Новый закон о торговле. Новое в законе о торговле

С 15 июля этого года вступили в силу новые поправки в закон о торговле, которые вызвали большой ажиотаж в прессе. Многие эксперты называли чрезмерно жесткими и губительными для отрасли, другие призывали принять закон в наиболее жесткой форме. Отраслевые аграрные и торговые объединения призывали отказаться от госрегулирования и отдать все на откуп рынку. Тем не менее, закон был принят с достоточно серьезными изменениями для рынка.

Milknews ознакомился с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы, которые были разосланы по всем территориальным органами ФАС России для использования в работе антимонопольщиков.

1. Вступление закона в силу

Поправки вступили в силу по истечению 10 дней с момента его официального опубликования. Таким образом с 15 июля действует новая редакция закона о торговле. При этом обращаем внимание, что ваши договоры поставки или иные договоры не признаются недействительными. Их нужно привести в соответствие с новым законом до 1 января 2017 года. Только потом те договоры, условия в которых противоречат закону о торговле, утратят силу.

Уточняется, что “если после заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров”.

2. Действие закона по кругу лиц

Антимонопольные требования, согласно новым нормам, распространяются на всех лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу.

3. Понятие “торговая сеть”

Появилось новое понятие “торговая сеть”. Это совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации”.

До этого понятие “торговой сети” предполагало только совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

4. Услуги по продвижению товаров

К ним относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на их продвижение.

ФАС обращает внимание, что это не исчерпывающий перечень. Услуги могут быть и иные. Этот перечень открытый, к ним могут быть отнесены сходные услуги.

5. Доступ к информации контрагента

По новому закону сеть обязана предоставлять поставщику доступ к информации об условиях отбора контрагентов на своем официальном сайте.
Поставщики по отношению к сети обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента и качестве и безопасности поставляемых продуктов питания и опубликовать эти данные на своем официальном сайте.

ФАС уточняет, что раньше был альтернативный способ - ответ на запрос в 14 дней с момента его получения. Теперь - только публикация на сайте.

6. Совокупный размер вознаграждения

В новой редакции предусмотрено, что вознаграждение сети за приобретение товара и его продвижение не может превышать 5% от цены приобретенных товаров.
При расчете размера вознаграждения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая поставщиком сети в связи с приобретением товаров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается также сумма акциза.

Таким образом, норма содержит две составляющих:

  • вознаграждение за приобретение товара;
  • плата за оказание услуг по продвижению.
Первое - вознаграждение - может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены товара.
Второе - плата за оказание услуг - не может быть включена в договор поставки. Плата за оказание услуг должна оформляться отдельно - договором возмездного оказания услуг, и и их стоимость должна быть зафиксирована точной стоимостью.

Если все услуги сети для всех поставщиков идентичны (имеют одинаковое содержание и объем действий), то стоимость для всех должна быть одинаковой. И если рассчитывать стоимость этих услуг будут выражены в процентах от товарооборота, то сумма для разных поставщиков будет разной, а это противоречит закону, пишет ФАС.

Появились новые запреты:

  • нельзя взимать плату за право поставок продуктов в функционирующие или открываемые магазины;
  • нельзя взимать плату за изменение ассортимента продукции поставщика;
  • нельзя взимать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением после перехода права собственности от поставщика сети, если поставщик сам в этом не виноват;
  • нельзя вообще взимать возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки и продажи.
Если ФАС обнаружит, что кто-то что-то все-таки взимает, то возбудит дело об административных правонарушениях без проведения расследования.

8. Новые методы борьбы с дискриминацией

По новому закону запрещается:

  • создавать дискриминационные условия,
  • создавать препятствия для доступа на рынок;
  • нарушать установленный порядок ценообразования;
  • заключать договор с третьими лицами и передавать им товар на комиссию без передачи права собственности на этот товар, заключать договор поручения, агентский договор или смешанный. Делать это можно только при условии, что это одна группа компаний, и тогда в ФАС надо предоставить доказательства допустимости таких договоров;
  • навязывать поставщику:
- условия о запрете на заключения договоров поставки в другие сети на аналогичных условиях;
- условия об ответственности за неисполнение поставки на более выгодных условиях, чем для другой сети;
- условия о предоставлении поставщиком сведений сети о других договорах с сетями и их условиях;
- условия о снижении поставщиком цены до уровня, который при установлении надбавки не превысит минимальную цену в другой сети;
- условия о возврате нереализованной продукции, если такое не допускается законодательством;
иные условия, не относящиеся к предмету договора.

9. Ответственность за нарушения закона о торговле

Основанием для привлечения к ответственности по статьям 14.40 - 14.42 будут нарушения антимонопольных правил, требований по предоставлению информации и требований к условиям заключения договоров.

Запрет и административная ответственность за нарушение правил предусматривается не только для тех, кто включил запрещенные условия в договор, но и для тех, кто такой договор исполняет.

Постановление по делу об административном нарушении не может быть вынесено ФАС или терограном по истечению 2 месяцев со дня совершения нарушения. Если нарушен закон о торговле и антимонопольное законодательство, то срок увеличивается до 1 года. Если нарушение длится, то антимонопольщики начинают отсчет от даты обнаружения нарушения.

Поводом для возбуждения дела по статье 14.40 является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии.

Сроки давности по статьям 14.41-14.42 - год со дня обнаружения, а при длящемся нарушении - также год с момента обнаружения.

Поводы:

  • обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на нарушение,
  • материалы о нарушении, поступившие из правоохранительных органов, госорганов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений;
  • сообщения и заявления юридических и физических лиц и сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.
Дела возбуждаются немедленно при получении достаточных данных - без проведения расследования.

В Государственной Думе готовятся к рассмотрению во втором чтении поправок в Закон о торговле. Депутаты хотят защитить интересы производителей, производители хотят, чтобы их интересы защитили, но не уверены, что предложенный депутатами вариант является правильным. Ритейлеры наблюдают, как завершается очередной виток государственного регулирования в сфере торговли.

Сергей Илюха,

генеральный директор ООО «Лига Коммерсантов»

В этой статье вы прочитаете:

  • Что ждет предпринимателей после внесения изменений в Закон о торговле-2016
  • Как перестроить работу после изменений в Законе о торговле-2016

По общему мнению, решением проблем при взаимодействии поставщиков и ритейлеров могут стать саморегулирующиеся организации, но пока их статус не понятен, а механизмы работы находятся на стадии разработки. Вывод: очень вероятно, что скоро мы будем жить и работать при новой редакции 381 ФЗ.

Лучшая статья месяца

Заканчивается первое полугодие 2018 года — пора подводить промежуточные итоги. Даже если коммерческие показатели компании выросли по сравнению с прошлым периодом, убедитесь, нет ли скрытых сложностей в работе компании, которые могут принести неприятности.

Чтобы диагностировать проблемы, заполните чек-листы из нашей статьи и узнайте, на какую сторону бизнеса обратить внимание.

Что же изменится в работе ритейла, как эти изменения в Законе о торговле-2016 повлияют на работу с поставщиками, какие риски и возможности принесет новая редакция Закона о торговле? Ответим последовательно на все эти вопросы.

Для наглядности я свел все поправки, которые могут повлиять на экономику сотрудничества поставщика и розничной сети в одну таблицу.

Таблица 1. Изменение экономики сотрудничества розничной сети и производителя

Изменяемый показатель

Вознаграждение за объем выборки

Оплата за оказание услуг по продвижению продукции *

По договоренности согласно промо плана. Логистические услуги отдельно

База для расчета премии

Цена поставляемого товара

Цена поставляемого товара за вычетом НДС и акциза

Срок оплаты за поставленную продукцию

10 рабочих дн.

30 календарных. дн.

45 ккалендарных. дн.

5 или 8 рабочих дн.

20 или 25 календарных дн.

35 или 40 календарных дн.

Начало отсчета отсрочки платежа за поставленный товар

Дата предоставления полного пакета документов

Дата приемки товара

Вводится запрет на оплаты и компенсации за:

Поставки в новые магазины, ротацию,

возвраты

При этом к услугам по продвижению продукции предлагается относить услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем:

  • рекламирования продовольственных товаров;
  • осуществления их специальных выкладок;
  • исследования потребительского спроса;
  • подготовки иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  • либо иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров

А равно путем

    оказания логистических услуг, в том числе по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки указанных товаров (нет единого мнения о целесообразности отнесения логистических услуг к услугам по продвижению).

Иными словами, при цене поставляемого товара 100 рублей расходы производителя составляли:

Рис. 1. Примерная структура расходов поставщика при работе с розничной сетью при существующей редакции Закона о торговле

Из чего же сегодня складываются расходы поставщика:

Премия за объем выборки – до 10 % от стоимости поставленной продукции. В зависимости от договоренностей в качестве базы для расчета премии может быть принята стоимость отгруженной продукции с НДС или без.

Логистический бонус (компенсация логистических расходов сети в случае, если товар поставляется на распределительный центр) – до 5 % от стоимости отгруженной продукции.

Промобюджет – расходы на продвижение продукции (перечень статей выше). В зависимости от структуры промо плана (предусмотрены ли дополнительные выкладки, участие в рекламных буклетах и рекламных акциях), а так же от существующего объема продаж, промо бюджет может быть согласован в виде промо плана с фиксированной стоимостью каждого мероприятия, или же в процентах от планируемого товарооборота. В этом случае бюджет может достигать до 20 %.

Расходы на кредитование сети. Если отсрочка платежа за поставленный товар составляет 45 календарных дней, а стоимость кредита, допустим 12 %, то расходы поставщика на предоставление товарного кредита можно считать равными 1,5 %.

При цене отгрузки в сеть 200 рублей расходы производителя могут составлять 73 рубля. При этом следует учесть, что все контролирующие органы уже много лет борются с навязыванием поставщику услуг, так называемым фальш – маркетингом и прочими поборами со стороны розничных сетей. Так что все поставщики, которые поставляют ликвидные товары и имеют право защищать свои интересы, уже давно не платят «подати».

По замыслу разработчиков законопроекта, все бюджеты должны быть переведены в цену. В этом случае модель сотрудничества приведена на рис 2.

Рис. 2. Примерная структура расходов производителя при работе с розничной сетью при новой редакции Закона о торговле

Все расходы: промобюджет, потери сети от уменьшения премии, потери сети от уменьшения отсрочки, по замыслу разработчиков, необходимо перевести в цену. В этом случае цена отгрузки должна составить 145 рублей и до розничной цены сеть должна делать наценку более 70 %. Кроме того, из за снижения базы для расчета с 200 до 145 рублей, возрастет в процентном выражении логистический бонус (если его все-таки разрешат оплачивать).

Этот вариант очень рискован как для ритейла, так и для производителя.

Ритейлерам опасно делать большую наценку. У любой проверки будет много вопросов, почему наценка 70 %, а не 50 или 30? Кроме того, велика вероятность снижения промо активностей: специфика работы ритейлеров такова, что согласование акций за счет бюджетов, предоставленных поставщиками по отдельному договору, происходит значительно легче, чем согласование проведения акций за счет собственной доходности!

Если же поставщики откажутся предоставлять скидку в цене, модель маржинальности для розничной сети рухнет. Ритейлер вынужден будет или сократить количество промо акций, или поднимать цены – от этого пострадает конечный потребитель и имидж сети. Второй вариант: оптимизировать ассортиментную матрицу, оставляя только самые доходные и высоко оборачиваемые товары – от этого пострадают небольшие производители и опять же потребитель.

Для того, чтобы понять все риски производителя после внесения изменений в Закон о торговле-2016, необходимо вспомнить основы категорийного менеджмента.

При выборе различных товаров покупатель использует разные критерии. Если главное – цена, то категорию называют ценовой. Если основные продажи в категории делают товары нескольких производителей, категорию называют брендовой. Если же в категории нет явных лидеров, а для покупателя важен ассортимент – категорию называют ассортиментной. Если товар не является лидером в своей категории – необходимо проводить промо акции для повышения объемов продаж.

Как известно большинству производителей:

если товар – лидер в ценовой категории: закупки идут по тендерной системе. Главное – цена и соответствие стандартам качества. Премии минимальны, промо в основном ценовые.

если товар – лидер в брендовой категории, то рыночная сила его производителя соизмерима с рыночной силой сети. Реклама – федеральная, промо – федеральные, цены – федеральные, условия тоже федеральные.

если же товар не является лидером в ценовой или брендовой категории или же относится к ассортиментной, то его необходимо активно продвигать. В этом случае производителю необходимы бюджеты. Закон ограничивает совокупные выплаты пятью процентами. Но не это главное. Главное то, что даже скидка в цене будет весомой только в том случае, если она дается на большой объем.

Итак, прогнозируемые последствия внесения изменений в Закон о торговле-2016 для производителей:

– производители, имеющие в сети большой ассортимент как ликвидных, так и ассортиментных товаров, смогут активно развивать свои продажи, перераспределяя бюджеты внутри ассортиментного портфеля.

– фермеры, небольшие производители, новые игроки не смогут проводить акции, так как 5 % от 100 000 рублей – это 5 000 рублей. На это акцию не проведешь! В результате товар будет вымываться с полок. Или есть другой вариант – привлекать сторонние агентства (не аффилированные!!!) и оплачивать их комиссию, раз нельзя напрямую договариваться с сетью.

– продумайте модель работы при приятии новой редакции 381 – ФЗ

– проработайте альтернативные каналы сбыта на случай прекращения отгрузок в сети, потребовавшие дополнительных скидок

– найдите партнеров, которые помогут вам проводить промо по новым продуктам и в новых сетях до того момента, как продажи достигнут такого уровня, при котором предусмотренные законом 5 % дадут возможность эффективного премирования и продвижения

– имейте дополнительную схему поставок на случай, если новая редакция запретит оплату логистического бонуса

По-настоящему партнерские отношения, независимо от изменениий в Законе о торговле-2016, можно построить только с той сетью, которой нужен ваш товар (входит в ТОПы, лучше конкурентов, решает важные для сети задачи), вы поставляете достаточно широкий ассортимент продукции, уровень доходности внутри ассортиментного портфеля позволяет вам не только зарабатывать, но и проводить эффективное промо, а уровень сервиса стремится к 100 %.

Торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров придется пересмотреть условия своих договоров.
Скорректирован Закон о госрегулировании торговой деятельности и КоАП РФ.
Антимонопольные правила, требования и запреты распространены не только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставку продовольствия, но и на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с Законом о защите конкуренции.
В связи с этим уточнено понятие "торговая сеть". Ею признается также совокупность 2 и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц.
Дано определение услугам по продвижению товаров.
Ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Он составляет не более 5% от цены приобретенных товаров (ранее ограничивался только размер вознаграждения – не более 10%). При этом в расчет указанного совокупного размера не включаются НДС и акциз.
Сокращена максимальная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия: с 10 до 8 рабочих дней с даты фактического получения продукции – для товаров со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 25 – от 10 до 30; с 45 до 40 – свыше 30 и для российской алкогольной продукции. При этом поставщик обязан передать торговой сети документы, связанные с поставкой товаров, не позднее 3 рабочих дней с даты фактического получения продовольствия.
Торговым сетям и поставщикам, в частности, запрещено заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договор комиссии, поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров. Исключение - если они заключаются внутри одной группы лиц и (или) между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
С 2 месяцев до 1 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Уточнены составы правонарушений и санкции за их совершение.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования. Условия ранее заключенных договоров поставки и иных соглашений должны быть приведены в соответствие с внесенными поправками до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ФЗ) вступает в силу 15.07.2016, при этом п. 2 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что условия договоров поставки должны быть приведены в соответствие до 01.01.2017.
С какой даты подлежат применению изменения, внесенные Законом N 273-ФЗ в части отсрочки платежа за поставленные продовольственные товары, предусмотренные заключенным организацией договором поставки продовольственных товаров и размера вознаграждения покупателя?
Правильно ли, что работать по новым правилам (отсрочка платежа и размер вознаграждения) необходимо с 15.07.2016, но при этом для переоформления договоров есть время до 01.01.2017?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия о размере вознаграждения покупателя, а также сроков оплаты продавцу поставленных продовольственных товаров, предусмотренные заключенным организацией договором поставки продовольственных товаров, могут применяться до 31 декабря 2016 года включительно. С 1 января 2017 года размер вознаграждения и сроков оплаты должны соответствовать положениям Закона о регулировании торговой деятельности в новой редакции.

Обоснование вывода:
Как Вы правильно отметили, от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и " (далее - Закон N 273-ФЗ) вступил в силу с 15.07.2016. Закона N 273-ФЗ были внесены изменения в и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности) в отношении размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, а также сроков оплаты поставленных указанному лицу продовольственных товаров. В силу Закона N 273-ФЗ условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о регулировании торговой деятельности и заключенных до дня вступления в силу N 273-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с Законом о регулировании торговой деятельности (в редакции N 273-ФЗ) до 1 января 2017 года.
В силу и ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, в соответствии с ГК РФ стороны могут включить в договор купли-продажи любые условия, которые не противоречат обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующим в момент заключения договора ( ГК РФ).
Согласно ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ГК РФ. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров ( ГК РФ).
Как мы указали ранее, согласно Закона N 273-ФЗ соответствующие условия договоров поставки и иных договоров должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Закона о регулировании торговой деятельности до 1 января 2017 года.
Поэтому условия о размере вознаграждения покупателя, а также сроков оплаты продавцу поставленных продовольственных товаров, предусмотренные заключенным организацией договором поставки продовольственных товаров, могут применяться до 31 декабря 2016 года включительно. Начиная с 1 января 2017 года размеры такого вознаграждения и сроков оплаты должны соответствовать положениям Закона о регулировании торговой деятельности в новой редакции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.