Противолодочная оборона в современной войне. Противолодочные средства раньше и теперь

Вкратце изложу своё видение ситуации в ПЛО США в 1962 г.

1. Стратегическая ситуация
Главной угрозой для себя США считают советское ядерное оружие. Поскольку советские подводные лодки являются носителями ядерного оружия, главная задача флота – противолодочная оборона. Ассигнования на другие флотские задачи относительно невелики.

2. Ситуация на подводном фронте
Основу подводных сил СССР составляют океанские дизельные подводные лодки, выпущенные в 1950-х гг. Однако уже построены атомные лодки первого поколения.
Собственно, кроме подводных лодок на море нам грозить супостату нечем. Надводный океанский флот мал и уязвим, да и выходы подводных лодок в Атлантику эпизодичны.
Поскольку характеристики и возможности дизельных и атомных лодок чрезвычайно различны, американское ПЛО неформально делится на две части. Одна часть (базовые патрульные самолёты + поисково-ударные группы) охотится на дизельные лодки, другая (система глобального обнаружения SOSUS, противолодочные субмарины и, опять же, базовая патрульная авиация) – на атомные.

3. Дизельные лодки
Дизельная лодка имеет огромное преимущество – она малошумна. Когда она идёт в подводном положении на аккумуляторах, обнаружить её на сколько-нибудь приличном расстоянии абсолютно нечем. На предельно близком расстоянии её может обнаружить эсминец активным сонаром (около 5 км) или патрульный самолёт датчиком магнитных аномалий (менее 1 км).
Слабость дизельной лодки в том, что ей время от времени необходимо всплывать для зарядки аккумуляторов. В этот момент у неё работает дизель и наружу торчит шноркель (воздухозаборник). В этот момент её может обнаружить патрульный самолёт (радаром по шноркелю) или противолодочная субмарина (пассивным сонаром по шумам дизеля и турбулентным шумам шноркеля, рассекающего поверхность воды), Кроме того, патрульный самолёт может сбросить буи и обнаружить лодку, однако локализовать её практически не удаётся, т.к. дальность действия предназначенных для этого широкополосных буёв очень мала.

4. Атомные лодки
Атомная лодка не имеет недостатков дизельной, но и не имеет её преимуществ. Она полностью автономна, не имеет нужды подниматься на поверхность. Однако она чрезвычайно шумна (по крайней мере лодки 1-го поколения). Поскольку, в отличие от дизеля, произвольно заглушить реактор нельзя, на атомной лодке постоянно шумит всякая вращающаяся механика типа насосов системы охлаждения. Кроме того кавитационные шумы винтов (лодки первого поколения имели очень высокую скорость вращения) и турбулентность при высокой скорости.
Дальность обнаружения атомной лодки по шумам чудовищна – система SOSUS обнаруживает их буквально через океан, на расстоянии нескольких тысяч км. Тактические силы обнаруживают атомную лодку аналогичным образом: противолодочные субмарины – пассивными сонарами, патрульные самолёты – буями (в данном случае буи, обеспечивающие локализацию, работают прекрасно, две пары буёв дают координаты лодки).

5. Как охотятся на дизельную лодку
Пока лодка под водой (или под РДП, но в радиусе нескольких десятков миль нет патрульного самолёта), обнаружить её практически невозможно. Первичное обнаружение происходит, когда лодка идёт под шноркелем. Поскольку противолодочные субмарины не торчат в океане через каждые 20 миль, единственное реальное средство – патрульный самолёт. Лодку обычно обнаруживают радаром по шноркелю на расстоянии 10-20 миль. Однако навести эсминцы на лодку – отдельная проблема. Радиус обнаружения активной ГАС эсминца – около 5 км. С первого захода вывести эсминец на такую дистанцию нереально, поскольку лодка засекает облучение радара и заныривает. Противолодочные силы кружат в этом районе ожидая, когда лодка всплывёт ещё раз. Через несколько итераций при достаточном везении эсминцу удаётся обнаружить лодку сонаром. После этого он либо преследует её, пока она не будет вынуждена всплыть, либо пускает противолодочную торпеду.
В охранении авианосной группы эсминцы идут сплошным строем, перекрывая сонарами всё пространство вокруг авианосца. Если лодка хочет атаковать авианосец, она сама входит в зону действия сонара.

6. Как охотятся на атомную лодку

Первичное обнаружение происходит системой SOSUS ещё когда лодка только покидает базу. С этой целью все ключевые точки маршрутов выхода советских лодок из Мурманска и Владивостока в океан должны быть обставлены антеннами системы SOSUS. Однако в 1962 г. антенны есть только на обоих побережьях США, на Барбадосе и Гаваях. Станции SOSUS в стратегически важном районе Гренландия–Исландия–Великобритания, через который советские лодки проходят из Мурманска в Атлантику, начнут строить только в 1965 г. Кроме того, в этих точках могут дежурить противолодочные субмарины, однако в 1962 г. такое широко не практикуется из-за малости их числа. Противолодочные заслоны из лодок и патрульных самолётов выставляются ситуативно (например, во время Карибского кризиса заслон из 10 лодок был поставлен в районе о. Ньюфаундленд).
Система SOSUS определяет район вероятного нахождения лодки и сообщает его тактическим противолодочным силам. Обычно это патрульный самолёт. Противолодочные субмарины из-за проблем со связью и трудностей взаимодействия с другими силами действуют практически автономно.
Патрульный самолёт обставляет указанный район буями. Сначала направленными буями системы Jezebel, которые определяют наличие лодки и ориентировочное направление. А затем буями Codar, пара которых по относительному запаздыванию звука определяют направление на лодку, а две пары совместно – координаты лодки. Есть ещё буи системы Julie, которые работают по принципу активного сонара. Источником звука служит т.н. практический заряд (т.е. маленькая глубинная бомба). Принцип определения координат – как у буёв Codar, по относительному запаздыванию эха. Во время карибского кризиса практические заряды применялись несколько раз, правда по большей части как сигнал подводной лодке всплыть.

Реферат на тему:

Противолодочная оборона

План:

Введение

    1 1900-1914. Предвоенное время 2 1914-1918. Первая мировая война 3 1918-1939. Межвоенный период 4 1939-1945. Вторая мировая война 5 1945-1991. Холодная война 6 1945-1950. Германские лодки типа XXI 7 1950-1960. Первые атомные лодки и ядерное оружие
      7.1 Система SOSUS 7.2 Многоцелевые подводные лодки 7.3 Противолодочные торпеды 7.4 Патрульная авиация и гидроакустические буи
    8 1960-1980

Литература

Введение

Эскортные суда, вооружённые глубинными бомбами, подобными потопившему подлодку U-175 на этом снимке, являлись наиболее распространённым средством противолодочной обороны в первой половине XX века

Противолодочная оборона (ПЛО ) или борьба с подводными лодками - боевые действия и специальные мероприятия, осуществляемые флотом для поиска и уничтожения подводных лодок с целью препятствования их атакам против кораблей, судов и береговых объектов, а также ведению ими разведки и постановки мин. ПЛО осуществляется как кораблями флота и их палубной авиацией, так и береговыми силами, прежде всего морской авиацией берегового базирования. Противолодочная оборона включает в себя действия по защите мест базирования флота и защиту соединений боевых кораблей, конвоев и десантных сил.

1. 1900-1914. Предвоенное время

Подводная лодка, которая в своём современном виде появилась в начале XX в., совершила революцию в морских вооружениях. Борьба с подводными лодками противника стала одной из важнейших задач военных флотов.

Первой лодкой современного типа считается подводная лодка «Холланд», принятая на вооружение ВМФ США в 1900 г. У «Холланда» двигатель внутреннего сгорания впервые сочетался с электродвигателем, который питался от аккумуляторов и предназначался для подводного хода.

В годы перед началом первой мировой войны лодки, подобные «Холланду», были приняты на вооружение всеми ведущими морскими державами. На них возлагались две задачи:

    береговая оборона, минные постановки, срыв блокады побережья превосходящими силами противника;
    взаимодействие с надводными силами флота. Одной из предполагаемых тактик такого взаимодействия было заманивание линейных сил противника на стоящие в засаде лодки.

2. 1914-1918. Первая мировая война

Ни одна из двух задач, поставленных перед подводными лодками (срыв блокады и взаимодействие с надводными силами), в Первую мировую войну не была выполнена. Ближняя блокада уступила место дальней, которая оказалась не менее эффективной; а взаимодействие подводных лодок с надводными силами было трудноосуществимо из-за малой скорости лодок и отсутствия приемлемых средств связи.

Тем не менее, подводные лодки стали серьёзной силой, прекрасно проявив себя качестве коммерческих рейдеров .

Германия вступила в войну, имея всего 24 подводные лодки. В начале 1915 года она объявила британскому коммерческому судоходству войну, которая в феврале 1917 года превратилась в тотальную. В течение года потери союзников в торговых судах составили 5,5 млн т, что значительно превышало введённый в строй тоннаж.

Англичане быстро нашли эффективное средство против подводной угрозы. Они ввели для торговых перевозок эскортируемые конвои. Конвоирование сильно затрудняло поиск судов в океане, так как обнаружить группу судов не легче, чем одиночное судно. Эскортные корабли, не имея сколько-нибудь эффективного оружия против лодок, тем не менее заставляли подводную лодку погрузиться после атаки. Так как подводная скорость и дальность плавания лодки были значительно меньше, чем у торгового судна, оставшиеся на плаву суда уходили от опасности собственным ходом.

Подводные лодки, действовавшие в Первую мировую войну, были фактически надводными кораблями, которые погружались только для того, чтобы скрытно атаковать или уклониться от противолодочных сил. В подводном положении они теряли большую часть своей мобильности и дальности плавания.

В силу указанных технических ограничений подводных лодок, германские подводники выработали специальную тактику нападения на конвои. Атаки проводились чаще всего ночью из надводного положения, в основном огнём артиллерии. Лодки атаковали торговые суда, под водой уходили от кораблей эскорта, затем всплывали и снова преследовали конвой. Эта тактика в годы Второй мировой войны получила своё дальнейшее развитие и стала называться «тактикой волчьих стай».

Эффективность подводной войны Германии против Британии объясняется тремя причинами:

    Германия первой широко внедрила в подводный флот дизель вместо бензинового двигателя. Дизель значительно увеличил дальность плавания лодок и позволил им догонять торговые суда надводным ходом.
    Германия систематически нарушала международные законы, которые запрещали атаковать торговые суда, если они не перевозили военные грузы. До 1917 года эти законы практически всегда выполнялись для судов третьих стран, однако после начала тотальной подводной войны на дно пускалось всё, что оказывалось в поле зрения германских подводников.
    Тактика эскортируемых конвоев снижала эффективность коммерческого судоходства, так как заставляла суда простаивать во время формирования конвоя. Кроме того, конвоирование отвлекало большое количество военных кораблей, необходимых для других целей, поэтому Британия не всегда последовательно следовала этой тактике.

Решающим фактором в провале неограниченной подводной войны стало вступление в войну США.

3. 1918-1939. Межвоенный период

В межвоенный период подводные лодки претерпевали медленное эволюционное развитие, направленные на увеличение дальности плавания, автономности, числа торпед в залпе и боезапаса.

В Германии совершенствовалась тактика «волчьих стай», главным теоретиком которой стал немецкий адмирал Дениц. Эта тактика не требовала радикальных изменений в конструкции подводных лодок и потому легко могла применяться при существующих технических возможностях. Большое влияние на тактику волчьих стай оказало появление коротковолновых приёмопередатчиков, которые оказались эффективным средством связи и управления. Коротковолновое радио при помощи небольших маломощных передатчиков позволяло осуществлять загоризонтную связь и передавать сведения о замеченных конвоях на центральный командный пункт, откуда они передавались другим лодкам, создавая возможности для массированных атак с участием десятков лодок. После атаки лодки уходили от эскорта, днём надводным ходом обгоняли конвой, чтобы занять позицию для атаки следующей ночью. Таким образом, атаки продолжались в течение нескольких суток.

Британский флот сконцентрировал свои межвоенные усилия на решение задачи первой мировой войны - защиты конвоев от одиночных лодок. В результете был разработан первый активный сонар - ASDIC (Allied Submarine Detection Investigation Committee).

Использование гидроакустической техники как противолодочного средства не являлось в те годы новинкой. Во время Первой мировой войны корабли эскорта использовали гидрофоны для обнаружения лодок в подводном положении. Лодки можно было засечь на расстоянии нескольких километров, но для этого необходимо было остановиться и заглушить собственные двигатели. Недостатком пассивного сонара была также невозможность определить расстояние до цели. Активный сонар был лишён этих недостатков и вместе с глубинными бомбами давал (как считалось) прекрасное оружие против подводных лодок.

Создание активного сонара породило в британском флоте уверенность, что он сможет эффективно противостоять германской подводной угрозе. События первых лет войны показали, что в том виде, в котором сонар был создан в межвоенный период, он был практически бесполезен.

4. 1939-1945. Вторая мировая война

Вторая мировая война в Атлантике началась тем же, чем кончилась первая - неограниченной подводной войной со стороны Германии. В начале войны Германия имела 57 лодок, из них только 27 океанских (типов VIII и IX). В полной мере тактика волчьих стай стала приносить плоды, когда в строй начали вступать лодки, заложенные перед войной.

В Британии ощущался недостаток эскортных кораблей, который с 1940 года усугублялся необходимостью держать корабли в Ла-Манше для противодействия вероятному германскому втрожению на Британские острова. Поэтому зона проведения конвоев ограничивалась непосредственной близостью к Британии - меридианом 15? з. д.

Первая серьёзная подводная битва произошла в июне-октябре 1940 года, когда Британия потеряла 1,4 млн тонн торгового водоизмещения. 30 % потерь приходился на суда, шедшие в составе конвоев. Это показало, что активный сонар, предназначенный для обнаружения лодок под водой, практически бесполезен, когда лодка атакует ночью из надводного положения.

В 1940 году Германия получила базы в Норвегии и Франции, которые наряду с быстро возрастающим количеством подводных лодок позволили в полной мере использовать тактику волчьих стай. Несмотря на участие Канады, которая с мая 1941 г. эскортировала трансантлантические конвои, потери англичан превышали вновь вводимый тоннаж.

Только весной 1943 года союзники смогли найти эффективные средства против новой тактики германских подводных лодок. Этим средства включали:

    Патрулирование противолодочных самолётов, оснащённых радарами;
    Электронная разведка и радиоперехват в диапазонах КВ и УКВ;
    Новые средства обнаружения и уничтожения лодок (радары, датчики магнитных аномалий, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиаторпеды Mk 24, корабельные КВ-антенны).

Среди всех этих факторов наиболее существенным оказался противолодочный самолёт, вооружённый радаром.

Слабость подводных лодок того времени состояла в том, что они большую часть времени находились на поверхности и чаще всего атаковали противника из надводного положения. В этом положении лодка легко обнаруживалась радаром.

Дальние бомбардировщики , спешно переоборудованные в противолодочные самолёты и часами патрулировавшие над океаном, могли засечь всплывшую подводную лодку с расстояния 20-30 миль. Большая дальность полёта позволила охватить противолодочным патрулированием большую часть Атлантики. Невозможность для лодки находиться на поверхности вблизи конвоя в корне подрывала тактику волчьих стай. Лодки были вынуждены уходить под воду, теряя мобильность и связь с координирующим центром.

Противолодочное патрулирование осуществляли оснащённые радаром бомбардировщики B-24 «Либерейтор», базировавшиеся на Ньюфаундленде, в Исландии и Сев. Ирландии.

Несмотря на одержанную союзными противолодочными силами победу, она далась большими усилиями. Против 240 германских лодок (максимальное количество, достигнутое в марте 1943 года) было выставлено 875 кораблей эскорта с активными сонарами, 41 эскортный авианосец и 300 базовых патрульных самолётов. Для сравнения, в Первую мировую войну 140 германским лодкам противостояли 200 наводных эскортных кораблей.

5. 1945-1991. Холодная война

По окончании второй мировой войны битва с германскими подводными лодками быстро перешла в подводное противостояние бывших союзников - CCCР и США. В этом противостоянии можно выделить 4 этапа по типам подводных лодок, которые представляли собой наиболее серьёзную угрозу:

    Модификации немецкой дизель-электрической лодки типа XXI;
    Атомные лодки первого поколения;
    Быстроходные глубоководные подводные лодки;
    Малошумящие подводные лодки.

Для СССР и США эти этапы были смещены во времени, так как до самого последнего времени США несколько опережали СССР в совершенствовании своего подводного флота.

Немаловажны были и другие факторы, влиявшие на соотношение сил между подводными лодками и противолодочными силами:

    Ядерное оружие;
    Крылатые и баллистические ракеты подводного базирования;
    Обычные и ядерные противокорабельные ракеты;
    Ядерные баллистические ракеты дальнего радиуса действия.

6. 1945-1950. Германские лодки типа XXI

http://*****/2_-11307.wpic" width="220" height="186 src=">

AGSS-569 «Альбакор», первая подводная лодка с оптимизированным для подводного плавания корпусом

http://*****/2_-9928.wpic" width="220" height="171 src=">

Радар AN/SPS-20, смонтированный под фюзеляжем самолёта TBM-3

disc"> аккумуляторы повышенной ёмкости; форма корпуса, направленная на увеличение подводной скорости; шноркель (устройство РДП), позволявший дизелям работать на перископной глубине.

Лодки типа XXI подрывали все элементы противолодочных средств союзников. Шноркель возвращал лодкам мобильность, давая возможность передвигаться на большие расстояния, используя дизель и при этом оставаться незаметной для радаров. Обтекаемый корпус и большая ёмкость аккумуляторов позволяли полностью погружённой подводной лодке плыть быстрее и дальше, отрываясь от противолодочных сил в случае обнаружения. Применение пакетной радиопередачи сводило на нет возможности электронной разведки.

После Второй мировой войны лодки типа XXI попали в руки СССР, США и Англии. Началось изучение и развитие созданных Германией подводных технологий. Очень скоро и в СССР и в США поняли, что достаточно большое количество лодок, построенный по технологии «типа XXI», сведут на нет построенную в годы Второй мировой войны систему противолодочной обороны.

В качестве ответа на угрозу со стороны лодок типа XXI было предложено две меры:

    Улучшение чувствительности радаров с целью обнаружения поднимающейся над водой верхней части шноркеля;
    Создание чувствительнх акустических массивов, способных на большом расстоянии обнаружить лодку, идущую под РДП;
    Размещение противолодочных средств на подводных лодках.

К 1950 году американский радар воздушного базирования APS-20 достиг дальности 15-20 миль для обнаружения подводной лодки по шноркелю. Однако эта дальность не учитывала возможностей маскировки шноркеля. В частности придание верхней части шноркеля ребристой многогранной формы по типу совремённых технологий «стелс».

Более радикальной мерой для обнаружения подводных лодок было использование средств пассивной акустики. В 1948 году М. Эвинг и Дж. Ламар опубликовали данные о наличии в океане глубоководного звукопроводящего канала (канал SOFAR, SOund Fixing And Ranging), который концентрировал в себе все акустические сигналы и позволял им распространяться практически без затухания на расстояния порядка тысяч миль.

В 1950 году в США была начата разработка системы SOSUS (SOund SUrveillance System), которая представляла собой сеть расположенных на дне гидрофонных массивов, позволявших прослушивать шумы подводных лодок с использованием канала SOFAR.

В это же время. в США по проекту «Кайо» (1949 год) начались разработки противолодочных подводных лодок. К 1952 году было построено три таких лодки - SSK-1, SSK-2 и SSK-3. Их ключевым элементом стал большой низкочастотный гидроакустический массив BQR-4, смонтированнный в носовой части лодок. Во время испытаний удавалось по кавитационным шумам засечь лодку, идущую под РДП, на расстоянии около 30 миль.

7. 1950-1960. Первые атомные лодки и ядерное оружие

В 1949 году СССР провёл первое испытание атомной бомбы. С этого момента оба главных соперника по холодной войне обладали ядерным оружием. В том же 1949 году в США началась программа по разработке подводной лодки с атомной энергетической установкой.

Атомная революция в морском деле - появление атомного оружия и атомных подводных лодок - поставила перед противолодочной обороной новые задачи. Поскольку подводная лодка является прекрасной платформой для размещения ядерного оружия, проблема противолодочной обороны стала частью более общей проблемы - защиты от ядерного удара.


В конце 1940-х - начале 1950-х годов и в СССР, и в США предпринимаются попытки разместить на подводных лодках ядерное оружие. В 1947 году ВМФ США произвёл успешный запуск крылатой ракеты V-1 с дизельной лодки «Каск» типа «Гато». В дальнейшем США разработали ядерную крылатую ракету «Регулус» с дальностью 700 км. СССР в 1950-х годах проводил аналогичные эксперименты. Лодки проекта 613 («Виски») планировалось вооружить крылатыми ракетами, а лодки проекта 611 («Зулу») - баллистическими.

Большая автономность атомных лодок и отсутствие необходимости время от времени всплывать сводили на нет всю систему ПЛО, построенную для противодействия дизельным подводным лодкам. Обладая большой подводной скоростью, атомные лодки могли уйти от торпед, рассчитанных на дизельную лодку, идущую под РДП со скоростью 8 узлов и маневрирующую в двух измерениях. Активные сонары надводных кораблей также не были рассчитаны на такие скорости объекта наблюдения.

Однако у атомных лодок первого поколения был один существенный недостаток - они были слишком шумными. В отличие от дизельных лодок, атомная не могла произвольно заглушить двигатель, поэтому различные механические устройства (насосы охлаждения реактора, редукторы) работали постоянно и постоянно издавали сильный шум в низкочастотном диапазоне.

Концепция борьбы с атомными лодками первого поколения включала:

    Создание глобальной системы наблюдения за подводной обстановкой в низкочастотном диапазоне спектра для определения ориентировочных координат подводной лодки; Создание дальнего противолодочного патрульного самолёта для поиска атомных субмарин в указанном районе; переход от радиолокационных методов поиска подводных лодок к использованию гидроакустических буёв; Создание малошумных противолодочных субмарин.

7.1. Система SOSUS

Система SOSUS (SOund SUrveillance System) создавалась для предупреждения о приближении советских атомных лодок к побережью США. Первый тестовый массив гидрофонов был установлен в 1951 году на Багамских островах. К 1958 году приёмные станции были установлены по всему восточному и западному побережью США и на Гавайских островах. В 1959 году массивы были установлены на о. Ньюфаундленд.

Массивы SOSUS состояли из гидрофонов и подводных кабелей, расположенных внутри глубоководного акустического канала. Кабели выходили на берег к военно-морским станциям, где сигналы принимались и обрабатывались. Для сопоставления информации, полученной со станций и из других источников (например, радиопеленгации), создавались специальные центры.

Акустические массивы представляли собой линейные антенны длиной около 300 м, состоявшие из множества гидрофонов. Такая длина антенн обеспечивала приём сигналов всех частот, характерных для подводных лодок. Принятый сигнал подвергался спектральному анализу для выявления дискретных частот, характерных для различных механических устройств.

В тех районах, где установка стационарных массивов была затруднительна, предполагалось создавать противолодочные заслоны с использованием подводных лодок, оснащённых пассивными гидроакустическими антеннами. Вначале это были лодки типа SSK, затем - первые малошумящие атомные лодки типа «Трешер/Пермит». Заслоны предполагалось установить в местах выхода советских подводных лодок из баз в Мурманске, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском . Эти планы, однако, не были реализованы, так как требовали строительства в мирное время слишком большого количества подводных лодок.

7.2. Многоцелевые подводные лодки

В 1959 году в США появилась подводная лодка нового класса, который сейчас принято называть «многоцелевыми атомными подводными лодками». Характерными чертами нового класса являлись:

    Атомная силовая установка; Специальные меры по уменьшению шумов; Противолодочные возможности, включая большой пассивный гидроакустический массив и противолодочное оружие.

Эта лодка, получившая название «Трешер», стала образцом, по которому строились все последующие лодки ВМФ США. Ключевым элементом многоцелевой подводной лодки является малошумность, которая достигается путём изоляции всех шумящих механизмов от корпуса подводной лодки. Все механизмы подводной лодки устанавливаются на амортизированных платформах, которые уменьшают амплитуду колебаний, передаваемых корпусу и, следовательно, силу звука, проходящего в воду.

«Трешер» был оснащён пассивным акустическим массивом BQR-7, решётка которого располагалась поверх сферической поверхности активного сонара BQS-6, и вместе они представляли собой первую интегрированную гидроакустическую станцию BQQ-1.

7.3. Противолодочные торпеды

Отдельной проблемой стали противолодочные торпеды, способные поражать атомные лодки. Все прежние торпеды были рассчитаны на дизельные лодки, идущие с небольшой скоростью под РДП и маневрирующие в двух измерениях. В общем случае скорость торпеды должна в 1,5 раза превышать скорость цели, иначе лодка при помощи соответствующего манёвра может уклониться от торпеды.

Первая американская самонаводящаяся торпеда подводного базирования Mk 27-4, принятая на вооружение в 1949 году, имела скорость 16 узлов и была эффективна, если скорость цели не превышала 10 узлов. В 1956 г. появилась 26-узловая Mk 37. Однако атомные лодки обладали скоростью 25-30 узлов, и это требовало 45-узловых торпед, которые появились только в 1978 году (Mk 48). Поэтому в 1950-е годы существовало только два способа борьбы с атомными лодками используя торпеды:

    Оснащать противолодочные торпеды атомными боеголовками; Пользуясь скрытностью противолодочных субмарин выбирать такую позицию для атаки, чтобы минимизировать вероятность уклонения цели от торпеды.

7.4. Патрульная авиация и гидроакустические буи

Основным средством пассивной гидроакустики авиационного базирования стали гидроакустические буи. Начало практического использования буёв приходится на первые годы Второй мировой войны. Это были сбрасываемые с надводных кораблей устройства, которые предупреждали конвой о подводных лодках, приближающихся сзади. Буй содержал гидрофон, улавливающий шумы подводной лодки и радиопередатчик, который транслировал сигнал на корабль или самолёт-носитель.

Первые буи могли обнаруживать присутствие подводной цели и классифицировать её, но не могли определить координаты цели.

С появлением глобальной системы SOSUS остро возникла необходимость определения координат атомной лодки, находящейся в указанном районе мирового океана. Оперативно сделать это могла только противолодочная авиация. Так гидроакустические буи заменили радар в качестве основного датчика патрульных самолётов.

Одним из первых гидроакустических буёв был SSQ-23. который представлял собой поплавок в виде вытянутого цилиндра, из которого на кабеле на определённую глубину спускался гидрофон, воспринимающий акустический сигнал.

Существовало несколько типов буёв, отличавшихся алгоритмами обработки акустической информации. Алгоритм Jezebel позволял обнаружить и классифицировать цель путём спектрального анализов шумов, но ничего не говорил о направлении на цель и расстоянии до неё. Алгоритм Codar обрабатывал сигналы от пары буёв и по временным задержкам сигнала вычислял координаты источника. Алгоритм Julie обрабатывал сигналы подобно алгоритму Codar, однако был основан на активной гидролокации, где в качестве источника гидроакустического сигнала использовались взрывы небольших глубинных зарядов.

Обнаружив при помощи буя системы Jezebel присутствие подводной лодки в заданном районе, патрульный самолёт выставлял сеть из нескольких пар буёв системы Julie и взрывал глубинный заряд, эхо которого фиксировалось буями. После локализации лодки акустическими методами, противолодочный самолёт использовал магнитный детектор для уточнения координат, а затем пускал самонаводящуюся торпеду.

Слабым звеном в этой цепочке была локализация. Дальность обнаружения с применением широкополосных алгоритмов Codar и Julie была значительно меньше, чем у узкополосного алгоритма Jezebel. Очень часто буи систем Codar и Julie не могли обнаружить лодку, засечённую буём Jezebel.

8. 1960-1980

Литература

    Военная энциклопедия в 8 томах / . - Москва: Воениздат, 1976. - Т. 1. - 6381 с. Военная энциклопедия в 8 томах / . - Москва: Воениздат, 1976. - Т. 6. - 671 с.
    Owen R. Cote The Third Battle: Innovation in the U. S. Navy"s Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines. - United States Government Printing Office, 2006. - 114 с. - ISBN ,

Противолодочная оборона авианосной группы.

Контр-адмирал А. Пушкин, кандидат военно-морских наук;
И. Насканов

Важную роль в осуществлении экспансионистских планов правящих кругов США и других стран НАТО играют авианосцы - главная ударная сила флота в обычных войнах, высокоподготовленный резерв стратегических сил во всеобщей ядерной войне и важнейший инструмент достижения в мирное время политических целей путем демонстрации военной мощи.
Значение таких кораблей было убедительно продемонстрировано во второй мировой войне, которая подтвердила их широкие возможности в вооруженной борьбе на море и в расширении сферы действий ВМС на приморских направлениях. Вместе с тем она показала, что серьезную угрозу для авианосцев представляют подводные лодки, в результате боевой деятельности которых было потеряно 19 из 42 кораблей этого класса, уничтоженных в 1939-1945 годах (На счету авиации 47.6 проц. потопленных и 92 проц. поврежденных авианосцев, а подводных лодок - 45.2 и 3.5 проц. Соответственно).
Успешное решение задач авианосцами, отмечалось в иностранной печати, было возможно лишь при надежном их прикрытии другими кораблями и родами сил флота. Причем особое внимание уделялось противовоздушной (ПВО) и противолодочной (ПЛО) обороне авианосных соединений.
В современных условиях с учетом опыта второй мировой войны и вследствие повышения боевых возможностей подводных лодок защита авианосцев от подводного противника, по мнению американских военных специалистов, приобрела еще большее значение. При организации ПЛО авианосцев учитываются следующие обстоятельства: высокая скорость хода, практически неограниченная дальность плавания и автономность современных подводных лодок; возможность обнаружения авианосцев как средствами, имеющимися на самих лодках, так и теми, которые устанавливаются на других носителях, в том числе и на ИСЗ; большая дальность действия средств поражения, применяемых лодками (у современных торпед, имеющих системы самонаведения, - 10 миль, у противокорабельных ракет - в несколько раз больше).
Противолодочная оборона осуществляется надводными кораблями, самолетами пазовой патрульной и палубной противолодочной авиации, атомными подводными лодками. Кроме того, в интересах ПЛО предполагается активно использовать существующие и разрабатываемые стационарные и позиционные системы дальнего обнаружения подводных лодок. Так, в США создана система дальнего гидроакустического наблюдения СОСУС, позволяющая обнаружить лодку путем выделения ее шумов на фоне шума океана и других кораблей, находящихся в это время в данном районе. Западные военные специалисты считают, что при обнаружении лодки двумя или тремя приемными устройствами системы предполагаемый район ее местонахождения будет иметь площадь 100 кв. миль.
В дополнение к СОСУС в США разработана, прошла испытания и с 1983 года должна вводиться в строй маневренная система дальнего гидроакустического обнаружения лодок (проект СУРТАСС), которая будет включать 12 специальных судов T-AGOS, оснащенных гидроакустическими комплексами с буксируемыми антенными решетками (строительство их уже ведется). Суда предполагается использовать в тех районах Мирового океана, где стационарные средства обнаружения не установлены или их эффективность недостаточна.
В иностранной прессе отмечается, что возможности ГАС с вмонтированными в корпус надводных кораблей и подводных лодок приемными устройствами достигли своего предела, поэтому в соответствии с программой ТАСС разработаны буксируемые антенные решетки, с помощью которых можно избавиться от помех, создаваемых шумом и вибрацией корабельных агрегатов и корпуса, и значительно увеличить дальность действия гидроакустических комплексов. Сообщается также, что в США завершены исследования по созданию временной позиционной системы гидроакустического наблюдения RDSS, которая будет применяться следующим образом. На предполагаемых маршрутах движения лодок с самолетов "Орион" или "Викинг" будут сбрасываться гидроакустические буи (на глубинах моря до 5 тыс. м с интервалом 45 миль). Барьер из них даст возможность в течение шести месяцев передавать информацию о подводной обстановке на береговые центры. В качестве ретрансляторов намечается использовать самолеты или ИСЗ. При необходимости буи могут быть выбраны надводными кораблями и гидросамолетами или самозатоплены.
Судя по материалам западной печати, противолодочная оборона авианосной группы является зонально-объектовой, то есть сочетает оборону как района, так и объекта (авианосца и других кораблей). При этом под обороной района некоторые натовские специалисты понимают не только ПЛО района боевого маневрирования или маршрута перехода авианосной группы, но и блокаду соответствующих проливов и узкостей с целью недопущения выхода подводных лодок противника в открытый океан.
Боевой порядок и характер использования сил охранения зависит прежде всего от их состава и поставленных задач, ожидаемого противодействия противника, а также особенностей маршрута перехода и района боевых действий. В интересах ПЛО авианосных групп предусматривается применять как гидроакустические средства обнаружения подводных лодок (корабельные, авиационные, стационарные), так и неакустические (магнитные обнаружители, РЛС, системы ИК видения и т. д.), которые регистрируют различные физические поля лодки или ее кильватерный след.
Противолодочная оборона района по маршруту перехода авианосной группы обеспечивается базовыми патрульными самолетами, совершающими полеты впереди по курсу и на флангах, а также смешанными авиационно-корабельными поисково-ударными группами (палубные противолодочные самолеты и вертолеты, атомные подводные лодки и надводные корабли), тесно взаимодействующими со стационарной и позиционной системами гидроакустического наблюдения.
Противолодочная оборона района боевого маневрирования авианосцев ведется как собственными силами и средствами, так и базовой патрульной авиацией. При этом сохраняется принцип построения обороны с концентрацией сил и средств на направлении наибольшей угрозы. Размещение сил охранения, по мнению специалистов НАТО, должно обеспечивать максимально эффективное использование ими оружия и надежную защиту авианосца от ударов подводных лодок противника.
Наиболее трудной задачей в общей системе борьбы с лодками является их обнаружение, классификация и выдача целеуказания на применение противолодочного оружия. Обнаружив цель, самолет атакует ее, одновременно сообщая на авианосец и корабли охранения об установленном контакте. В район последнего обнаружения немедленно направляются другие противолодочные самолеты, вертолеты и надводные корабли. Считается, что атака по данным первоначального обнаружения не всегда может быть успешной, поэтому для уточнения местонахождения лодки применяются радиогидроакустические буи (РГБ) и магнитные обнаружители. Вертолеты занимают позиции по окружности, охватывающей район предполагаемого нахождения лодки, а затем, маневрируя по спирали, сближаются и обследуют его с помощью опускаемых ГАС, для чего периодически снижаются до 4,5-6 м над поверхностью моря.
Преимущества авиационных систем поиска - большой радиус действия, высокая мобильность и скрытность. Авиационные опускаемые и буксируемые гидроакустические станции работают в условиях значительно меньших помех и отличаются большей эффективностью, чем корабельные.

Использование вертолетов значительно расширяет возможности корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) по обнаружению подводных целей и длительному слежению за ними и существенно увеличивает вероятность поражения лодки противолодочным оружием.
Противолодочная оборона авианосца (объекта) организуется в ближней и дальней зонах. Она ведется прежде всего кораблями (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, подводные лодки), палубной противолодочной и базовой патрульной авиацией

Основная задача сил ближнего охранения - не допустить использования лодкой противника оружия (ракет и торпед). Она решается в первую очередь надводными кораблями и палубными вертолетами. При этом корабли используют ГАС в активном режиме. Чтобы создать сплошное кольцо гидроакустического наблюдения, они располагаются друг от друга на расстоянии, равном 1,75 дальности действия ГАС. На переходе морем, когда скорость хода кораблей достаточно высока (свыше 20 уз), усиливается охранение в носовых секторах походного ордера, так как данное направление считается наиболее вероятным для атак подводных лодок. Дальность обнаружения их кораблями ближнего охранения и палубными вертолетами может достигать 40 миль от центра ордера.
Вертолеты, как правило, следуют впереди по курсу кораблей ближнего охранения, периодически зависая над водной поверхностью и прослушивая подводную среду. Организация обследования района вертолетами, а в перспективе кораблями на подводных крыльях (КПК) и воздушной подушке (КВП) приведена на рисунке.
В зоне дальнего противолодочного охранения поиск подводного противника ведется пассивными гидроакустическими средствами стационарных систем, авиации, подводных лодок н надводных кораблей, поскольку дальность обнаружения под водой посылок ГАС значительно превосходит дальность обнаружения ею лодки, и последняя, заблаговременно установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и выйти в атаку на охраняемый объект. Поэтому силы дальнего охранения используют гидроакустические станции и комплексы в активном режиме только после обнаружения лодки пассивными средствами для ее классификации и уточнения местонахождения, чаще всего при выходе в атаку.
С учетом возможного сближения современных подводных лодок с авианосными группами на скоростях, превышающих скорость надводных кораблей, в зависимости от обстановки выделяются соответствующие силы для обеспечения ПЛО группы па кормовых курсовых углах.
В настоящее время, как отмечается в зарубежной прессе, для ПЛО авианосных групп предусматривается широко применять атомные подводные лодки, которые обладают высокой скоростью хода и скрытностью действий, оснащены современными ГАС и могут осуществлять довольно устойчивую связь с надводными кораблями. Следуя в подводном положении на определенном расстоянии от кораблей охранения и поддерживая с одним из них звукоподводную связь, они способны эффективно вести поиск и уничтожать подводного противника. Определение оптимальных условий работы гидроакустических средств, связанных с особенностями распространения звука в морской воде, производится различными измерителями скорости звука, зонографами, лучеграфами и термобатиграфами. Для поражения подводного противника используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды.
Атомные подводные лодки, как считают американские военные специалисты, выдвинутые на позиции в 40-90 милях (75-165 км) по курсу от центра походного ордера, могут обнаруживать подводные лодки противника, идущие со скоростью 33 уз, на расстоянии до 55 миль.

В пределах 100 миль (185 км) от авианосца по курсу авианосной группы поиск подводного противника осуществляет палубная противолодочная авиация (до 1/3 всех имеющихся на авианосцах противолодочных самолетов). При организации патрулирования этими самолетами большое значение имеет четкое планирование полетов по времени и маршрутам, которые не должны быть известны противнику. Эти маршруты назначаются таким образом, чтобы палубные противолодочные самолеты имели возможность несколько раз приближаться к корабельному охранению группы, а интервал между очередным приближением к силам ближнего охранения не превышал 2 ч, а еще лучше 1 ч. Маршрут полета отдельного самолета не должен содержать большого количества галсов.
Палубные противолодочные самолеты "Викинг", время полета которых составляет до 6 ч, при отработке задач поиска подводных лодок в условиях мирного времени находятся в воздухе, как правило, по 3,5 ч. За пределами их зоны поиска впереди по курсу и на флангах авианосной группы патрулируют (при наличии возможности) один-два самолета базовой патрульной авиации.
В западной печати подчеркивалось, что силы охранения современной авианосной группы могут контролировать акваторию радиусом 350 миль и обеспечивать здесь надежную оборону авианосца от ударов разнородных сил противника.
По мнению натовских военных специалистов, включение в будущем в состав авианосных групп авианесущих кораблей - носителей самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, которые будут вести поиск и уничтожение подводных лодок, существенно повысит боевую устойчивость и возможности авианосцев. Расположение таких кораблей впереди и по флангам на соответствующем расстоянии от охраняемого авианосца для более надежного обеспечения ПЛО и других видов обороны даст возможность авианосной группе выполнять поставленную задачу и в случае уничтожения или вывода из строя авианосца. Часть вертолетов и самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой сможет перебазироваться с него на другие авианесущие корабли и действовать оттуда.
Судя по материалам американской прессы, следует ожидать, что правящие круги США будут добиваться выделения средств для строительства таких кораблей и побуждать к этому союзников, чтобы надежно прикрыть свои авианосные группы с наименьшей затратой собственных средств.
Как известно, к 1975 году все противолодочные авианосцы в США были исключены из боевого состава флота и выведены в резерв. Командование ВМС объясняло это тем, что переоборудованные из авианосцев типа "Эссекс", вступивших в строй в 1942-1946 годах, они к началу предшествующего десятилетия имели значительную изношенность корпусов и энергетического оборудования, а их модернизация требовала неоправданно больших расходов. Поскольку роль других средств ПЛО в общей системе борьбы с подводными лодками повысилась, дальнейшая эксплуатация данных кораблей с учетом критерия "стоимость/эффективность" была признана нерентабельной.

Однако, по свидетельству зарубежной печати, взгляды командования ВМС США на перспективы использования палубной авиации в составе противолодочных сил флота не изменились. Более того, как утверждают американские специалисты, в случае потери некоторых береговых баз и при необходимости сосредоточения крупных сил противолодочной авиации на короткое время или проведения непрерывного патрулирования в течение длительного периода в районах, находящихся за пределами радиуса действия базовой патрульной авиации, палубные противолодочные самолеты могут стать наиболее эффективным средством борьбы с лодками. Они обследуют океан вокруг авианосной группы, ведя поиск в выделенных секторах. Организация поиска подводной лодки в зависимости от количества выделенных палубных самолетов показана на рисунке.
Считается, что современные подводные лодки для борьбы с надводными кораблями противника наряду с торпедами будут широко применять противокорабельные ракеты, что создает практически постоянную угрозу с воздуха для авианосных групп. Поэтому в странах Запада активно разрабатываются комбинированные средства борьбы, которые бы одновременно предназначались для поражения как подводных, так и воздушных целей.
При организации ПЛО авианосных групп во второй мировой войне и в первые послевоенные годы, как правило, применялся круговой ордер, направление движения которого в случае необходимости (уклонение от атак противника, обеспечение взлета и посадки самолетов) можно было изменить без перемены мест кораблей в боевом порядке. При этом эскадренные миноносцы, используемые прежде всего как противолодочные корабли, действовали на удалении приблизительно до дистанции залпа торпед подводных лодок, а при угрозе воздушного нападения концентрировались вокруг авианосцев, чтобы встретить самолеты противника плотным огнем зенитной артиллерии.
В настоящее время, чтобы решить одновременно весь комплекс проблем обороны авианосных групп, принимая во внимание возросшие старости и дальности обнаружения, а также учитывая применение современных средств поражения и необходимость сосредоточения сил на направлении наибольшей угрозы, командование ВМС США, отказавшись от геометрически правильных походных ордеров, приняло систему рассредоточенных боевых порядков, в которых сохраняется лишь усредненное взаимное положение кораблей.
Поскольку возможности оружия и техники постоянно возрастают, их эффективная реализация в условиях боевых действий требует надежного и четкого взаимодействия всех связанных с использованием этого оружия и техники звеньев. Судя по материалам иностранной печати, анализ многочисленных конкретных тактических ситуаций периода второй мировой войны и проведенных в послевоенное время учений свидетельствует о том, что возможности современных средств вооруженной борьбы на море, заложенные в них проектировщиками и создателями, при учете всех объективных обстоятельств и различных "человеческих факторов" (физиологических, психологических и т. д.) реализуются, как правило, лишь на 20 проц. В связи с этим требуется четкая организация и надежное взаимодействие сил и средств, привлекаемых к противолодочной обороне авианосных групп. Подчеркивается, что необходима централизация таких функций, "как сбор, обобщение и анализ данных наблюдения, контроль за местонахождением своих сил и поддержание надежной связи с ними.
Интеграция сведений, поступающих от береговых центров ПЛО, центров океанской системы наблюдения и центров обработки разведданных ВМС, осуществляется командными пунктами командующих флотами, которые доводят их и принятые решения до подчиненных соединений и других заинтересованных инстанций.
Непосредственное руководство разнородными силами авианосной группы возлагается на флагманский командный центр, развернутый на авианосце и обеспечивающий с помощью боевых информационно-управляющих систем - корабельной NTDS и авиационной ATDS - управление кораблями различных классов, подводными лодками и авиацией. В него входят командные пункты (ПЛО, ПВО, РЭБ), автоматизированный разведывательный центр и другие подразделения.
Командный пункт противолодочной обороны осуществляет централизованное управление силами и средствами ПЛО, обеспечивает обмен информацией при планировании и выполнении задач борьбы с лодками, производит сбор, обработку и отображение информации о подводной обстановке в указанном районе, оценку этих данных и передачу их экипажам противолодочных самолетов и командирам кораблей охранения, готовит предложения для принятия решения на уничтожение лодок и выделяет необходимые силы.
Наибольшую трудность, по мнению американских специалистов, представляет управление действиями атомной подводной лодки, находящейся в подводном положении, так как в этом случае она может устанавливать связь с надводными кораблями, как правило, только с помощью средств звукоподводной связи. Для передачи на нее необходимой информации с командного пункта ПЛО авианосца приходится использовать в качестве ретрансляторов корабли охранения.
Таким образом, командования ВМС США и других стран - членов агрессивного блока НАТО уделяют самое серьезное внимание противолодочной обороне авианосцев. Они полагают, что эффективная ПЛО в комплексе со всеми другими видами обороны позволит сохранить боевую устойчивость авианосных групп в условиях современной вооруженной борьбы на море.

Зарубежное военное обозрение №2 1983

Минотавр» является продвинутым вспомогательным интерфейсом обмена тактической информацией о подводной и надводной обстановках между несколькими десятками дежурящих над морями и океанами патрульных самолётов P-8A «Poseidon». Новое ПО будет загружено и установлено на каждое автоматизированное рабочее место операторов данных самолётов и позволит выводить полную (стратегическую) картину обстановки на обширном морском/океанском ТВД, собранную и обобщённую со всех радиотехнических средств (включая радиогидроакустические буи и датчики магнитных аномалий) находящихся в воздухе «Посейдонов». Обмен данными будет производиться по защищённому каналу связи «Link-16», но учитывая темпы развития современных средств радиоэлектронной борьбы, могут быть применены и дополнительный «секретные» каналы связи с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты, включая спутниковые. Но и это далеко не весь набор качеств, реализуемых «Минотавром».

Тактика применения звена «Посейдонов» на морском/океанском театре военных действий с учётом внедрения программного пакета «Минотавр»

«Посейдоны» смогут передавать информацию о тактической обстановке на модернизированные противолодочные самолёты P-3C «Orion», многоцелевые противолодочные вертолёты NH-90NFH Объединённых ВМС НАТО и американские MH-60R, беспилотные противолодочные тримараны ACTUV «Sea Hunter», и наконец, на рабочие терминалы корабельных ГАК AN/SQQ-89, установленных на американских «Иджис»-кораблях, что сделает действия флотов США и стран НАТО более слаженными и эффективными. Помимо этого, сегодня лабораториями ВМС США ведутся работы по приведению акустического процессора и средств связи «Ориона» к уровню «железа» «Посейдона»: по уровню чувствительности и фильтрации сигналов, получаемых с РГБ, преобразующие устройства первого в итоге достигнут показателей P-8A.

Легко преодолевать подобные рубежи подводного дозора в Северной Атлантике будет весьма непросто не только многоцелевым атомный подлодкам (ПЛАРК) пр. 949А «Антей», но и более тихоходным торпедным субмаринам «Щука-Б». Единственный тип подлодок, способный противостоять такой мощной систематизации натовской ПЛО — «Ясень», но до 2020 их количество составит всего 6 единиц, чего совершенно недостаточно для уверенного уничтожения всех стратегических объектов в глуби территории США. Вся северная Атлантика будет кишеть беспилотными «Морскими Охотниками», «Арлей Бёрками» и «Тикондерогами», действия которых будут поддерживаться сопряжёнными в одну сеть «Посейдонами», а считываемая с сотен расставленных радиогидроакустических буёв информация создаст практически непреодолеваемый подводный заслон на пути к Штатам.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе создать подобную сеть американцам будет гораздо сложнее, поскольку площадь региона в несколько раз больше, и именно здесь выход на рубежи пуска СКР Х-101 (более 5500 км) представляется более простой задачей, как, собственно, и подо льдами Северного Ледовитого океана, но здесь есть свои особенности, связанные с различной толщиной льдов, которые необходимо проломить подлодке.

Поисковое бортовое радиоэлектронное оборудование самолётов P-8A «Poseidon» не может классифицироваться как узконаправленное противолодочное, а относится к многоцелевым системам, способным вести оптико-радиотехническую разведку на морской поверхности и береговых участках. Способности этих систем приравниваются к воздушным комплексам наземного целеуказания типа E-8C «J-STARS». Так, 7 операторов одного P-8A «Poseidon» имеют в распоряжении многоцелевой бортовой радиолокационный комплекс — AN/APS-137D(V)5 (или AN/APY-10, так его чаще называет компания-разработчик «Рэйтеон»). Параболическая антенная решётка комплекса с дополнительным оборудованием (приводы вращения, система питания и шина связи с БРЭО) весит около 250 кг и размещается под радиопрозрачным носовым обтекателем P-8A. Высокое разрешение в режиме синтезированной апертуры (около 3,5 м) обеспечивается сантиметровым Х-диапазоном работы (от 9,3 до 10,1 ГГц). AN/APY-10 обладает пиковой мощностью в 50 кВт, за счёт чего крупные надводные корабли типа «авианосец» могут быть обнаружены на дальности до 450 км, а «эсминец» — около 329 км.

Радиолокационная станция AN/APS-137D(V)5 особенная тем, что имеет не только стандартный режим синтезированной апертуры (SAR), но и режим так называемого обратного синтезирования (ISAR), который достигается за счёт круговой траектории полёта «Посейдона» вокруг целевого участка. За определённый промежуток времени РЛС делает несколько десятков тысяч «сканов» цели с постоянно изменяющегося ракурса, и в итоге формируется точная трёхмерная радиолокационная «картинка» цели, на которой виден силуэт с её конструктивными особенностями. Зачастую в режиме ISAR достигается не только классификация но и идентификация надводного или наземного объекта (в этот момент разрешение станции приближается к 1 м, а средняя мощность излучения — к 500 Вт). Такая же мощность необходима «рэйтеоновскому» изделию для обнаружения малоразмерных целей типа «перископ». Частота сканирования зависит от режимов работы и колеблется от 6 до 300 «сканов» в минуту. Высокопроизводительные БЦВМ делают возможным сопровождение одновременно 256 морских и наземных целей, что делает AN/APS-137D(V)5 одной из самых совершенных РЛС в своём классе. Также, как и в РЛС бокового обзора AN/APY-3 (E-8C), в AN/APY-10 введён режим картографирования рельефа местности.

Бортовая РЛС AN/APY-10

Из дополнительного оборудования можно отметить установленный в хвостовом коке детектор магнитных аномалий (MAD,- magnetic anomaly detector), оптико-электронную обзорно-прицельную станцию в турельном исполнении MX-20HD, турельный комплекс оптико-электронных помех для ракет с ИКГСН AN/AAQ-24 (в хвостовой части самолёта), буксируемую радиоизлучающую цель-приманку AN/ALE-50, систему предупреждения об облучении (СПО) APR-39B, станцию радиоэлектронного противодействия AN/ALQ-18 и станцию РЭР AN/ALQ-240(V)1. Оптико-электронная станция MX-20HD представляет собой вращающийся модуль с 7 датчиками ТВ/ИК-диапазонов и каналом лазерного дальномера. Телевизионный канал имеет разрешение 1920х1080 и мощный оптический и цифровой зум, благодаря чему «Посейдоны» могут вести оптическую разведку с нескольких десятков километров. Наиболее активно MX-20HD применяется для ведения разведки за китайскими искусственными островами в Южно-Китайском море близ архипелага Спратли, а также за китайским флотом в районе архипелага Дяоюйдао (Сенкаку) в Восточно-Китайском море. С расстояния более 25-35 км камера способна предоставлять операторам P-8A исчерпывающую информацию о действиях вероятного противника на его же инфраструктуре: камера различает любые малоразмерные транспортные средства, строительную технику, военную технику и даже персонал.

P-8A «Poseidon» является достаточно грозной боевой машиной не только благодаря уникальным способностям контроля над огромными пространствами океана и береговых участков континентов, но и за счёт возможности применения современного высокоточного ракетного вооружения класса «воздух-корабль» и «воздух-земля», а также различных торпед и противолодочных ракет: в данный момент на подвесках американских посейдонов можно увидеть ПКР AGM-84D/N «Harpoon», тактические ракеты AGM-84H/K SLAM-ER, торпеды типа Mk.54 и ПЛУР высотного сброса HAAWC, разработанной «Боингом» на базе Mk.54 c аэродинамическим модулем управления

Дальние патрульные самолёты P-8A «Poseidon» могут частично заменять даже такие специализированные машины, как RC-135V/W «Rivet Joint», а ПО «Minotaur» формирует оперативно-стратегическую освещённость о местах развёртывания средств радиотехнической и радиоэлектронной разведки противника, а также ПВО на отрезках протяжённостью в несколько тысяч километров. Логично, что позднее «Минотавр» будет установлен на австралийских и британских «Посейдонах». Это, в первую очередь, отразится на уровне сложности дежурства наших многоцелевых атомных подводных крейсеров и ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в водах Норвежского моря и Северной Атлантики, а также создаст большие проблемы для оперирования китайского атомного подводного флота в ИАТР.

Строительство большего количества ПЛАРК пр. 885 «Ясень» и «Хаски» позволит частично разрешить эту неприятную проблему, но результат мы сможем наблюдать не менее, чем через 15 лет. А пока придётся довольствоваться лишь проводящейся модернизацией дальних противолодочных самолётов Ту-142М3, а также надеяться на их оснащение современным связным оборудованием для создание единой сети с корабельными боевыми информационно-управляющими системами семейств «Требование-М» и «Сигма».