Профессиональные навыки и персональные качества при составлении резюме. Профессионально-личностные качества

Профессиональные качества для резюме: самое главное за 1 минуту

Профессиональные качества для резюме

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Иногда встречаются качества, которые можно назвать профессиональными только условно. К примеру, отнеся к ним «развитое чувство юмора», соискатель вряд ли привлечет внимание рекрутера. Разве что человек ищет работу ведущего вечеринок – тогда чувство юмора еще можно назвать профессиональным.

Сильные профессиональные качества для резюме

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение убеждать;
  • повышенная работоспособность;
  • аналитическое мышление.

Все это позволит рекрутеру сориентироваться и понять, как строить с вами общение и какие ваши качества попытаться лучше раскрыть на собеседовании.

К примеру, то же самое отсутствие опыта можно дополнить такими качествами, как ориентация на результат и быстрая обучаемость. Таким образом, работодатель, понимая, что мгновенных результатов от нового сотрудника ждать не приходится, все же получает возможность создать из него именно такого специалиста, который требуется. Если ваш будущий работодатель мыслит перспективно, у вас есть хороший шанс.

Примеры профессиональных качеств в резюме

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Приведем несколько ситуаций, связанных с определенными профессиями, для которых необходимы какие-то конкретные качества.

Пример профессиональных качеств для резюме руководителя

  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение вести переговоры;
  • предприимчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Пример профессиональных качеств для резюме бухгалтера

  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • организованность.

Пример профессиональных качеств для резюме менеджера по продажам

  • способность находить с людьми общий язык;
  • ораторские навыки;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • креативность.

Как видите, разница в профессиональных качествах налицо. Все зависит от того, на какую вакансию вы намереваетесь претендовать. Но не забудьте, что список качеств слишком длинным быть не должен. Если в нем будет порядка 10 пунктов (а то и больше), то велика вероятность, что ваше резюме отложат в сторону: ведь у рекрутера создастся ощущение, что вы просто расхваливаете себя. Проявите умеренность – и рекрутер оценит ваши профессиональные качества в резюме.

Составление резюме воспринимается многими людьми как перечисление всех положительных личных качеств.

Причем они даже не всегда действительно имеются в наличии, а являются абстрактными. Но что действительно важно указывать в резюме для того, чтобы получить хорошее место работы?

Резюме как прайс-лист

Резюме по своей сути является именно прайс-листом, потому что каждая его строчка заявляет о стоимости человека как специалиста и работника.

Чем меньше функций он способен выполнять, тем дешевле будут стоить его услуги и наоборот.

«Цена» человека складывается из тех качеств, которые работодатель хочет видеть в соискателе. То есть, для экономиста и, к примеру, повара необходим разный набор качеств, разный прайс-лист.

Оцени себя трезво

Начиная указывать в резюме все свои хорошие качества, человек должен прежде всего адекватно оценить себя в профессиональном плане. Как правило, все неудачные попытки получить работу или повышение по службе происходят из-за завышенной или наоборот заниженной самооценки, приводящей к неправильно составленному резюме.

Таким образом, необходимо трезво оценить свои способности и понять, какие конкретно знания и умения находятся на высоте. Их и стоит указывать в резюме.

Одновременно стоит рассмотреть резюме других соискателей на должность, понять, в чем перед ними имеется превосходство и также отразить это в своем списке.

На личностные особенности стоит напирать только в том случае, если на требования работодателя не хватает квалификации.

Качества человека для резюме. Список

Примерный список выглядит так, но он, конечно, не является полностью исчерпывающим:


Положительные

Мало просто указать в резюме все свои лучшие качества, их нужно еще и обосновать. Здесь работает правило «золотой середины» — излишне расхваливать и пространно расписывать все свои положительные стороны человеку не стоит.

Резюме не должно превышать 1-1,5 страниц, к тому же у работодателя нет ни времени, ни желания читать чьи-то рассказы о себе.

Можно представить себя на месте руководителя организации, понять, что ему требуется, и слегка приукрасив необходимые на данном месте качестве, описать их в краткой и лаконичной форме.

Выделяем деловые стороны

На то, примут ли человека на работу, влияют все же не столько его личные качества, сколько профессиональные. Поэтому именно на них нужно делать основной упор.

Перечислять все свои навыки не стоит. Многое в этом вопросе зависит от должности, на которую человек претендует. Для менеджера и для бухгалтера будут предпочтительными разные деловые качества.

Поэтому нужно посмотреть текст объявления о вакансии, посмотреть профессиональные требования и указать в своем резюме именно те из них, которые есть в наличии.

Описывать деловые качества тоже стоит кратко, одним предложением, например: «Шесть лет работы заместителем главного бухгалтера».

Важно проследить, чтобы деловые и личные качества не вступали в противоречие между собой.

Отрицательные

Если работодатель не просит указать отдельно плохие качества в резюме, то самостоятельно этого делать не нужно.

Примерами качеств, которые наверняка воспримутся как негативные, являются:


Сильные и слабые стороны в резюме

Указывая положительные и отрицательные качества человека в резюме, нужно быть предельно внимательным. Многое зависит от конкретной должности и корпоративной культуры компании – в одной ситуации какое-то качество будет воспринято как положительное, а в другой, как отрицательное.

Бухгалтеру не нужны лидерские качества или харизма. Из списка, указанного выше достаточно выбрать 5-10 личных качеств, которые являются сильными сторонами личности и соответствуют требованиям работодателя.

Само собой разумеется, что кадровики напрямую заинтересованы в том, чтобы человек, желающий получить должность, самостоятельно оценил себя и свои способности, представив все в бумажном виде.

Поэтому, чтобы облегчить себе работу, они составили список советов, ориентируясь на которые можно понравиться предполагаемому начальству:

  1. Резюме должно быть составлено в сдержанном ключе, юмор здесь неуместен. Если, конечно, речь не идет о креативной и творческой должности;
  2. Шаблонные, скопированные откуда-нибудь резюме не принесут успеха, потому что кадровики прекрасно видят такие уловки;
  3. Больше 5 профессиональных характеристик указывать не стоит, причем стандартный «профессионализм» вписывать в этот список не стоит, а «стрессоустойчивость» высоко ценится всегда;
  4. Указывать необходимо только качества , которые подходят желаемой должности;
  5. Отвечать на собеседовании стоит ровно то, о чем спрашивали, заболтать кадровика все равно не получится, а впечатление будет безвозвратно испорчено.

Держим марку

Указывая сильные стороны и скрывая слабые нужно быть готовым к тому, что на собеседовании кадровик может попросить продемонстрировать какие-то из них на конкретном примере. То есть, если в резюме написана «скромность», внешний вид должен быть соответствующим.

Стрессоустойчивость может быть проверена двухчасовой задержкой приема, во время которой будет вестись наблюдение за поведением соискателя.

Напирая на интеллектуальные способности нужно быть готовым столкнуться с тестами. И т.д. и т.п.

Примеры описания по профессиям

Менеджер по продажам

Обязательные качества: коммуникабельность, активность, ориентация на результат.
Будут хорошо оценены: грамотная речь, стрессоустойчивость, нестандартное мышление, грамотная речь.

Бухгалтер

Обязательные качества: внимательность, ответственность, обучаемость.
Будут хорошо оценены: стрессоустойчивость, неконфликтность, скрупулезность.

Секретарь

Обязательные качества: грамотная речь, стрессоустойчивость, аккуратность, исполнительность.
Будут хорошо оценены: приятный внешний вид, ухоженность, опрятность.

Видео: Как правильно составить резюме

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Разделить, что необходимо отнести к личным, а что к деловым качествам в резюме бывает достаточно сложно. Если вы говорите о чертах характера, которые относятся к работе, то их смело можно отнести к последним. Разобраться, что и как лучше вписать в эту графу помогут примеры деловых качеств для резюме.

Популярные варианты

Чаще всего в требованиях работодателей и резюме соискателей фигурируют такие деловые черты:

  • умение работать самостоятельно;
  • решительность;
  • напористость, нацеленность на результат;
  • коммуникативные навыки;
  • целеустремленность;
  • организаторские способности;
  • быстрая реакция,
  • повышенная работоспособность;
  • умение принимать решения;
  • любовь к планированию;
  • ораторское мастерство;
  • умение формулировать свои мысли;
  • исполнительность, умение выполнять задачи, умение следовать инструкциям;
  • тактичность, вежливость, толерантность.

Не обязательно перечислять все известные вам деловые качества человека. Вписывать в предоставляемое резюме необходимо только то, что максимально подходит именно вам.

Связь с профессиями

Выбирать деловые качества необходимо в зависимости от требований к вакансии, на которую вы претендуете.
Например, отправляя резюме на открытую вакансию руководителя, необходимо тщательно подбирать слова. Вы можете указать такие деловые качества:

  • желание работать, развиваться и учиться, ответственность, коммуникабельность, стрессоустойчивость;
  • гибкость, умение адаптироваться, организаторские навыки, ораторские способности;
  • толерантность, лояльность, этичность, честность, умение работать в любых условиях и в разных коллективах;
  • логическое мышление, умение выделять важное, профессиональное чутье, умение анализировать и видеть перспективу.

Техническим специалистам, аналитикам, экономистам, бухгалтерам, делопроизводителям в резюме лучше сделать акцент на иных качествах:

  • педантичность, внимательность к деталям, целеустремленность, аккуратность;
  • усидчивость, умение удерживать в памяти нужную информацию, аналитический склад ума;
  • дальновидность, умение собирать и анализировать данные, аккуратность, нацеленность на результат;
  • скрупулезность, пунктуальность, умение планировать и организовать рабочий процесс, аналитические способности.

Если должность предполагает активное общение с людьми, то приоритетными будут такие качества:

  • коммуникабельность, умение видеть проблему клиента, сотрудничать, находить индивидуальный подход;
  • коллективизм, любовь к командной работе, общительность, оперативность, умение договариваться;
  • легкая адаптация, способность к труду в стрессовых условиях, грамотная речь, энергичность, организованность;
  • вежливость, толерантность, знания этики делового общения, порядочность, честность, целеустремленность.

Но данный пример не является готовым шаблоном. Лучше сделайте выборку из нескольких вариантов так, чтобы приведенная характеристика отображала ваши качества наилучшим образом.

При приеме на работу руководитель должен правильно оценить положительные и отрицательные качества специалиста. При выборе кандидата на вакантную должность учитываются как профессиональные качества работника, так и его личные особенности. Новому человеку предстоит проявить себя и стать частью коллектива.

Персонал подбирается по уровню профессионализма

Что нужно нанимателю

Качества идеального работника определяются организатором труда. Это владелец предприятия или другой человек, ответственный за подбор персонала. Для него важны как деловые, так и личные качества соискателя. Деловые качества работника - это способность качественно и своевременно выполнять задания, которые перед ним ставит начальство. Это возможно при наличии соответствующего образования и опыта работы в той же сфере. Руководитель должен понимать, будет ли новый работник полезным для предприятия.

Оценить личные качества претендентов на вакантное место - еще одна задача руководителя. Важно, чтобы новичок сумел проявить себя и стал частью дружного коллектива. При сходстве деловых характеристик претендентов сложно сделать выбор. Правильная оценка личных достоинств позволит выбрать лучшего кандидата.

Профессиональные качества

При приеме на работу оцениваются профессиональные качества человека. Руководителю нужно знать, сможет ли работник выполнять его задания. Какие из них наиболее востребованы:

  • образование, специальность;
  • быстрая адаптация к новым условиям работы или быстрая обучаемость;
  • готовность к сверхурочной работе;
  • профессиональная честность;
  • навыки взаимодействия с клиентами;
  • умение работать в команде.

Положительные свойства могут касаться определенного склада ума, внешних данных или физической формы. Вариантов множество. Предпочтения к характеристикам работника у руководителей различаются. Это зависит от особенностей профессии и личных пожеланий руководителя.

Личные характеристики

Личностные характеристики претендента могут восполнить его профессиональные недостатки. Трудовые навыки не помогут решить проблемы или конфликты в коллективе. Поэтому учитываются:

  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • настойчивость;
  • тактичность;
  • стрессоустойчивость.

В работниках также ценятся: энтузиазм, энергичность, целеустремленность, пунктуальность и трудолюбие.

Отсутствие коммуникабельности не играет на руку работнику

Указание отрицательных характеристик в резюме

Иногда претенденты на работу отмечают в резюме свои отрицательные качества. Не всегда это во вред. Может, человек так проявляет свою честность. Нужно это проверить. Чаще всего в резюме встречаются такие негативные качества:

  • отсутствие опыта трудовой деятельности или образования;
  • наличие вредных привычек;
  • прямолинейность;
  • неумение врать;
  • проблемы с чувством юмора.

Отношение сотрудника к работе идеализировано им самим.

Чтобы прояснить ситуацию с недостатками, нужно попросить претендента рассказать о них подробнее. Тогда указанная в резюме «неусидчивость» может оказаться желанием работать в быстром темпе, переключаясь с одних задач на другие.

А «прямолинейность» - умением договариваться с клиентами быстро и уверенно. В результате руководителю станет ясно, какие качества претендента скрываются за пунктом «недостатки».

Поиск хорошего работника начинается с приема и анализа резюме. В нем человек указывает свои сильные стороны. Руководители сталкиваются с такой проблемой, как схожесть данных. Это характерно для резюме, в которых в графу «профессиональные и личные качества» механически вписаны положительные качества: ответственность, внимательность, пунктуальность, работоспособность. Работодателя этим не удивить. Выяснить, что имеется в виду, очень просто: нужно спросить об этом кандидатов. Если человек подробно расскажет о своих достоинствах и приведет примеры, то он соответствует требованиям вакантного места.

Есть совет и для людей, которые ищут работу. Чтобы сделать резюме качественным и нестандартным, замените привычные слова новыми: работоспособность может означать возможность работы с большим количеством информации или готовность работать сверхурочно.

Критерии отбора человеческих ресурсов

Способы оценки работника

Существуют более эффективные способы выбора кандидата, чем стандартное рассмотрение резюме и собеседование. Характеристика деловых качеств работника может быть оценена специалистами. На некоторых предприятиях есть специальные отделы оценки персонала. Их работа основывается на использовании таких методик:

  • тестирование;
  • рекомендательные письма;
  • экзамены;
  • психологические тренинги (ролевые игры и кейсы).

Популярный и эффективный способ оценки личности - ролевая игра. В ней искусственно воссоздается организация работы: инсценировка трудностей, конфликтных ситуаций в коллективе.

В такой игре можно поставить цель. Это поможет оценить положительные и отрицательные стороны конкурентов на вакансию.

Влияние профессии

Трудовая деятельность требует от человека определенных профессиональных навыков. Чтобы упростить процесс поиска нового работника, важно сузить круг претендентов на вакантное место. Для этого в объявлении о приеме на работу нужно указать определенные характеристики:

  1. Для сферы обслуживания: коммуникабельность, умение работать с клиентами, вежливость, обходительность, гибкость мышления и т. д.
  2. Для сферы развлечений и продвижения: работа в команде, коммуникабельность, умение заинтересовывать людей, обаяние и энергичность.
  3. Для офисных вакансий (бухгалтера, системные администраторы и др.): математический склад ума, внимательность, организованность, умение работать с большим объемом информации.

Есть универсальные характеристики. Работодатели всегда ценят внимательность, целеустремленность, стрессоустойчивость. Люди, которые ищут работу, знают об этом и вписывают в резюме эти качества. Устроиться на вакантное место это не поможет. Работодателю нужна информация о конкретных умениях претендента.

Профессионализм и отличные знания в сфере работы предприятия не делают человека лучшим среди кандидатов на место. Есть качества, которые могут оказаться важнее: внимательность, трудолюбие и приятный внешний вид в сфере обслуживания имеют решающее значение.

Для офисных работников эти качества не так важны. Список требований к кандидату на место зависит от особенностей работы. Поэтому важно рассматривать конкурентов всесторонне: их профессиональные навыки, личные качества и образ жизни.