколение майндмапов»)

Под катом немного наследия Джефа Раскина.



Джеф Раскин и его «первое яблоко»


Джеф и его портативные пк


Джеф и его банда


Складной велик


Рабочий стол


У Раскина патент на крыло аэроплана


Прототип «кошки» из картона


Молотками и шуруповертами


Кошка в разрезе


Запилим свой шрифт для удобства


Двойной курсор: черное - то, что можно удалить, серое - где начнется печать.


Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)


Прозрачность для пользователя


Раскин сделал джойстик для Apple //


Немного комиксов

Плакат

Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису
Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


Большая картинка

Книга

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.
Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.

В родном доме, окруженный родственниками и друзьями, тихо скончался, не дожив двух недель до 62 лет, великий Джеф Раскин. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh, двадцатилетие которых отмечалось в прошлом году в январе. Раскина погубил рак поджелудочной железы


Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал. Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача - не навредить.

Он вполне серьезно относился к "первому закону робототехники", придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: "Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред".

Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную "мышь" в противовес первенцу "мышиного" племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика - но с практической головой. McIntosh - так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году - чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача - сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин - облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания - и к началу 1990-х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге "The Humane Interface". Джеф ввел понятие "эргономика разума" и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют "переустройство базовых принципов машинных вычислений" и "принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера". Сейчас над проектом работает сын Джефа - Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал. Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача - не навредить.

Он вполне серьезно относился к "первому закону робототехники", придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: "Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред".



Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную "мышь" в противовес первенцу "мышиного" племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика - но с практической головой. McIntosh - так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году - чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача - сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин - облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания - и к началу 1990-х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге "The Humane Interface". Джеф ввел понятие "эргономика разума" и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Лучшие дня

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют "переустройство базовых принципов машинных вычислений" и "принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера". Сейчас над проектом работает сын Джефа - Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.