Золотая середина. Обзор системной камеры Panasonic Lumix G3

Крайне редко так бывает, что после тестирования и возврата техники я иду в магазин и покупаю ровно такую же технику. Это означает, что должно было зацепить настолько, что дальше некуда… с маленькой оговоркой. Покупка редактором той или иной вещи никак не означает, что сие есть некий идеал, рекомендованный для всех. Вовсе нет. Скорее это нечто настолько близкое по духу, что невозможно устоять. В общем, давайте обойдемся без долгих вступлений, потому что мне не терпится рассказать вам про идеальную мыльницу.

В общем, однажды был я в магазине, большом «цифровом» супермаркете. Шел мимо всякого товара, оценивая качество продукции, думал о том, чего у меня еще нет и не убраться ли отсюда восвояси, пока не начался покупательский зуд. Ноги принесли в отдел с фотоаппаратами. Надо сказать, что это был хороший магазин, где фотоаппараты можно брать в руки, включать, снимать и так далее. Только карты памяти из них вытаскивают, так что снимки сохраняются во встроенной памяти. Думаю, что если однажды кто-то отважится собрать с «витринных» образцов отснятые фото и устроить выставку, то это будет шок и трепет. Люди проверяют порой качество съемки, не только снимая людей рядом, порой они снимают части своего тела, окружающий мир, продавцов и так далее. В общем, я так неторопливо шел мимо фотоаппаратов, присматривался. Гляжу - стоит камера. Угловатая. Красивая. Необычная. Четко видно даже издалека, что принадлежит творение компании Panasonic. Что-то новенькое (на тот момент). Взял в руки – легкая, удобная. И вроде не мыльница, и не «просьюмерка», что-то среднее. Включил, стал снимать. Хм, стало еще интереснее – экранчик шикарный, щелкает очень добро, и даже несмотря на отвратительный свет, вроде бы неплохие фотографии получаются. В общем, пощупал я ее, пощупал, да и пошел себе дальше. Ибо стоила она более семнадцати тысяч рублей. Но все равно камера зацепила за живое, как говорится. Я даже в ЖЖ про нее написал.

Где-то через недельку душа поэта не выдержала, и выпросил LX-3 на тест. Поснимал пару недель, поиграл, вернул образец обратно в агентство, тут как раз и зарплата была, поехал в магазин и купил LX-3. Только не черный, а серебристый – мне предложили невероятно хорошую скидку именно за такую камеру. И вот теперь эта штука прописалась в моей сумке, кармане, она со мной работает, отдыхает, живет.

Для начала давайте поговорим про дизайн, Panasonic уже, как говорится, не первый год замужем, и делать красивые вещи у дизайнеров компании очень даже получается, это касается и телевизоров, и вещей поменьше. Посмотрите на LX-3, она красива. Мало того, она еще и крайне эргономична, здесь не было места каким-либо изыскам ради изысков. Металлический корпус нужен для защиты «мозгов». Тщательно продуманные, элегантные кнопочки невероятно удобно нажимать. Вы берете LX-3 правой рукой, указательный палец ложится прямо на кнопку «спуска», на ней же расположен рычажок зума. Рядом - колесико выбора режима съемки, до него очень легко дотянуться, тоже указательным. В общем, в плане управления тут все отлично, особенно для чайника, к которым без всяких вопросов причислю и себя. Может, не совсем чайник, но врожденная лень мешает мне серьезно относиться к зубрежке инструкции и изучению всех функций этой штуки. Кстати, в своем ЖЖ столкнулся с мнением, что LX-3 плохо собрана – ничего подобного. Нет никаких скрипов, люфта, врожденных дефектов. Встроенная вспышка сидит в своем гнезде крепко, крышка аккумулятора не болтается. Если выбирать между черным и серебристым LX-3, то, вроде бы, по любому надо брать черный. Ибо серебристый не такой мужественный. Да и, сказать по чести, можно легко поцарапать, рядом с объективом на моей камере уже есть «зацепка», нанесенная ключами. В любом случае, я не жалею о выбранном цвете, должно же быть хоть какое-то светлое пятно среди личной техники.



Еще немного про корпус: на правом торце находится крышечка, скрывающая разъем microUSB (одна из вариаций) для подключения к компьютеру, USB-кабель в комплекте есть. Кроме того, там же расположен разъем для подключения к телевизору. Комплектация LX-3 такая: зарядное устройство, аккумулятор, футляр для аккумулятора, сетевой кабель, AV-кабель, кабель USB, крышка объектива, ремешок для переноски, CD-ROM. Весит фотоаппарат около двухсот семидесяти грамм с аккумулятором, тяжеленький, в руке ощущается. Есть «горячий башмак» для подключения вспышки, гнездо для штатива. Помимо типичных элементов управления есть пара любопытных рычажков, один отвечает за переключение соотношения сторон (вроде правильно сказал?). Это 4:3, 3:2, 16:9. Я обычно использую второй, при соотношении 16:9 кадр получается узким. Рядом с ним – переключатель режимов фокусировки. Любопытно, что кроме автофокуса есть и возможность вручную нацелиться на объект. Трехдюймовый дисплей очень хорош, как ни странно, но ему можно доверять - явно видно, когда кадр не получился, помогает и гистограмма, особенно в тяжелых случаях. В общем, давайте поступим проще, за характеристиками можно обратиться вот сюда , подробный обзор от профессионалов с dpreview.com . Камере присвоен рейтинг Highly Recommended, что бы кто ни говорил про коммерческую составляющую данного сайта, но я этим парням доверяю. находятся изображения, снятые с помощью LX-3.






Так вот, камера получилась очень нишевая. Причем в хорошем смысле этого слова. С одной стороны, она может работать как мыльница - навел, снял. Это не ультразум, она не позволит вам поймать птичку, сидящую в сотне метров на колышущейся ветке, но вот широкую, красивую картину мира она передать в состоянии. Все-таки объектив от Leica есть объектив от Leica. С другой стороны, она может работать в режиме «помощник зеркалки», так как имеет множество настроек, возможность съемки в RAW, кроме того, она быстро снимает, это может быть полезно. Соответственно, могут быть разными и сценарии поведения. Скажем, если использовать в режиме «мыльницы», то есть великолепный режим iA, интеллектуальный автофокус, вы его просто включаете, и камера сама анализирует, чего вы снимаете и в каких условиях. Автофокуса такого в фотоаппаратах я еще не видел. Он буквально вгрызается, в лица, в самые контрастные части, может следить за объектом. Вкупе с аппаратной стабилизацией это приносит свои плоды. Собственно, если говорить обо мне, то именно так я в основном и использую данное чудо японской техники. Начиная с февраля, именно с помощью LX-3 я делаю фотографии для обзоров, так что качество кадров вы можете оценивать ежедневно. Правда, они проходят обработку, но она не так уж и велика. Выложу некоторое количество и обычных снимков из жизни, взял первые попавшиеся, привожу без обработки. Это снято в режиме iA, в формате JPEG (а можно настроить так, чтобы кадры сразу сохранялись и в JPEG, и в RAW).

(+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG
(+) увеличить, 3776x2520, JPEG (+) увеличить, 3776x2520, JPEG

Помимо прочего, меня лично в LX-3 привлекает еще один момент - это большое количество аксессуаров. Для своей камеры я пока купил только карту памяти на 8 Гб (забыл сказать, работает она с SD). Кроме этого, можно приобрести оптический видоискатель (крепится к «башмаку»), разнообразные фильтры, кожаный футляр, внешнюю вспышку, широкоапертурную насадку и так далее. Есть даже специальный набор Premium Pack, в красивом чемоданчике, помимо LX-3, уложены аксессуары, стоимость комплекта составляет около шестидесяти тысяч рублей. Сами аксессуары тоже довольно дорогие, тот же футляр стоит около пяти тысяч, оптический видоискатель - около тринадцати. В общем, это хорошо, что опции присутствуют, может быть, я даже отважусь потратить на LX-3 еще денег. Надо брать второй аккумулятор (полторы тысячи), в принципе, после полной зарядки камера может сделать около четырехсот фотографий - не скажу, что это мало. Порядочно. Но вторая батарея всегда пригодится, сами знаете.









Средняя цена Panasonic LX-3 в Москве составляет восемнадцать тысяч рублей, можно найти дешевле на пару тысяч, можно дороже. Как вы понимаете, за те же деньги можно купить подержанную зеркалку. Кроме того, в этом ценовом диапазоне вообще огромный выбор фотокамер всех мастей, марок, размеров и функциональности. Однако, на мой взгляд, LX-3 стоит несколько в стороне и представляет собой особое явление, как по дизайну, управлению, качеству фотографий, так и по функциональности. Надо понимать, что этот универсал не поможет любителям съемки «далеких» объектов, но пейзажи с помощью LX-3 получаются отличные. В режиме автофокусировки она сама, без подсказок, находит лица, даже если вы переснимаете фото или журнал. Быстро работает, быстро включается и выключается, стабилизация порой позволяет «вытащить» самые безнадежные кадры. Игрушка для того, кто постоянно использует зеркалку, но хочет иметь в кармане, сумке верного помощника. Для меня это особо актуально, никогда не знаешь, что тебе покажут в той или иной компании, никогда не знаешь, куда повернет руль велосипеда дочь, что случится в клубе, что увидишь в парке. Именно LX-3 изменила мое ироническое отношение к «мылу» - нет, она не «мыло», она Panasonic LX-3, особый фотоаппарат для тех, кто ничего не понимает в фотоаппаратах, но хочет делать красивые снимки.

Теперь, кстати, очень хочется посмотреть внимательней на зеркалку от Panasonic под названием G1, тем паче буквально на днях я избавился от верной старой «альфы». Летнее обновление парка фотоаппаратов в действии.

ВНИМАНИЕ!!! МОИ ОБЗОРЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ И НОСЯТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СУБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР!
Полноразмерные фотографии открываются по клику на картинки!

Обзор Panasonic G3 был полностью переписан и предоставлен вам в новой редакции =) Дело в том, что пришел аппарат в самый разгар похолодания и погода была, мягко говоря, не располагающая к съемкам. Тем не менее, спонсор торопил меня по срокам, ибо хотел взять G3 с собой на Кубу. Поэтому я вынужден был наснимать "пасмурных" фоток в духе "Осень в Норвежских фьордах", и результат мне совсем не понравился. Смотрел я на снимки и думал - "почти все решат, что аппарат плох и уступает конкурентам" и готовил большой пост-скриптум в его защиту. Но через неделю камеру мне вернули по причине "излишней навороченности" =) Я посмотрел на счетчик кадров, их стало на 7 больше! =) "Привези-ка мне лучше Olympus XZ-1" - таково было пожелание. И я считаю, что в данном случае это - идеальный вариант. Следующий день был теплым и солнечным, что позволило мне полностью реабелитировать Panasonic G3 и даже сделать несколько отличных снимков с моими любимыми трамваями =)

Все спрашивали меня, - что лучше, Olympus E-PL3 или Panasonic G3. Отвечу так - Panasonic - более мужской аппарат, с большим количеством всяких технарских фенечек =) То, что мне надо! А еще там есть видоискатель =) Но этот же плюс делает его более громоздким, чем Olympus. Опять же, E-PL3 - просто красавец с точки зрения эстетики =) Качество снимков... мне больше нравятся RAWы из Panasonic, и, так как я снимаю в RAW, то опять же, - это мой выбор.

Самое главное - никогда не ждите от m4/3 (а уж тем более от нового Nikon 1 =)) качества Pentax K-5 ! =) Мне очень трудно было отделаться от предвзятости во время тестирования других камер... но я-таки сделал это, походив по улице с мыльницей =)

Обратите внимание на выражение лиц! Вы видите хоть одно довольное? =)

Экран у Panasonic G3 великолепный! Вращается во все стороны, не бликует, тач-скрин. Видоискатель так же хорош - яркий, информативный, не темнеет во время студийной съемки! Авто фокус быстрый... как мне показалось, - не медленнее, чем у Olympus 3-го поколения, хоть они и уверяют, что их контрастный АФ - самый быстрый в мире =)

Электроника камеры прекрасно справляется с замером экспозиции, скажу честно, - намного лучше, чем многие "взрослые" аппараты. На удивление цепкий следящий фокус также понравится любителям стрит-фотографии.

Великолепная детализация для такой камеры - фокус на трамвай №6

Немного портят общую картину Хроматические аберрации на светлых участках, но для опытных "фотошоперов" это не станет непреодолимой проблемой =)

Камера умеет снимать видео! =) И, как мне показалось, очень хорошо...

Теперь немного о съемке с высокими значениями ISO. Здесь Panasonic G3 уходит в отрыв - рисунок зерна приятный, не искажает восприятие фотографии!

ISO 640 - конвертация из RAW

То же, но камерный Jpeg

Jpeg - на 5 баллов! Обжалованию не подлежит! =)

Еще раз скажу о замере! Программисты Panasonic постарались на славу! Поклон им и Hats off ! =)

Очень вкусные картинки может рисовать этот "несерьезный" с виду аппаратик!

Ну чтож, попробуем подвести итог:

Я очень люблю систему Pentax, но снимать ею стрит-фото - истинный мазохизм для избранных =) Нет, я понимаю, что "наши деды Сменой футбол снимали", но отказываться от удобства ради принципов, это... где-то недавно прочел фразу "Назло маме накакаю в штаны". Я искренне считаю, что снимающие Pentax-ом репортажи, это - либо те самые, принципиальные люди, либо просветленные профессионалы. Хотя и во втором случае, я уверен, 50% репортажа будет испорчена системой Авто фокуса Pentax. К чему это я? Да к тому, что я нашел для себя приемлимую во всех отношениях стрит-камеру! А если укомплектовать ее Leica DG 25mm f/1.4 то она засияет во всей красе =) В качестве портретника прекрасно впишется новый Olympus 45mm f/1.8 , а Panasonic 100-300mm будет великолепным объективом для съемок скачек или авиа-шоу =) Хотите широкий угол? Нет проблем - Olympus 12mm f/2 или Panasonic 7-14mm f/4 ! Фишай? Panasonic 8mm к вашим услугам!

Как видите, система у m4/3 очень развита и становится еще интереснее со временем. А каков модельный ряд у корейцев из SAMYANG ?! Восторг и радость =) Хотелось бы отдельно сказать про оптику... 16 мегапикселей на кропе x2 - это на грани возможности сенсора. И уж если вы думаете о покупке G3, и являетесь гурманом от фотографии, то забудьте про киты! Даже на великолепном Panasonic 14mm f/2.5 картинка выглядит слегка "рыхловатой". На 12 мегапикселях этого не было и в помине! Поэтому, если вы не планируете использовать камеру для серьезных целей, то легко можете ограничить свой выбор 12-ти мегапиксельными моделями от Olympus/Panasonic.

Плюсы:
Отличный АФ
Прекрасное качество сборки
Поворотный экран лучший на сегодня!
Большой выбор оптики под систему m4/3
Отличные результаты при плохом освещении
Подсветка АФ
Замечательная система замера экспозиции
Прекрасный видоискатель
Хорошо лежит в руке
Очень хороший Jpeg из камеры

Минусы:
Требователен к оптике
Недостаточно компактен
Нет гнезда для внешнего микрофона
Нет автоматического переключения экран/видоискатель

Замечательный аппарат для поездок, стрит-фотографии и даже простой студийной работы. Не годится для постоянного ношения в кармане. Выбор редакции =)

Спасибо вам за то, что провели это время со мной, всегда рад видеть вас в своем блоге! Не стесняйтесь задавать вопросы и получать ответы =)

В уходящем году прошла волна обновлений так называемых беззеркальных камер, которые вышли уже в третьем поколении сразу у четырех вендоров. Это даже было отражено в названиях моделей двух фотопроизводителей камер стандарта Micro Four Thirds - Olympus и Panasonic. Впрочем, на этом их сходство не заканчивается. Обе компании и в концептуальном плане пошли одним и тем же путем - сделали большой шаг в сторону любителей более простой и компактной техники. Причем Panasonic сделала это не только в младшей модели, претендующей на прямую замену компактной камере или роль второй камеры. Флагманская тоже стала меньше по габаритам и упростилась в плане управления. Теперь - обо всем по порядку.

Полевой обзор Panasonic Lumix DMC-G3: блеск и нищета беззеркальных камер

При изучении характеристик новой камеры от Panasonic, модели , которая была анонсирована в июле 2011 года, само собой напрашивается сравнение с аппаратами из предыдущего поколения - G2 и GH2. Главное изменение во внутренней начинке можно назвать сразу же - новая светочувствительная матрица типа Live MOS. По разрешению она очень близка к GH2 (16,05 Мпикс против 16,0), но если судить по общему количеству пикселей, указанному в технических характеристиках, то сенсоры в этих камерах точно разные (18,31 Мпикс против 16,68).

Зато процессоры, похоже, одинаковые: Venus Engine FHD. Впрочем, GH2 еще по ряду характеристик осталась более крутой, чем G3. Например, у первой максимальное значение чувствительности 12800 ISO, а не 6400, как у G3. Но часто ли вы будете применять это экстремальное значение? А вот возможность съемки видео в Full HD с «киношной» частотой кадров (24p), которой нет в новинке, - более полезная вещь.

Panasonic Lumix DMC-G3 в ряду объективов

Внешние изменения у G3 более очевидны: корпус уменьшился по всем габаритам, особенно заметно он укоротился слева от видоискателя, сильно сократилось количество внешних органов управления. Компания Panasonic долго придерживалась выверенного дизайна корпуса с довольно крупной и удобной ручкой-захватом для правой руки - сначала в камерах-ультразумах семейства FZ, а потом и в старших беззеркальных семейства Lumix G Micro System (вплоть до 2-го поколения). Теперь захват сильно уменьшился и стал почти таким же, как в младшей модели GF3. Впрочем, его форма такова, что держать камеру по-прежнему удобно. Правда, кнопка спуска теперь не привычно вынесена вперед, а находится на верхней грани корпуса. Кстати, выпускается камера в нескольких расцветках: черной, белой, красной и коричневой.

При использовании вместе с широкоугольными фикс-объективами («блинчиками») с некоторой натяжкой можно причислить к карманным (выступающий сзади видоискатель заметно увеличивает габарит камеры «по глубине»). Не сильно большие размеры получатся в сочетании с новым сверхкомпактным зумом серии Lumix G X Vario PZ, представленным вместе с моделью GX-1. Но будет ли он продаваться отдельно от этой камеры? В миниатюризации, как всегда, есть свои плюсы и минусы. Камеру, конечно же, стало легче носить и вмещать в сумку и рюкзак.


Поворотный дисплей Panasonic Lumix DMC-G3 оказался крайне полезным приобретением

Но управлять многими функциями теперь получается не так быстро и удобно - нужно лезть в экранное меню. Количество режимов на единственном оставшемся на корпусе селекторном диске тоже сильно сократилось: исчезли находившиеся на нем ранее типовые сюжетные программы (портрет, пейзаж, спорт). Видимо, разработчики решили, что новичков вполне устроит интеллектуальный авторежим (о нем речь пойдет ниже). Впрочем, добраться до полного списка сюжетов можно благодаря стандартной опции SCN на диске.

Некоторые оставшиеся на корпусе кнопки тоже «пострадали» от миниатюризации. Например, кнопка перехода к просмотру отснятого материала оказалась слишком прижата справа к электронному видоискателю (EVF). К ней и голым то (большим) пальцем подобраться непросто, а если съемка происходит на улице в холодное время, и фотограф не хочет снимать перчатки, то и вовсе - не попадешь с первого раза. Расположенная рядом кнопка включения видеозаписи окружена барьерчиком, предотвращающим случайное нажатие, поэтому в перчатках быстро нажать ее тоже вряд ли получится. Тут стоит отметить, что расположена она удобнее, чем в G2 и GH2 (там она находилась сверху рядом с кнопкой спуска).

Изменения в дизайне Panasonic Lumix DMC-G3 нанесли ущерб эргономике


На своем прежнем месте под большим пальцем находится управляющий диск. Он обеспечивает быстрое изменение параметров съемки, причем его можно не только поворачивать, но и нажимать, как кнопку, для смены функции. Так, например, выполняется переход к вводу значения экспокоррекции. Для опытных фотографов камера предлагает две перепрограммируемые кнопки Fn, которым можно назначить вызов важных для владельца параметров съемки. Впрочем, по умолчанию они нагружены другими функциями, и возможно одной из них - оперативным управлением выводимой на экран информации - придется жертвовать. Вторая - вызов быстрого меню (Q.Menu) - дублируется экранной кнопкой, что даже более удобно.

Тестовые снимки Panasonic Lumix DMC-G3


9 месяцев с флагманом
и
взгляд на Micro 4/3 system глазами энтузиаста


Мне не нравится термин «беззеркалка». От приставки «без» веет неполноценностью, намеком на вторичность и упрощенность. Довольно распространенным является мнение «за такие деньги можно купить зеркалку, у которой и автофокус быстрее, и матрица больше». Странно. Почему-то никому в голову не приходит открыть глаза мотоциклисту на тот факт, что за деньги, потраченные на Yamaha R1, можно купить Daewoo Matiz. Ведь у автомобиля лучше пассивная безопасность и защита от дождя…

К сожалению, термин уже устоялся, и даже сами производители этого класса камер используют аббревиатуры DSLM (Panasonic) и MILC (Olympus), содержащие слово Mirrorless. Поэтому в статье он тоже будет использован. Но хотелось бы надеяться, что со временем для цифровых камер будет разработана более удачная система классификации и появятся аббревиатуры, не содержащие в себе упоминания ни о количестве объективов на борту, ни об отсутствии зеркал, раздвижных мехов, коллоидных пластин и прочих атавизмов.

Характеристики

Основные
Матрица Live MOS, Four Thirds (17,3×13 мм)
Разрешение 16 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456
Стабилизатор нет
Светочувствительность ISO 125-3200, ISO 6400, ISO 12800, ISO 25600
Объектив Байонет Micro 4/3, сменная оптика
Экспозамер мультизонный, центровзвешенный, точечный
Формат файлов JPEG, RAW, RAW + JPEG, MPO (при использовании 3D-объектива стандарта Micro Four Thirds), MPO + JPEG
Видео Full HD до 60 fps в форматах AVCHD Progressive, MPEG4 AVC (H.264) (контейнеры MOV, MP4) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи
Карты памяти SD, SDHC, SDXC
Экран OLED, 3 дюйма, 614 000 пикселей, сенсорный, откидной, поворотный
Видоискатель Электронный, OLED, 1 744 000 пикселей, поле зрения 100%, увеличение - 1,34
Серийная съемка До 20 кадров в секунду
Источник питания Литий-ионная батарея BLF 19E (7,2 В, 1860 мА·ч)
Размеры, вес 132,9×93,4×82,0 мм; 550 г (включая вес батареи и карты памяти)

[...] Небольшое отступление. Кому нужны мотоциклы беззеркалки?

В 2007 году я был близок к отчаянью. Менять мой устаревший Canon Powershot G5, по большому счету, было не на что. Выпущенная в 2004 году великолепная пятерка 8-мегапиксельных просьюмеров (Minolta A2, Sony 828, Nikon 8700, Olympus 8080 и Canon Pro1), конечно же, не прошла мимо моего внимания, и я даже тестировал эти камеры для одного из изданий, но к тому времени они уже морально устарели, и хотелось дождаться следующего поколения. Однако прошел год, два, три - и стало окончательно ясно, что Canon не выпустит модель Powershot Pro2, которую так ждали тысячи энтузиастов цифровой фотографии по всему миру. Это была последняя надежда на правильное развитие идеи просьюмер-компактов в профессиональном направлении - именно Canon Pro1 был концептуально лучшим представителем класса, несколько опередившим время.

Другие ведущие производители также заморозили данное направление, за чем совершенно явственно прослеживался «зеркалочный сговор». Тот же Canon можно понять: выпуск нашпигованного техническими новшествами компакта с увеличенной до дюйма матрицей и стеклами L-серии убил бы их собственный сегмент зеркалок начального, а может быть - и полусреднего уровня. В результате история пошла по альтернативному пути, и мы имеем то, что имеем: целое поколение тех, кому нужно было что-нибудь качественнее компакта, приучены таскать на шее килограмм с лишним и прищуриваться одним глазом в оптический видоискатель, как их дедушки. Процентов 70 из них никогда не снимут с камеры китовый объектив…

Panasonic GH3 в сравнении с Panasonic G5, анфас

Чем меня не устраивали зеркалки? Во-первых, одним из моих увлечений была и остается предметная съемка/макро. Это специфический вид съемки, как правило, со штатива, с активным экспериментированием по размещению объектов в кадре. Самым удобным способом для этого является визирование по поворотному дисплею с управлением камерой с беспроводного пульта ДУ (для исключения сотрясений на длинных выдержках) и оценкой конечного результата в реальном времени. Как следствие привычки к такому способу построения и восприятия будущего кадра, пользоваться видоискателем даже при обычной съемке с рук становится некомфортно. Понятно, что зеркальная камера имеет совершенно другую концепцию: визирование прямо через оптику (TTL) без учета внутрикамерной обработки изображения, а точки фокусировки находятся в жестко определенных местах, в основном в центральной части кадра. Для обхода этого явного недостатка производители зеркалок предложили эффектно преподносимую технологию LiveView, по сути являющуюся изначально обычной схемой работы компактных камер. Но в зеркалочном исполнении, как и всякие костыли, она имела и имеет кучу недостатков, и не может полностью заменить штатную схему с визированием одним глазом через оптику и использованием фазовых датчиков фокусировки. В реальности, даже если камера имела LiveView (как Canon 450D, выпущенный в 2008 году), никто им серьезно не пользовался из-за черепашьей скорости автофокуса в таком режиме, повышенного расхода энергии и других ограничений.

Не подумайте, что я принципиальный противник классической оптики и визирования через окуляры. Достаточно сказать, что один из самых любимых и совершенных инструментов, используемых мной на фотоохоте - бинокль Canon 10x42L IS WP c оптическим стабилизатором и красными колечками на объективах - признаком оптики класса L. Но все-таки realtime-наблюдение, к тому же бинокулярное, и контроль за формированием цифрового изображения - немного разные задачи. Возможность видеть конечный результат еще до съемки, оценивать «в прямом эфире» экспозицию, баланс белого, видеть, как меняется картинка от подстройки параметров, становится незаменимой, когда к этому привыкаешь.

Panasonic GH3 в сравнении с Panasonic G5, профиль

Другим аргументом против зеркальных систем был вес и габариты. Большинство систем имеет линейку оптики, изначально рассчитанную на покрытие полного кадра (FF - full frame, 24×36 мм), соответственно, габариты оптической системы возрастают пропорционально. Если вы берете камеру среднего класса с сенсором формата APS-C (кроп-фактор 1,5), то оптику будете таскать в любом случае полнокадровую, то есть лишние процентов 30 по сравнению с вариантом, если бы она изначально была рассчитана только на APS-C. Часть стекла просто не работает, проецируя «лишнее» изображение в пустоту вокруг матрицы. Приличный зеркальный комплект со светосильным зумом уходит за килограмм, а с телевиком от 400 мм в 35-миллиметровом эквиваленте - далеко за 2, а то и 3 килограмма.

К счастью, в 2008 году Panasonic выпустил первую камеру стандарта Micro 4/3 - модель G1, которая была ближе к так и не выпущенному Canon Pro2, чем к любой зеркалке. С тех пор я плотно подсел на «микру», пересаживаясь последовательно с G1 на GH2, и в начале этого года на GH3, а кроме этого обзавелся линейкой объективов стандарта Micro 4/3, подходящих под мои предпочтения в фотографии.

В этой статье я постараюсь рассказать о практическом опыте использования с февраля этого года топовой камеры Panasonic системы Micro 4/3, а также о своих соображениях по поводу перспектив системы, ее достоинств, ее недостатков.

[+−] GH3: достоинства и недостатки

Panasonic GH3 - довольно крупная камера с «полноформатной» эргономикой. Выше даны фотографии, где можно сравнить Panasonic GH3 и Panasonic G5 анфас и в профиль. Вот так выглядят задние панели этих камер:

Panasonic GH3 в сравнении с Panasonic G5, вид сзади

Что получите вы, «пересев» с G5 на GH3? Во-первых, металлический корпус с текстурой как у старших зеркалок. После GH3 очень чувствуется «субтильность» и «игрушечность» пластикового корпуса G5, хотя по фотографиям это не так заметно. Мизинец помещается на рукоятке, хват получается более уверенным - рука не напрягается в попытках зафиксировать мелкий скользкий корпус, теперь ею можно совершать более свободные и раскованные манипуляции при съемке.

Panasonic GH3 в сравнении с Panasonic GF2


Panasonic GH3 - дизайн камеры вполне «зеркалочный». Вес тоже соответствует
зеркальной камере начального уровня - 550 граммов без объектива


С меньшим размером корпуса невозможно (или крайне трудно) реализовать классическую схему управления с двумя колесиками (под указательным и большим пальцами)

Экран порадует пониженным уровнем черного, он контрастнее и производит более «породистое» впечатление. Я был поражен этим фактом, поскольку по спецификациям экран G5 имеет большее разрешение: 920 000 точек против 614 000 у GH3 - видимо, дело в технологии (TFT против OLED соответственно). В общем, поверьте, при сравнении вы однозначно предпочтете экран GH3. Та же ситуация с электронным видоискателем: у GH3 он более крупный, как снаружи, так и по видимому размеру изображения, более контрастный, с меньшим уровнем черного. Но это уже в соответствии со спецификациями, которые говорят о 1 440 000 точках у G5 против 1 744 000 у GH3.

Есть и ложка дегтя: EVF у GH3 страдает размытием изображения при сдвиге относительно оптической оси. То есть если вы смотрите прямо по центру видоискателя, то все отлично. Но если глаз чуть смещен вбок - картинка замутняется. В той или иной степени такой дефект наблюдается у многих камер, в том числе и у G5, но у GH3 он выражен особенно ярко. Тем не менее, я уверен, что большинство все равно выбрали бы EVF от GH3 за больший размер и лучшую цветопередачу.

Размеры корпуса позволили создать внятную, удобную систему управления камерой. По результатам эксплуатации у меня есть несколько замечаний к управлению, но я расскажу о них в конце статьи, в соответствующем разделе.

Матрица

Это самое большое изменение относительно предшественника, модели GH2. К величайшему сожалению, нас лишили мультиформатности - фирменной фишки камер серии GH до 2013 года. Ее отсутствие означает, что заявленный кроп-фактор 2 достигается только на диагонали кадра 4:3, и только в этом соотношении мы имеем максимальное разрешение 16 Мп (4608×3456). При переходе к соотношениям сторон кадра 3:2 (мой основной формат) и 16:9 (видео, а также широкоформатные панорамы) теряется и полезная площадь кадра, и разрешение. Посмотрим, чего лишил нас Панасоник, убрав мультиформат в GH3. Вот реальный кадр с соотношением сторон 16:9, снятый на Panasonic GH2 с мультиформатной матрицей - его размеры 4976×2800 пикселей. Если мы поставим ровно тот же объектив на GH3 и сделаем снимок с той же точки, то получим кадр размером всего 4608×2592 точек - он показан на снимке зеленой рамкой.

Panasonic GH3 в сравнении с Panasonic GH2 - так отличаются матрицы

Если принять кроп-фактор кадра GH2 за 2 (строго математически, при соотношении сторон 16:9 он составляет 2,0175, но я несколько округлю), то кроп-фактор GH3 составит 2,16 - ощутимая разница! Это заметно и по уменьшенному углу охвата при съемке широкоугольными объективами в ограниченном пространстве, и по ухудшившемуся разрешению в видеорежиме. Наконец, если вы попытаетесь скомпенсировать разный охват «ногами», то при одинаковом масштабе объекта в кадре у GH3 будет чуть меньшее размытие фона на открытых диафрагмах - прямое следствие уменьшенного кроп-фактора. Еще раз уточню, что указанный эффект хорошо ощутим при соотношении сторон кадра 16:9, уменьшается на пропорциях 3:2 и отсутствует на соотношении 4:3. Панасоник чуть подсластил горькую пилюлю тем, что встроил в GH3 электронный двухосевой уровень, без которого я обходиться теперь решительно не могу. Он позволяет выставить практически идеальный горизонт еще на этапе съемки кадра - и тем самым сэкономить полезную площадь, которая раньше часто уходила на то, чтобы выровнять горизонт в редакторе.

Цвет

Нет худа без добра. Смена мультиформатной матрицы собственного производства Panasonic на матрицу нового поколения (по косвенным данным, производства Sony) дала и ощутимые плюсы. В первую очередь, это цвет. Я сразу же обратил внимание на более чистые, ясные цвета GH3 по сравнению с GH2 (и, соответственно, с G5, в котором стоит матрица от GH2, но с принудительно отключенной мультиформатностью). Если рассматривать структуру изображения «под микроскопом», в масштабе 100%, то можно заметить некоторое ухудшение попиксельной резкости - именно на GH2 я сделал все свои «рекордные» по разрешению снимки. Но зато у GH3 это компенсируется более пластичным, цельным изображением, с приятными и естественными цветами, которые, к тому же, отлично «тянутся» в конверторе, и даже на предельных по меркам предшественников значениях ISO (1600-3200). В этот цвет невозможно не влюбиться:





Причем цвет не навязчиво-однообразный, как бывает с так называемыми «естественными теплыми оттенками» некоторых производителей, он всегда разный, но какой-то, действительно, чистый и интересный, по-другому не скажешь.

Правда, порой бывают и проблемы. Это, в первую очередь, клиппинг красного, который часто приходится «вытягивать» в конверторе. Традиционно для адобовского конвертора (я пользуюсь модулем Adobe Camera Raw 7.4 в Photoshop) недоделан желтый и оранжевый в светах - например, вы вряд ли сможете получить цвет закатного/рассветного солнца таким же, как во внутрикамерном JPEG. Но для меня плюсы перевешивают минусы, и мне очень интересно работать с цветом на GH3, получая от этого эстетическое удовольствие. С тем же красным и желтым можно повозиться и при желании получить оттенки или, по крайней мере, общую атмосферу снимка, очень близкие к камерному JPEG. Проиллюстрирую это ноябрьским рассветом в степи, с которым пришлось поработать как во вкладках HSL конвертора, так и в Selective Colors самого Photoshop:

Panasonic GH3 - цветопередача

Кстати, о внутрикамерной обработке. Матрица-то матрицей, та же самая устанавливается и в другие современные модели камер системы Micro 4/3: GX7, E-M1 и Е-М5. Но многое зависит и от обвязки матрицы, от алгоритмов экспозамера и автоматического баланса белого. В GH3 автоматика обеспечивает превосходные снимки при параметрах по умолчанию, т. е. вам не придется сильно мудрить в конверторе, чтобы получить хороший результат. Вот пример кадра абсолютно без коррекции, сконвертированного в ACR 7.4 с «дефолтными» установками. Недовольная самка желтого суслика, снятая этой весной, демонстрирует не только серьезность своих намерений, но и прекрасную резкость, отличный экспозамер, автобаланс белого и цветопередачу. Съемка при желтом закатном солнце в степи с пожухшей растительностью вообще-то удовольствие ниже среднего, но тут добиться лучших цветов и экспозиции я вряд ли мог бы даже после обработки:

Съемка в условиях плохого освещения

У этой матрицы все очень неплохо на высоких ISO, в чем вы можете убедиться, посмотрев измерения на любом специализированном ресурсе. У себя в камере я установил лимит ISO в авторежиме на 3200 единиц. Но нужно заметить, что такая чувствительность нужна мне на малых и средних фокусных расстояних не так часто, поскольку в таких случаях я предпочитаю использовать светосильные стекла. В отличие от зеркальных систем, лучшие объективы Micro 4/3 резкие уже с полностью открытой диафрагмы, а кроп-фактор 2 увеличивает ГРИП до приемлемых значений даже при значениях апертуры меньше 2. В качестве иллюстрации, объектив Leica DG Summilux 25 mm F1.4 ASPH позволяет снимать вот такие кадры с рук на минимальном ISO:


В продолжение темы цвета - этот чистый сине-салатовый на ночной улице мне очень нравится




Panasonic GH3 - съемка в условиях плохого освещения.
Повышение ISO до 800-1600 не вызывает дискомфорта даже при сильном «вытягивании» экспозиции в конверторе


Panasonic GH3 - съемка в условиях плохого освещения

В качестве экстремального испытания для матрицы можно привести следующий сюжет. Лиса, пришедшая из степи к человеческому жилью в поисках чего-нибудь вкусненького, освещена фонарем уличного освещения с сильным сдвигом цветовой температуры в зеленую область. Для компенсации баланса белого пришлось установить в конверторе значение Tint в +110 Magenta , и это при чувствительности в 3200 единиц ISO. Дополнительная подсветка сильно изменила бы кадр, уничтожив закатное небо (1 час после захода солнца). Жуткие условия даже для полнокадровой матрицы, однако GH3 справился довольно неплохо.

Panasonic GH3 - съемка в условиях плохого освещения

Электронный затвор

Еще одна фирменная фишка GH3 - электронный затвор. Он позволяет осуществлять съемку в полном разрешении без срабатывания механического затвора и, что важно, во всем диапазоне выдержек вплоть до 1/4000. Ограничения касаются только съемки движущихся объектов, т. к. информация с матрицы считывается построчно и относительно медленно, так что быстро движущиеся в кадре объекты будут иметь причудливо искаженную геометрию (например, столбы за окном вашего поезда получатся дугообразно выгнутыми). Также можно нарваться на интерференцию с частотой осветительной сети, и если вы снимаете при свете люминесцентных ламп, то можете получить эффект полосатости, но это в принципе лечится подбором выдержки.

В целом, электронный затвор - чрезвычайно полезное изобретение. С ним можно снимать людей, не смущая их щелканьем механического затвора. Вот кадр, снятый на перроне. Со стороны процесс съемки выглядит так: стоит какой-то фотограф-любитель (профессионалы же все с огромными черными камерами с большими белыми объективами), возится с меню своей камеры по повернутому дисплею. Кнопку спуска затвора можно и не трогать, заменяя ее тапом по сенсорному экрану. Человек в кадре не ощущает себя объектом внимания папарацци:

Попробуйте снять такой кадр зеркалкой. Скорее всего, снимете, но степень незаметности несравнима. Не все же могут вжиться в образ блогера-путешественника, увешанного рюкзаками и объективами и не отнимающего глаза от видоискателя.

Кроме этого, электронный затвор будет очень полезен в музеях и галереях, где фотосъемка запрещена из соображений защиты произведений искусства от света фотовспышек. Трудно доказать смотрителю музея, что на вашей камере стоит светосильный объектив, а вспышкой вы не пользуетесь в принципе - он в этом, скорее всего, не разбирается. Проще не нервировать человека щелчками затвора, а тихо и мирно осматривать экспонаты с висящей на груди якобы выключенной фотокамерой. Кому какая разница, что время от времени вы слегка задеваете кнопку на верхней панели? На полностью открытой диафрагме съемка абсолютно бесшумна, а на прикрытых дырках слышен шорох лепестков диафрагмы, но он все равно не идет ни в какое сравнение с лязгом механики затвора.




Panasonic GH3 - преимущества электронного затвора

Не стоит забывать, что применение электронного затвора минимизирует сотрясение матрицы по время съемки, что зачастую положительно сказывается на резкости кадра.

Wi-Fi

Удаленное управление через Wi-Fi Direct - одна из самых ценных способностей GH3, лично я ждал ее больше всего. Дело в том, что я увлекаюсь съемками живой природы, и мне очень хотелось попробовать эту функцию в действии, из засады. Имейте в виду, что хотя многие современные камеры имеют подобную возможность, в большинстве случаев она ограничена режимом Auto и фактически эмулирует спусковой тросик, не более того. Удаленное же управление в GH3 позволяет менять абсолютно все параметры съемки и даже настройки камеры, например пропорции кадра и формат записи, а главное - видеть снимаемый кадр в реальном времени на удаленном устройстве и ставить точку фокусировки в любую позицию по всему полю кадра. Фирменная программа Lumix Link бесплатно доступна и в Google Play, и в Apple Store. Я пользуюсь смартфоном Samsung Galaxy Note 2. Батареи камеры и смартфона обеспечивают непрерывную съемку в течение двух-трех часов, а режим автоматического засыпания увеличивает это время в разы, чего более чем достаточно в большинстве засад. Экран смартфона можно отключать без потери соединения.

Расскажу о полевых испытаниях Wi-Fi весной этого года. Объектом съемки был выбран желтый суслик - самый крупный вид суслика в России. Эти животные примечательны тем, что проводят в спячке до 9 месяцев в году и увидеть их можно только с начала весны до начала лета. Это интересные зверьки, умнее крыс и песчанок (детеныши играют, как кошки или лисята), чем-то похожие по поведению на сурикатов, но более пугливые. Те из них, что обитают в норах вдоль дорог, привыкли к человеку, не боятся машин и подпускают довольно близко, иногда с подхода мне удавалось подобраться до двух метров. Проблема в том, что в таких местах обитания (вдоль дорог) не очень красивый антураж для съемки, а мне хотелось снять их на фоне свежей растительности. Живущие же далеко в степи суслики, особенно молодняк, близко уже не подпустят.

Первые опыты показали, что Wi-Fi работает на расстоянии до 30-40 метров, причем откидывание дисплея вбок значительно увеличивает зону приема сигнала. К каналу управления много нареканий: как всегда бывает с пакетной передачей данных, все это дело жутко тормозное и ненадежное. Чтобы включить remote control, нужно совершить кучу действий: включить Wi-Fi сначала на смартфоне, потом на камере, связать два устройства, причем успешность установки соединения зависит от очередности подключения. Линк может развалиться даже на расстоянии 5 метров, если вы перекроете прямую видимость телом. Правда, чаще всего он восстанавливается автоматически, если не делать резких движений и восстановить прямую видимость. Задержки не сильно большие, но использовать такой пульт как тросик для репортажной съемки не получится: после съемки кадра следует пауза примерно в полсекунды. Еще один недостаток заключается в том, что управлять видеосъемкой с пульта нельзя. То есть запустить запись видео удаленно можно, но после этого экран гаснет, вы ничего не видите, а остановить запись можно только с камеры.

Но даже с учетом всей этой сырости и глючности, Wi-Fi дал то, чего не было раньше. В сочетании с электронным затвором появляется возможность снимать очень пугливых животных, чутко реагирующих на звук. Первая пристрелка с телеобъективом 100-300 дала такие результаты:


После этого я стал целенаправленно охотиться за диким выводком молодняка в степи (нора была обнаружена при помощи бинокля), причем использовал не телевик, а более короткофокусный объектив Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH. Съемка велась на закате из укрытия в 30 метрах от аппарата на штативе. На второй день мне удалось сделать довольно редкий снимок. Особенность его в том, что он склеен из двух кадров: при расстоянии до объекта около полутора метров и диафрагме 2,8 получилась очень малая ГРИП, и если один детеныш был в фокусе, то второй выпадал из зоны резкости. Проблема легко решилась выбором точки фокусировки сначала по одному зверьку, потом по другому, и были сделаны два кадра с разной фокусировкой в течение нескольких секунд.

Panasonic GH3 - удаленное управление через Wi-Fi Direct

Замечу, что в GH3 режим съемки касанием доступен и при удаленном управлении, так что моя задача заключалась в том, чтобы комфортно наблюдать на экране смартфона за передвижением сусликов и в нужный момент просто щелкнуть пальцем по носу сначала одного, потом другого. После первого кадра они даже не шевельнулись, т. к. был использован электронный затвор, в сочетании с открытой диафрагмой обеспечивший бесшумность.

Подобные технологии удаленной съемки используются и на зеркалках, но там это гораздо сложнее и дороже, т. к. требуется отдельная система управления, радиопередатчики и т. п. О бесшумности речи нет, и к тому же я сильно сомневаюсь что на зеркалке в принципе возможна такая свобода в выборе произвольной точки фокусировки по всей площади кадра.

Система фокусировки

С этим у незеркалок вообще и у GH3 в частности ситуация двойственная. С одной стороны (назовем это двухмерными способностями, т. е. свободой в выборе области фокусировки по площади кадра и методами автоматизации выбора этой области) все прекрасно. Возможности, которые и не снились владельцам зеркалок при использовании оптического видоискателя, давно стали заурядными для незеркалок. Это и произвольная установка точки фокусировки в любое место по всей поверхности кадра, и выбор размера рамки фокусировки. Кроме того - автоопределение лиц, автослежение за лицами, возможность выбрать нужное лицо простым касанием по экрану, увеличение зоны фокусировки при ручной фокусировке и т. п. Вот, например, интересный режим автофокуса Pin Point, имеющийся в GH3: точка фокусировки отображается маленьким крестиком, и при полунажатии на кнопку спуска область вокруг нее многократно увеличивается. Это позволяет залезть точкой фокусировки в такие места, где традиционная рамка зацепится об окружающие предметы. На фото - иволга, «птица-невидимка». Ее практически невозможно снять с подхода так, чтобы между вами не было нескольких веток или густой листвы. Фокусировка производилась в режиме Pin Point, точка была наведена точно в глаз птицы:

Попробуйте щелкнуть по картинке и оценить точность автофокуса в большем разрешении. Кстати, на GH3 можно смотреть через видоискатель, но при этом перемещать точку фокусировки прикосновением к погашенному сенсорному экрану. Учитывая, что экран откидывается вбок, это вполне рабочее решение. Имеется два режима: «абсолютный», когда точка фокусировки будет в том же месте кадра, что и палец, и «относительный», когда используешь экран как тачпад и гоняешь точку наподобие курсора.

С другой стороны (назовем это отработкой фокусировки в трехмерном пространстве) дела обстоят хуже, и в первую очередь - в теледиапазоне. Конечно, стоит признать, что у контрастного автофокуса, используемого в незеркалках, есть и большое преимущество в виде потенциально абсолютной точности, так как оценка достижения фокусировки производится по самой картинке, а не по сторонним датчикам. Соответственно, понятия «бэк-» или «фронт-фокус» неприменимы для незеркалок. Зато, в отличие от фазового, контрастный автофокус заранее не знает, в какую сторону начинать двигать блок линз, и вероятность задержки от этого возрастает. Да и скорость привода меньше (я еще не видел ультразвуковых моторов в родных телеобъективах системы Micro 4/3). Контрастный метод совершенен на малых и средних фокусных расстояниях, неплох он и на бо́льших ФР в тепличных лабораторных условиях, при неподвижных объектах съемки и зафиксированной камере. Но он становится почти беспомощным в реальных «боевых» условиях съемки движущихся объектов телевиками. К этому добавляется несовершенство самих телеобъективов системы Micro 4/3, очень плохо адаптированных под реальные сценарии использования.

Поясню это на примере использования телеобъектива на ходовой фотоохоте. Как это обычно бывает? Идешь по степи солнечным весенним днем, на груди бинокль, за спиной рюкзак, камера висит сбоку. Солнце слепит, а ветер такой, что вышибает из глаз слезы и все что можно из носа. Поэтому практически невозможно обходиться без поляризационных очков. Вдруг из-за куста в 15 метрах срывается заяц. Дергаешь с плеча камеру, включаешь (тут пока все быстро), начинаешь фокусироваться. Видно не особо хорошо, т. к. очки здорово затеняют EVF - это уже камень в огород дисплея и видоискателя, не имеющих специального яркого режима для съемки в солнцезащитных очках. В кадре все мельтешит и прыгает - все-таки ЭФР 600 мм не шутки, да и объект съемки тоже не стоит на месте. На экране расфокусированная муть, объектив начинает елозить автофокусом, причем большую долю времени уделяет портретной зоне. Заяц вот-вот скроется в кустах, поэтому единственный способ «дать по башке» автофокусу и привести его в чувство - сфокусироваться на чем-нибудь неподвижном на нужном расстоянии (навскидку, примерно), а уж потом, если повезет, фокус зацепится за довольно-таки контрастные уши самого зверя. Из этого получаются примерно такие кадры:


Panasonic GH3 - система фокусировки

Если бы, как у некоторых зеркальных систем, объектив имел переключатель «МДФ - 10 метров»/»10 метров - бесконечность», я бы заранее переключил его в дальний режим, и задача намного облегчилась.

С птицами в полете дело обстоит еще печальнее, т. к. в небе нет ориентиров для предварительной фокусировки, и если уж автофокус промахнулся сразу, то расфокусировка достигает такой величины, что повторно поймать объект в видоискатель очень трудно. Несмотря на обилие имеющихся на борту камеры алгоритмов, в т. ч. следящего, мне ни разу не удавалось зацепиться зоной следящего автофокуса за птицу и приходилось использовать обычный AFS в матричном режиме или в точечном с увеличенной рамкой. Вот такие кадры удается снять лишь с нескольких попыток, хотя, казалось бы, тривиальная задача - контрастный объект на ровном фоне:

Panasonic GH3 - система фокусировки

Таким образом, для целей динамичной съемки телеобъективами в данный момент зеркалки выглядят предпочтительнее. Их автофокус в теледиапазоне быстрее, увереннее, а объективы разрабатываются людьми, точно знающими потребности профессионалов. Конечно, фотоохота не ограничивается одной динамикой, и порой незеркалка может здорово выручить. Приведу в качестве примера зайчонка, которого я снял этой весной из-за укрытия (ржавый кузов автомобиля, брошенный в степи, под которым и была заячья нора). Съемка велась на вытянутых над головой руках по поворотному дисплею. Зайчонок не воспринял еще одну черную железяку в поле своего зрения как угрозу, и это позволило сделать несколько кадров «из-за угла». После того, как я вышел из засады, он, конечно, убежал:

Panasonic GH3 - система фокусировки

Видео

Вот, несомненно, сильная сторона GH3. В системе (а возможно, и в других системах) нет фотокамер с такими способностями по съемке видео. Камера предлагает полностью ручной контроль над любыми параметрами съемки. Full HD с частотой кадров до 60p, замедленная до 40% и убыстренная до 300% съемка, доступны форматы AVCHD, MP4 и MOV, причем в режиме All-Intra битрейт видеопотока достигает впечатляющих 72 Мбит/с. Режим Ex. Tele Conv, который сделает из вашего широкоугольника телевик, вход для стереомикрофона, неплохой стереомикрофон на борту, и все такое.

Я ничего не понимаю в профессиональном монтаже видео и поэтому снимаю для себя только короткие ролики длиной максимум 3–5 минут, не требующие никакого редактирования, кроме банальной обрезки в простеньких программах типа tsMuxeR. Для этих целей меня вполне устраивает формат съемки AVCHD 1920×1080, 50p с видеопотоком 28 Мбит/с. Самое главное, что плавность на 50 fps получается отличной (не путать с режимом 50i, который все равно пользуется частотой съема кадров с матрицы в 25p). Очень удобно то, что ручной режим не особо и нужен для задач типа съемки детей в школьном спектакле: в приоритете диафрагмы достаточно установить нужную экспокоррекцию, потом нажать красную кнопку записи видео, и результат даже в темных условиях получается таким:

Просмотр в уменьшенном до формата 640×360 виде не покажет полной картины. Чтобы оценить качество видео и звука, лучше скачать ролик в полном разрешении.

В общем-то, хвалить серию GH за видео - все равно что Феррари за скорость. Но мне бы хотелось, чтобы Панасоник не забывал и про режимы попроще. Например, Ютуб от моего AVCHD впадает в ступор: или не может закачать, или безбожно похабит качество, так что для расшаривания видео в интернете мне бы больше подошел формат AVCHD 1280×720 50p, который был в предыдущем GH2 и у которого с Ютубом все срасталось. А тут именно его нет. Пока использую для этого MP4 1280×720 25p 10 Мбит/с, в принципе для задач проиллюстрировать что-либо он подходит хорошо.

И еще маленькая справка для тех, кто любит снимать фото во время видеосъемки. GH3 это делать умеет, но как у всех камер, про которые я хоть что-нибудь знаю, видеосъемка от этого страдает: момент фотосъемки из видео выпадает, все выглядит как микропауза в записи. Конечно, хотелось бы, чтобы кто-нибудь из лидеров рынка справился с этой проблемой, в теории эта задача решается.

[−−] Чего мне не хватает в GH3 и вообще в Micro 4/3

Мультиформатная матрица

Одна из главных особенностей флагманов Панасоник просто обязана быть возвращена!

Эргономика и управление: кнопки и отображение информации на экране

Очень большое неудобство доставляет то, что в режиме съемки при бездействии больше 10 секунд с экрана пропадает вся служебная информация кроме электронного уровня, а через минуту экран совсем отключается. И это никак нельзя настроить в меню. Возврат камеры обратно в активное состояние осуществляется касанием сенсорного дисплея или нажатием любой кнопки, которая при этом не выполняет свою функцию, а просто пробуждает камеру. Получается, что в одном случае (если камера была активна) нажатие, например, кнопки видеозаписи включит видео. А если прошло 10 секунд бездействия - то нажатие той же самой кнопки не включит запись, а всего лишь вернет информацию на экран, и для записи видео надо нажать кнопку второй раз. Я даже не знаю, о чем думали разработчики - камера-то позиционируется как профессиональная. Напоминаю один из признаков профессиональной техники: воздействие на определенный орган управления всегда должно приводить к однозначно определенному действию.

Представьте себе пилота самолета, которому срочно понадобилось избежать столкновения с землей, он тянет на себя джойстик, а самолет как летел носом вниз, так и летит - джойстик всего лишь вывел из спящего режима панель приборов. Второй раз можно и не дергать, поздно. Самолет врезался, заяц убежал, птица улетела.

Эргономика и управление: режим таймера

Вроде мелочь, но постоянно мешает. Режим таймера находится на отдельном механическом диске с левой стороны корпуса камеры. В принципе, это правильно и намного удобнее включения таймера из меню. Но немного недоработано, т. к. зачастую забываешь, что пользовался таймером, и при попытке оперативно снять что-либо вместо срабатывания затвора видишь на экране запустившийся обратный отсчет таймера. Выход простой: нужно сделать так, чтобы активированный режим таймера был явно заметен, когда берешь камеру в руки. Например, в виде откидывающегося вверх как флажок рычажка. А время таймера (2 или 10 секунд) можно разнести на разные положения этого рычажка: если торчит сильно, то это 10 секунд, если наполовину, то 2 секунды. Очень полезно для профессиональной камеры. Дарю эту идею производителям.

Сверхъяркий режим для съемки в солнцезащитных очках

Нужен отдельный переключатель для «боевого» быстрого приведения EVF и дисплея камеры в режим повышенной яркости, позволяющий комфортно снимать в солнцезащитных поляризационных очках. Это будет чрезвычайно полезно при съемке в горах, на море, да и вообще в условиях прямой солнечной засветки.

Наложенная реальность

Удивительно, почему, имея на борту целый компьютер, камера не умеет в реальном времени рассчитывать и выводить на экран величину зоны ГРИП для выбранной точки фокусировки. Можно было бы сделать это красиво, в виде «наложенной реальности», ведь первые зачатки этого в лице живой гистограммы и фокус-пикинга уже давно применяются. Даже в виде цифр это было бы очень полезно, ведь камера уже знает, какой объектив сейчас на ней стоит, какая выбрана диафрагма и в каком положении стоят сервоприводы фокусировки - так что для калькулятора ГРИП есть все исходные данные. Осталось добавить сам калькулятор.

Кнопка «гиперфокал»

Безусловно необходимая вещь. Я понимаю, что сложно сделать аппаратное переключение на «бесконечность» из-за разброса параметров объективов. Но гиперфокал-то? Пусть с погрешностью плюс-минус десять процентов. За бесконечность он все равно не уйдет, а если немного ошибется в ближнюю сторону - тоже ничего страшного. Зато при сложностях с фокусировкой появится возможность гарантированно снять дальний объект - пролетающий метеорит, животное в ночи, самолет и т. п. Быстро выхватил камеру, ткнул «lock hyperfocal» - и застрахован от задержек и ошибок автофокуса. Сколько раз я мучался с фокусировкой, снимая такие кадры ночью!

Panasonic GH3 - для таких кадров кнопка Lock Hyperfocal просто необходима, но ее нет

Автофокус в этих случаях бессилен, даже на GH3. Ведь сфокусироваться нужно еще до пуска, почти в темноте, с расстояния 3,5 км. Выручает режим Manual с увеличением зоны фокусировки. Но это очень неудобно при съемке на морозе, на ветру, да и просто удовольствие ниже среднего - пытаться точно поймать резкость на ЭФР 600 мм, когда микронное сотрясение камеры на штативе ведет к болтанке в кадре. А была бы кнопочка «гиперфокал» - и никаких проблем.

Работа с цветом

Почему в устройстве, позиционируемом как профессиональный прибор для записи цифровых изображений, так небрежно реализована поддержка цвета? Нет камерных профилей для стандарта де-факто в мире профессиональной фотографии - конвертора Adobe Camera RAW. Неприемлемый клиппинг красного. Сделано на троечку, и только изначально хорошие цвета камеры компенсируют ситуацию. Почему у пользователя нет возможности получить из RAW точную копию камерного JPEG с возможностью настройки параметров? Про точную цветопередачу на дисплее камеры тоже никто не думает - все плохо, плохо…

Панасоник запустил отдельный сайт для продвижения GH3. На этом сайте должны лежать именно такие цветовые профили, новые кодеки, постоянно обновляющиеся прошивки и т. п., а не всякая рекламная ерунда.

Светосильные телевики

Пока у Панасоника для Micro 4/3 всего один приличный телевик - Lumix G Vario 100-300 mm. Он неплох для своей цены, но все же это не топ-класс. В системе катастрофический провал в теледиапазоне. У Micro 4/3 все прекрасно с широкоугольниками, портретниками, светосильными штатными зумами, даже с «макро» нормально, а вот с «теле» - настоящая беда. Да, анонсирован светосильный 150 мм F2,8, и я очень его жду. Но не хватает еще топ-про-аналога 100-300 (пылезащищенного, со светосилой F4, USM-приводом и вменяемым алгоритмом фокусировки). Также я бы очень хотел иметь «фиксы» 250 мм F2,8 и 400 мм F4 (ЭФР, соответственно, 500 и 800 мм).

Пылезащита на объективах

Посмотрите, что произошло с моим 100-300 за два с половиной года использования в полях. Вся эта пыль скопилась на внутренней стороне передней линзы:

Объективы Micro 4/3 - защита от пыли

Если подсветить мощным фонарем сбоку, то картина еще хуже из-за становящейся видимой мелкой пыли, но я не хочу вас сильно пугать. Здоровенный зум работает как пылесос, а никакой специальной защиты у него нет. Да, отдельные пылинки и соринки не могут повлиять на качество изображения, это не жир на поверхности линзы, и показанные в статье фотографии сусликов и зайцев, равно как и кадр с детьми в зимнем лесу, сделаны совсем недавно именно этим объективом. Но когда пыли становится слишком много, она все-таки влияет на изображение. Я понимаю, что кристальная ясность и резкость объектива, наблюдавшаяся сразу после покупки, немного «подсела». Более того, пылинки можно обнаружить даже в фикс-объективах, одна крупная поселилась у меня внутри линзового блока Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH, что совсем некомильфо. Поэтому раз уж производители выпускают пылевлагозащищенные камеры, то обязаны внедрять это и в объективы, и в первую очередь это нужно для защиты от пыли (а вовсе не для того, чтобы снимать камерой под струей воды, как думают некоторые).

Затвор 1/16000 и Global Shutter

Минимальная выдержка GH3 составляет 1/4000 с, и по нынешним временам это слабовато для топовой камеры. В последних моделях системы не редкость затворы с 1/8000 с. Очень хотелось бы получить в следующем флагмане выдержку еще короче, в идеале - 1/16000. Для чего это нужно? Во-первых, для того, чтобы иметь возможность снимать светосильными стеклами на открытой диафрагме при ярком свете. Во-вторых, чтобы «замораживать» быстродвижущиеся объекты типа крыльев птиц. Не помешает и модернизация электронного затвора, который сейчас считывает информацию с матрицы построчно, приводя к упоминавшимся эффектам типа изогнутых столбов или полосатости. Этого недостатка лишен Global Shutter - электронный затвор, считывающий информацию со всей матрицы единовременно.

Минимальное значение ISO 50 и 14-битный RAW

Мой GH3 имеет больший динамический диапазон и меньше шумов, чем Canon EOS 1Ds образца 2003 года с полноформатной матрицей. И это при меньшей в 4 с лишним раза площади отдельного пикселя. Технологии производства матриц совершенствуются, поэтому следующие поколения будут однозначно качественнее нынешних. В этом случае 14-битный формат данных обеспечит более точную работу с цветом и улучшит динамический диапазон. Текущее минимальное значение чувствительности ISO 200 слишком велико для съемки светосильными стеклами днем и для получения идеального результата на длинных выдержках. Имеющиеся в GH3 режимы ISO 125 и 160 - всего лишь программная эмуляция, и они ничем не лучше съемки на ISO 200 с компенсацией в конверторе.

Морозоустойчивость

В инструкции для GH3 заявлена минимальная рабочая температура ноль градусов по Цельсию. Это просто смешно для профессиональной камеры. Конечно, никто не обращает на табличку в инструкции никакого внимания, и я снимал еще самой первой камерой системы, G1, при температуре −30 °С, и все было отлично. То же самое с GH2: при −35 °С полет нормальный. Но с GH3 я нарвался на засаду: всего при −10 °С превосходный OLED-дисплей вдруг отказал, показывая все в малиновом цвете. Это не смертельно, поскольку камера при этом продолжает работать, и есть еще ЭВИ, но все-таки неприятно. Данный эффект повторился два раза, и именно на морозе. Больше за 8 месяцев эксплуатации (при положительных температурах) я не столкнулся с этим явлением ни разу.

Итак, для профессиональной камеры должна быть официально обеспечена морозоустойчивость хотя бы до −20 °С, а лучше - до −40 °С.

Пессимистично?

Не забывайте, что половины перечисленного пока нет вообще ни в каких камерах.

[++] Заключение

Надеюсь, смог пробудить статьей интерес к системе Micro 4/3.

Если вы мучаетесь в выборе между зеркалками и незеркалками - не мучайтесь, берите зеркалку. Потому что Micro 4/3 - система для тех, кто точно знает, чего хочет, как точно знал в 2007 году я. Из всех незеркальных систем Micro 4/3 имеет самый обширный и качественный парк родных объективов, а немного уменьшенный относительно систем с кроп-фактором 1,5 размер матрицы позволяет в случае необходимости использовать и их объективы через переходники.

Если вы решились на Micro 4/3 и раздумываете, выбрать ли большую камеру класса GH3 или более компактную - советую большую. Выигрыш в габаритах вы уже получили, выбрав эту систему. Объективы теперь будут одинаковыми, и разница в размерах самой «тушки» исчезающе мала на фоне габаритов того же телевика 100-300. Зато полноразмерная тушка дает в разы лучшую эргономику, оперативность и дополнительные возможности.

Если вы пока не готовы к покупке дорогой камеры и думаете, что простенький GF нет смысла брать, - вы ошибаетесь. Потому что основную роль в качестве снимка играет стекло. Первые три иллюстрации в этой статье (с самим GH3) сняты на дешевый Panasonic GF2, просто с хорошим объективом. Возьмите недорогую «тушку», первый приличный объектив типа 14 мм F2,5 или 20 мм F1,7 - и снимайте в свое удовольствие. Придут деньги - появятся новые стекла, а эти останутся и будут актуальны и для флагманской камеры. Будете развиваться вместе с системой.

Примечания:

Все снимки и видеозаписи в статье, за исключением первых 7 иллюстраций (фотографий собственно камеры GH3), сделаны в период с февраля по ноябрь 2013 года камерой Panasonic GH3 со следующими объективами:

  • Lumix G 14 mm F2.5 ASPH
  • Leica DG Summilux 25 mm F1.4 ASPH
  • Leica DG Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH
  • Lumix G Vario 100-300 mm