Особенности и регулирование труда медицинских работников. Безопасность медицинского труда

Новая редакция Ст. 350 ТК РФ

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Статье 350 ТК РФ

В настоящее время продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

В соответствии с данным Постановлением медицинским работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности:

36-часовая рабочая неделя установлена для врачей среднего (кроме медицинского регистратора архива, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала медицинских организаций и учреждений (отделений, больниц, центров, палат, кабинетов), работа в которых по условиям труда дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Сюда же включаются врачи - руководители структурных подразделений (кроме врача-статистика) и некоторые иные категории медицинских работников организаций и учреждений здравоохранения.

По условиям работы к медицинским учреждениям, в которых установлена 36-часовая рабочая неделя, относятся: инфекционные больницы, кожно-венерологические диспансеры, лепрозории, лечебно-профилактические учреждения по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, психиатрические (психоневрологические), нейрохирургические, наркологические медицинские организации и учреждения (в том числе детские), осуществляющие работу по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных.

33-часовая рабочая предусмотрена:

для врачей лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), проводящих исключительно амбулаторный прием больных;

для врачей и среднего медицинского персонала, физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов), работающих полный рабочий день на медицинских генераторах ультракоротковолновой частоты (УКВЧ) мощностью свыше 200 Вт, а также врачей-стоматологов, врачей-стоматологов-ортопедов, врачей-стоматологов-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, врачей-стоматологов-терапевтов, зубных врачей, зубных техников (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача - челюстно-лицевого хирурга), стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов).

30-часовая рабочая неделя установлена врачам, в том числе врачам - руководителям учреждения (отделения, кабинета, лаборатории), среднему и младшему медицинскому персоналу туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений.

Помимо этого, 30-часовая рабочая неделя предусмотрена:

Для врачей, в том числе врачей - руководителей отделения, лаборатории, для среднего и младшего медицинского персонала патологоанатомических отделений, лабораторий, прозекторских, моргов, осуществляющих работу, непосредственно связанную с трупами и трупным материалом;

Для врачей и среднего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с рентгенодиагностикой, флюорографией, для санитарок рентгеновских, флюорографических кабинетов и установок, выполняющих не менее половины рабочего дня работу, непосредственно связанную с оказанием помощи врачу при осуществлении им работ по рентгенодиагностике, флюорографии, на рентгенотерапевтической установке с визуальным контролем, и для некоторых иных категорий медицинских работников, определенных в указанном Постановлении организаций и учреждений здравоохранения;

Для врачей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главное бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

Для врачей - судебно-медицинских экспертов бюро судебно-медицинской экспертизы, в том числе врачей - руководителей отдела, отделения, среднего и младшего медицинского персонала, работа которых непосредственно связана с трупами и трупным материалом.

24-часовая рабочая неделя установлена для врачей, среднего и младшего персонала, работа которых непосредственно связана с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Итак, различия в продолжительности рабочего времени медицинских работников обусловлены той категорией работников, к которой они относятся.

Оплата труда работников здравоохранения также имеет свои особенности. В частности, им выплачиваются оклады в соответствии с занимаемой должностью и разрядом, установленным по ЕТС, с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним специальным образованием установлен Приказом Минздрава России от 09.08.2001 N 314 "О порядке получения квалификационных категорий". Квалификационные категории присваиваются аттестационной комиссией, создаваемой в установленном порядке и действительны в течение 5 лет со дня издания приказа об их присвоении.

Разряды оплаты труда и тарифных коэффициентов медицинских работников при определении ставок (окладов) на основе ЕТС определяются по категориям работников:

Младший обслуживающий персонал (от 2-го до 4-го разряда);

Средний медицинский персонал (от 4-го до 12-го разряда);

Врачебный персонал (от 9-го до 16-го разряда).

Руководителям учреждений здравоохранения устанавливаются разряды от 7-го до 18-го с учетом показателей отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате их труда, изложенных в приложении к Приказу Минздрава России от 15.10.1999 N 377.

Ряд медицинских работников пользуются правом на дополнительные отпуска. Это связано с работой с вредными условиями труда. В частности, Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам учреждений здравоохранения, выполняющим работу, связанную с соответствующим риском, установлена продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска 36 рабочих дней с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда. Эти отпуска предоставляются работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 08.08.1996 N 50.

Порядок работы медицинских работников по совместительству установлен Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с ним, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству медицинских и фармацевтических работников в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, и устанавливается по соглашению между работником и работодателем по каждому трудовому договору.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" установлена продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, - не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Другой комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Данная статья предоставляет возможность конкретизации ряда особенностей регулирования труда и отдыха медицинских работников Правительству РФ.

Такими особенностями являются:

1) сокращенная продолжительность рабочего времени, определяемая Правительством РФ (не более 39 часов в неделю), которая должна зависеть от должности и (или) специальности;

2) увеличенная норма продолжительности работы по совместительству, введение которой возможно по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей, для медицинских работников, которые проживают и работают в сельской местности и в поселках городского типа;

3) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельным категориям медицинских работников с продолжительностью, устанавливаемой Правительством РФ.

Наряду со ст. 350 ТК РФ особенности труда и отдыха медицинских работников предусматриваются ч. 3 ст. 92 ТК РФ (в части установления сокращенной продолжительности рабочего времени), ч. 2 ст. 142 ТК РФ (применительно к запрету приостановления работы на станциях скорой и неотложной помощи), ч. 6 ст. 282 ТК РФ (относительно порядка установления особенностей регулирования работы по совместительству), подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ (в части запрета и объявления незаконными забастовок на станциях скорой и неотложной помощи).

2. Особый характер и условия труда данных работников обусловлены самой природой медицинской деятельности, осуществляемой работодателем (физическим лицом или юридическим лицом (организацией), вступившим в трудовые отношения с работником, либо иным субъектом, наделенным в случаях, предусмотренных федеральными законами, правом заключать трудовые договоры).

Ввиду рискового и творческого характера медицинской деятельности труду медицинских работников присуща значительная самостоятельность. Именно это обстоятельство является причиной того, что во многих случаях, связанных с исполнением этими работниками своих обязанностей перед пациентом, значение властных указаний его работодателя не является определяющим. Медицинский работник самостоятельно в соответствии со стандартами медицинской помощи оказывает такую помощь пациенту.

Это правило не закреплено в ТК РФ. Однако оно непосредственно вытекает из природы медицинской деятельности.

Определенным отражением этой самостоятельности являются следующие правила, закрепленные в ст. 58 Закона Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Российская газета. 1993. 18 авг. N 158; далее - Основы об охране здоровья):

1) лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования;

Именно бремя ответственности, вытекающей из самостоятельности в принятии жизненно важных для пациента решений, является причиной для установления сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления в определенных случаях ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Другим обстоятельством, влияющим на регулирование труда медицинских работников, является публичная (конституционная) значимость их труда, проявляющаяся в том, что с их помощью обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).

Этим обстоятельством, а также нехваткой медицинских работников в организациях, оказывающих медицинскую помощь в сельской местности и в поселках городского типа, обусловлена возможность увеличения продолжительности работы по совместительству.

3. Комментируемая статья не устанавливает условий отнесения лиц к категории "медицинский работник". Между тем эти условия можно найти в ст. 54 специального закона - Основ об охране здоровья.

По общему правилу, для признания медицинским работником необходимо, чтобы соответствующее лицо имело специальное высшее образование и обладало специальными документами (дипломом и (или) званиями, а также сертификатом специалиста и лицензией на осуществление медицинской деятельности). Вместе с тем для лица, работающего в медицинской организации, такой лицензии не требуется, поскольку ею должна обладать организация как его работодатель.

Данные условия распространяются не только на то лицо, которое работает по трудовому договору в медицинской организации. Им должен соответствовать и индивидуальный предприниматель, который самостоятельно осуществляет медицинскую деятельность (т.е. самостоятельно обеспечивает себя работой и является работником только в широком смысле). Объединение под одним наименованием "медицинский работник" широкого круга лиц с принципиально различными правовыми статусами представляется не слишком удачным, поскольку требует специального толкования при применении соответствующей нормы Основ об охране здоровья.

Что касается сертификата специалиста, то единственным предусмотренным законодательством органом, имеющим полномочие по выдаче сертификата, является профессиональная медицинская ассоциация субъекта РФ (ст. 62 Основ об охране здоровья). Однако конкретная нормативно-правовая регламентация порядка и условий выдачи данного сертификата специалиста пока отсутствует. Ввиду этого на практике предъявления данного сертификата для допуска работника к исполнению обязанностей по медицинской профессии сейчас не требуют.

Номенклатура должностей медицинских работников, работающих в бюджетной сфере, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утвержденным им приложением (СЗ РФ. 1995. N 10).

Эта номенклатура, а также Номенклатура специальностей медицинских работников конкретизированы Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 (БНА. 1999. N 46), Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" с утвержденными им приложениями (Здравоохранение. 1997. N 11) и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (БМТ РФ. 1997. N 9).

4. В соответствии со ст. 54 Основ об охране здоровья в исключительных случаях к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием могут быть допущены лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования. Порядок такого допуска должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (в настоящее время такой порядок отсутствует).

Врачи, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Соответствие специальностей среднего медицинского персонала должностям специалистов устанавливается на основании Перечня соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 18 (Здравоохранение. 1999. N 4).

5. Особый порядок допуска к медицинской деятельности предусмотрен для лиц, получивших медицинскую подготовку в иностранных государствах. Они допускаются к медицинской деятельности в Российской Федерации только после сдачи экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Упомянутый порядок установлен Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 119 (СЗ РФ. 1995. N 7). Данные требования не распространяется на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР.

6. Несмотря на широту легального определения понятия "медицинский работник", закрепленного в ст. 54 Основ об охране здоровья, под это определение формально не подпадают те работники здравоохранения, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности в составе единого коллектива с лицами, обладающими средним или высшим профессиональным медицинским образованием и без которых в ряде случаев невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь. К таким работникам, в частности, относятся представители младшего медицинского персонала (сестры-хозяйки, санитарки), медицинские психологи, водители санитарного автотранспорта, высококвалифицированные рабочие, занятые на важных и ответственных работах (например, осуществляющие обслуживание такой медицинской техники, как искусственные сердце и легкие), и пр.

Тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь, наделяет во многих случаях этот труд такими же фактическими особенностями, которые характерны для труда последних. Отсюда следует, что в силу конституционного принципа равенства, гарантируемого государством независимо в том числе от должностного положения и иных обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), регулирование трудовых отношений с участием работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи, должно обладать теми же особенностями, характерными для регулирования труда работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь.

Следствием данного обстоятельства является регулирование одним и тем же нормативным правовым актом отношений, связанных с особенностями труда обеих категорий работников здравоохранения, и использование в данных актах термина "медицинский работник", подразумевающего обе категории указанных лиц (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения" (ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1133)).

7. В зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности медицинские работники подразделяются на четыре категории с продолжительностью рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (СЗ РФ. 2003. N 8)). Отношения, связанные с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников, регулируются, кроме того, Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 11 декабря 1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. 1940. N 32. Ст. 806).

Для стимулирования труда медицинских работников были установлены специальные размеры надбавок и доплат уже упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения", который был конкретизирован Постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 8 июня 1992 г. N 17 "О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения" (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8). В этих актах понятие "медицинский работник" фактически отождествляется с понятием "работник здравоохранения", в качестве которого рассматривается не только средний, но и младший медицинский персонал, а также работники скорой и неотложной медицинской помощи, в том числе водители санитарного автотранспорта.

Особо следует отметить, что продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, может составлять не более 8 часов в день и 39 часов в неделю (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" (СЗ РФ. 2002. N 46)).

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях" (СЗ РФ. 1999. N 2)).

В систематизированной форме многие правила, конкретизирующие особенности труда медицинских работников, предусмотренные нормативными правовыми актами более высокого уровня, содержатся в уже упоминавшемся ранее Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377.

Для совершенствования организации труда на любом предприятии целесообразно проводить внедрение принципов научной организации труда.

Научная организация труда в учреждениях здравоохранения заключается в следующем :

1. Регламентация трудовых функций на основе должностных инструкций. Работа в этом направлении предполагает периодический пересмотр сложившихся организационных схем работы среднего медперсонала, замену их более совершенными и рациональными формами распределения трудовых функций. В частности, в крупных больничных отделениях мощностью не менее 60 коек наряду с двумя круглосуточными сестринскими постами целесообразно создавать дневной пост манипуляционных (инъекционных) сестер, которые должны производить все плановые внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции. В результате у палатных медсестер высвобождается время для участия во врачебных обходах, более успешного выполнения назначений врача и работы по уходу за больными. В амбулаторно-поликлинических учреждениях благодаря перераспределению времени участковых медсестер на прием пациентов в поликлинике и на выполнение врачебных назначений на дому создаются бригады средних медработников для обслуживания одиноких и престарелых больных на дому. Помимо проведения инъекций, простейших исследований (измерение температуры, пульса и др.), выполнения процедур (банки, клизмы), сестринские бригады могут выполнять такую работу, как взятие материалов для лабораторных анализов, снятие ЭКГ, проведение различных физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной физкультуры.

2. Централизация лечебно-диагностических и вспомогательно-хозяйственных служб и перестройка работы этих служб «на отделения». Данная организационная форма позволяет сократить затраты времени медсестер на выполнение несвойственных им функций - снабжение отделений стерильными материалами и инструментами, пищей, бельем, медикаментами, а также на доставку в отделения результатов лабораторных и инструментальных обследований больных. Эта организационная форма существенно облегчает труд среднего и младшего медперсонала.

3. Совершенствование форм медицинской документации и методов ее ведения. Применительно к организации труда палатных медсестер, например, особую важность приобретает унификация документов, предназначенных для записей о назначенных врачом лечебных и диагностических мероприятиях и их выполнении. В работе медсестер амбулаторно-поликлинических учреждений находят широкое применение типовые бланки направлений на лабораторно-инструментальные исследования, а также унифицированные рецептурные прописи.

4. Использование систем организационной внутриучрежденческой связи. Работу палатных медсестер в значительной мере облегчает применение поисково-вызывной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова медперсонала к больному. При этом наряду со световой вызывной сигнализацией широко используется двусторонняя переговорная связь. Последняя имеет ряд преимуществ и позволяет медсестре в случае экстренного вызова к больному уточнить причину вызова. Кроме того, сокращается время, необходимое медсестре для приглашения больных на процедуры и в столовую, направления их на лабораторно-инструментальные исследования и др.

5. Рациональная организация рабочих мест (оснащение и планировка, создание гигиенического комфорта и эстетизация рабочей среды). Применение организационной оснастки - средств для удобного размещения на рабочих местах различной медицинской документации (бланкотек, рецептотек, лотков для бумаг, картотечных ящиков, ложементов для канцелярских принадлежностей), приспособлений для размещения аппаратуры, лабораторной посуды, медикаментов, реактивов (подставок, штативов, фиксационных устройств, стеллажей, настенных кассет) - значительно облегчает работу среднего медперсонала.

6. Совершенствование социально-психологических отношений в учреждениях здравоохранения. Это важный элемент НОТ применительно как к труду врачей, так и к труду средних медработников. Важную роль при этом играют такие организационные мероприятия, как материальное и моральное стимулирование труда, планирование социального развития коллектива, совершенствование стиля и методов руководства, использование воспитательной силы традиций.

Совершенствование организации труда в учреждениях здравоохранения предполагает последовательное проведение системы организационных мероприятий, среди которых важное место занимает так же перспективное и текущее планирование работы. Главным требованием, предъявляемым к текущему ежегодному планированию работы в медицинском учреждении, является максимальная конкретность и обоснованность каждого этапа работы .

Внедрение рекомендаций по усовершенствованию организации труда в практику лечебно - профилактических учреждений, как правило, связано с необходимостью использования технических средств - оргтехники, аппаратуры внутриучрежденческой связи и др. При этом возникает необходимость разработки организационно-технических проектов, нередко приходится реконструировать серийно выпускаемые устройства применительно к специфическим условиям медучреждений, а иногда и создавать образцы нестандартной оргтехники.

Целесообразно выделять следующие основные этапы:

1. консультации и организационно-методические мероприятия;

2. организационно-техническое проектирование;

3. оформление заявок на оборудование; техническое внедрение оборудования (установка, монтаж, наладка);

4. организационное внедрение.

Большое значение для совершенствования организации труда персонала имеет нематериальное стимулирование. В настоящее время различные виды нематериального стимулирования существуют разрозненно, нельзя сказать о действии единой системы нематериального стимулирования, поэтому основным направлением совершенствования нематериального стимулирования на исследуемом предприятии должно стать создание единой системы нематериального стимулирования.

Основными этапами создания такой системы должны стать:

· управленческая подготовка и переподготовка руководства организации;

· создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения и т.п.;

· создание подсистемы морального стимулирования.

· Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

· поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

· развитие системы управления конфликтами;

· формирование и развитие организационной культуры.

Основной проблемой ЦРБ является недоукомплектованность кадрами. Это приводит к тому, что оказание медицинских услуг происходит не в полном объеме. Сохраняется проблема обеспечения квалифицированными кадрами объектов в отдаленных и сельских регионах. Во многом это связано с тем, что существующий дефицит медицинских работников не восполняется выпускниками - специалистами медицинских организаций образования. Государство предоставляет различные льготы для решения этой проблемы, но данные меры не приносят какого-либо значительного результата

Стоит заметить, что в ЦРБ выявлена текучесть кадров, молодые специалисты задерживаются в среднем на 2 года, постоянные кадры формируют, в основном, специалисты, работающие в больнице давно. Для решения данной проблемы принимаются различные меры: предоставляется служебное жилье, выплачиваются надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Но данные меры опять же дают только временный результат. Как разновидность данной проблемы выделяется нехватка узких специалистов для работы на медицинском оборудовании. Для решения этой проблемы необходимые специалисты привлекаются со стороны (г. Уральск) и работают по субботам. Это приводит к невозможности каждодневного проведения некоторых видов обследования. Близость же областного центра с более квалифицированными специалистами ведет к тому, что многим жителям района легче отправиться в г. Уральск для прохождения обследования и получения необходимого лечения. Таким образом, лечебными заведениями Уральска создается конкуренция ЦРБ в предоставлении медицинских услуг. Соответственно количество реально обслуженного населения меньше, чем запланированное, а значит, не недовыполняется государственный заказ.

Для решения всех выше перечисленных проблем я предлагаю, кроме уже существующих видов льгот и методов стимулирования, для привлечения и закрепления, а так же для повышения квалификации медработников предлагать сотрудникам привлекательный план профессионального развития. Кроме того, определена необходимость развития учебно-методической деятельности для медицинского персонала, в части усиления курсов по повышению квалификации практическими занятиями в виде непосредственной работы с современным оборудованием и при использовании современных технологий оказания медицинской помощи.

Стоит помнить, что наиболее важными факторами для работников являются:

· хорошие отношения с коллегами;

· ощущение приносимой пользы;

· хорошая заработная плата;

· стабильность занятости;

· возможности профессионального развития и карьерного роста.

А значит, для решения проблемы дефицита и повышения квалификации кадров следует наибольшее внимание уделять именно этим факторам.

Следует так же не забывать об обеспечении техники безопасности и охране труда работников здравоохранения. Политика в области техники безопасности должна охватывать пять основных сфер ответственности для работников здравоохранения. К ним относятся следующие:

1. Обеспечение безопасного состояния имеющегося и нового оборудования и производственных систем и поддержание его постоянно. Это включает в себя обеспечение персонала защитной одеждой, обучение использованию оборудования, планы эвакуации и т.д.

2. Обеспечение охраны труда при использовании, обработке, хранении и транспортировке фармацевтических веществ. Это предусматривает адекватную систему их учета, особенно опасных веществ, а также их правильную маркировку.

3. Предоставление информации, обучения, инструктирования и контроля. Эта сфера имеет особое значение. Каждый должен знать о возможных опасностях в той или иной ситуации, а не только люди, непосредственно работающие на данном оборудовании.

4. Обеспечение безопасности рабочего места, а также входов и выходов. Специально предъявляемые требования должны соответствовать требованиям пожарной безопасности: пожарные выходы должны быть легко доступны и четко отмечены. В любом случае это является одним из условий для получения сертификата по соблюдению мер пожарной безопасности.

Вышеперечисленные пять областей относятся к безопасности сотрудников медицинских учреждений, но руководитель несет также ответственность и перед людьми, которые не трудятся у него: посетителями.

Следует отметить, что на предприятии существует проблема с компьютерным оборудованием. Персональные компьютеры имеются в распоряжении как у неосновного персонала ЦРБ (не медицинский персонал), так и у врачей. Используемые ПК довольно-таки старые, часто возникают проблемы с работой основных программ и офисных приложений, иногда оборудование выходит из строя и возвращение его в рабочее состояние занимает несколько дней, что приводит к задержкам в работе. Здесь можно порекомендовать руководству выделить деньги на более совершенное программное обеспечение и качественные антивирусные программы, а так же периодически обновлять устаревшую технику.

В век компьютеризации, можно так же предложить развить и эту сферу организации труда. Можно посоветовать более полную компьютеризацию больницы, возможно, создание общей локальной сети с сайтом организации, где сотрудник, используя личный пароль, сможет просмотреть свои личные данные - сведения о начислении заработной платы по месяцам, о премировании, надбавках, отпускных и т.п., свою должностную инструкцию, план профессионального развития, оценку работы и т.п. Руководитель сможет просмотреть данные своих подчиненных. Так же с помощью данного сайта можно будет проводить информирование работников о правилах техники безопасности, о должностных обязанностях, правах. На сайте можно будет создать постоянно обновляемую централизованную базу используемых в учреждении нормативных материалов.

Хотелось бы так же затронуть проблему качественного медицинского образования, так как она очень тесно связана с организацией труда в любом учреждении здравоохранения. В настоящее время существует проблема качества подготовки и переподготовки медицинских кадров и недостаточного уровня научных исследований в республике. Одной из причин этого является несовершенная нормативная правовая база, регламентирующая условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, при разработке которой не учитывалась медицинская специфика, в результате чего к подготовке будущих врачей применяется система общих подходов.

На качество подготовки медицинских кадров и уровень научных исследований влияет также материально-техническая база медицинских организаций образования и науки, которая практически не обновляется, что делает эту сферу неконкурентоспособной на международном рынке.

Медицинские вузы и организации науки не имеют достаточно оснащенных учебных и клинических баз, не располагают необходимым современным оборудованием для выполнения научных исследований. Одной из причин этого является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение студентов по государственному образовательному заказу в медицинских вузах, которое не позволяет использовать в полной мере современные технологии, закупать необходимое оборудование и наглядные пособия. Руководители медицинских организаций образования вынуждены решать проблему нехватки финансовых средств за счет приема на договорную форму обучения студентов зачастую с низким уровнем знаний. Так же вызывает обеспокоенность ежегодный рост приема студентов на платной основе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет" (ФГБОУ ВПО "СПБГТЭУ")

Факультет торговли и экспертизы потребительских товаров

Кафедра права и истории

Реферат

по дисциплине: "Правовое регулирование профессиональной деятельности"

на тему: "Особенности и регулирование труда медицинских работников"

Работу выполнил: студент группы 35333, 3 курса

Бараненко Андрей Игоревич

Научный руководитель: Макаревич Марина Леонидовна

Санкт-Петербург - 2015

Глава 1. Основные понятия

Глава 2. Особенности регулирования труда медработников

2.1 Специфика трудовой деятельности медработников

2.2 Необходимые условия для приема на работу медработника

2.3 Нормативные документы кандидата на должность медработника

2.4 Увольнение медработников

2.4.1 Общие основания увольнения

2.4.2 Иные основания увольнения

Глава 3. Продолжительность рабочего времени

Список источников

Глава 1 . Основные понятия

Правовое регулирование труда работников здравоохранения осуществляется на основе единства и дифференциации. Некоторые нормы действуют в отношении всех медработников, особые правила регулирования труда устанавливаются в зависимости от вида оказываемой работниками медицинской помощи, условий их работы и иных обстоятельств. При этом учитываются степень риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медработников при оказании тех или иных видов медицинской помощи, и место их деятельности.

Под медицинской деятельностью понимается выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи, в том числе включая проведение: медицинских экспертиз; лабораторной диагностики; работ по клинической фармакологии; работ по забору, хранению органов и тканей человека для трансплантации; и т. д.

Глава 2 . Особенности регулирования труда медработников

Регулирование трудовой деятельности медицинских работников определяется, в частности, системой здравоохранения, в рамках которой медицинский работник осуществляет свои трудовые функции. Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

2.1 Специфика трудовой деятельности медработников

Специфика трудовой деятельности медработников состоит в том, что объектом их труда являются жизнь и здоровье человека. Это возлагает на работников огромную ответственность за результаты труда, требует больших психологических затрат; и, как следствие, труд медицинских работников связан с нервным переутомлением.

К специфике трудовой деятельности медработников можно отнести также условия труда. По роду своей деятельности медицинский персонал может находиться в условиях, вредных для здоровья (например, непосредственный контакт с источниками инфекций, ионизирующих излучений, работа на рентгеновских аппаратах). В некоторых ситуациях медработникам приходится выполнять работы, опасные для жизни.

2.2 Необходимые условия для приема на работу медработника

Для заключения трудового договора о работе в качестве медицинского работника кандидату необходимо обладать специальной трудовой правоспособностью.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. медработник прием увольнение трудовая

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В период обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения также под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского образования, могут быть допущены к занятию медицинской деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Врачи, не работавшие по своей специальности более пяти лет, допускаются к практической медицинской деятельности только после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Работники со средним медицинским образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций.

Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, подлежат уголовной ответственности.

2.3 Нормативные документы кандидата на должность медработника

Таким образом, с учетом требований закона относительно прав на занятие медицинской деятельностью и в соответствии со ст. 65 ТК РФ при приеме на должность медицинского работника работодателю необходимо запросить у него документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний. Следует обратить внимание на то, что при определении рода деятельности медицинского работника в трудовом договоре недостаточно указать только его должность (ординатор, заведующий отделением и др.). Конкретизируя трудовую функцию медработника, необходимо указать его специальность (например, терапевт, окулист).

2.4 Увольнение медработников

2.4.1 Общие основания увольнения

Увольнение медицинского работника может быть произведено по общим основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ:

1. Соглашение сторон;

2. Истечение срока трудового договора;

3. Расторжение трудового договора по инициативе работника;

4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

5. Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6. Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;

7. Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

8. Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

9. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;

10. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

11. Нарушение установленных законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

2.4.2 Иные основания увольнения

1. Увольнение в связи с приемом на другую постоянную работу . Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, установленным законом. Так, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной (ст. 288 ТК РФ). Для руководителей ЛПУ так же имеется ряд дополнительных оснований для увольнения (ст. 278 ТК РФ).

2. Увольнение в связи с разглашением охраняемой законом тайны . Увольнение в соответствии с пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ связано с нарушением требований закона о неразглашении врачебной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника. Как известно, у врачей и других медицинских работников по закону существует ответственность перед пациентом обеспечивать неразглашение его врачебной тайны, за исключением определённых случаев. Таким образом, вина врача в нарушении данного положения может повлечь увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности за грубое нарушение медицинским работником трудовых обязанностей.

3. Увольнение по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров . Если в результате предварительного медицинского осмотра до заключения трудового договора у медицинского работника выявлены противопоказания к работе, для выполнения которой он был принят, работодатель может в дальнейшем расторгнуть трудовой договор на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ - нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

4. Увольнение вследствие недостаточной квалификации . Повышенные требования, предъявляемые к медицинским работникам, т.е. необходимость иметь специальное образование, обусловливает наличие некоторой специфики в вопросах, связанных с увольнением. Действующим трудовым законодательством не допускается, как правило, увольнение работников в связи с отсутствием у него специального образования при условии, что он справляется с возложенными на него обязанностями. Иначе решается вопрос в отношении медицинских работников. Для занятия врачебных должностей наличие специального медицинского образования является обязательным. Зачисления на эти должности лиц, не имеющих соответствующего образования, являются грубейшим нарушением закона, и, следовательно, указанные лица подлежат увольнению.

Глава 3. Продолжительность рабочего времени

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Список источников

1. http://www.zakonrf.info/tk/350/.

2. Гущина И. Трудовые договоры с медицинскими работниками // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2011. - N 3. - С. 169-182; N 4. - С. 216-227.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4. Трудовой кодекс (ТК РФ), N 197-ФЗ от 30.12.2001.

5. http://www.kormed.ru/medicinskie-kadry/uvolnenie-medicinskih-rabotnikov/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие трудового договора, сроки его заключения и обязательные условия. Порядок приема на работу. Продолжительность рабочего времени и отдыха согласно кодексу РФ. Основания прекращения договора, причины увольнения. Права и обязанности работников.

    презентация , добавлен 30.11.2012

    Нормативно-правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников. Специфика регулирования рабочего времени и работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Основные черты изменения и прекращения трудового договора.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    курсовая работа , добавлен 09.04.2017

    Особая охрана труда женщин согласно Трудовому кодексу России, правила и порядок приема их на работу и условия увольнения. Ограничения по тяжести физического труда, определение рабочего времени и времени отдыха. Согласование о переводе на другую работу.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Работа медицинских работников за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Особенности работы персонала в ночное время, в выходные и праздничные дни, их правовое закрепление. Особенности работы по совместительству, право на отдых.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Рабочее время и продолжительность трудовой деятельности работника. Регулирование продолжительности трудового времени согласно Трудовому кодексу РФ. Виды учета рабочего времени. Нормирование труда для педагогических работников образовательных учреждений.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие режима рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством. Нормальная продолжительность времени работы сотрудников в организации. Право работника на отдых в течение рабочего дня и в конце трудовой недели, условия предоставления отпуска.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2011

    Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений. Основания возникновения трудовых отношений. Документы, необходимые для заключения трудового договора. Оформления приема на работу. Порядок отстранение от работы.

    презентация , добавлен 18.12.2015

    Сущность и содержание, условия и принципы оформления трудового договора с несовершеннолетним работником. Анализ специфики приема на работу несовершеннолетних, существующие запреты, ограничения и гарантии. Особенности и порядок организации труда.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Возраст, с которого допускается прием на работу. Медицинский осмотр несовершеннолетнего. Условия труда и запрещение работы лиц, не достигших восемнадцати лет. График рабочего времени и времени отдыха. Оплата труда несовершеннолетних и порядок увольнения.

План лекции:

1. Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления.

2. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи, направления (экономичность и экономическая эффективность).

3. Современное состояние финансирования здравоохранения России. Источники финансирования лечебных учреждений.

4. Понятие о заработной плате. Виды заработной платы. Функции заработной платы. Формы оплаты труда медицинских работников. Оплата труда медицинских работников бюджетных ЛПУ. Доплаты. Надбавки.

Блок информации:

Анализ деятельности ЛПУ проводится по данным годового отчета на основании государственных статистических отчетных форм. Статистические данные годового отчета используются для анализа и оценки деятельности ЛПУ в целом, его структурных подразделений, оценки качества медицинской помощи и профилактических мероприятий.

Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно‑профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений. Каждое из них заполняет ту часть отчета, которая относится к его деятельности. Особенности медицинского обслуживания отдельных контингентов (детей, беременных и рожениц, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями и пр.) даются в приложениях к основному отчету в виде отчетов‑вкладышей (их 12).

В сводных таблицах отчетных форм 30, 12, 14 информация дается в абсолютных величинах, которые являются малопригодными для сравнения и совершенно непригодными для анализа, оценки и выводов. Таким образом, абсолютные величины нужны только как исходные данные для вычисления относительных величин (показателей), по которым проводится статистический и экономический анализ деятельности медицинского учреждения. На их достоверность влияют вид и метод наблюдения и точность абсолютных величин, зависящая от качества оформления учетных документов.

При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.

Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.



Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.

При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент. Обобщенная схема анализа включает следующие разделы.

1. Общая характеристика.

2. Организация работы.

3. Специфические показатели деятельности.

4. Качество медицинской помощи.

5. Преемственность в работе учреждений.

Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:

1) общая характеристика учреждения;

3) деятельность поликлиники;

4) деятельность стационара;

5) деятельность параклинических служб;

6) санитарно‑просветительная работа.

Экономика здравоохранения один из разделов социальной медицины и организации здравоохранения, предметами которой являются изучение и использование объективных законов развития экономических отношений, складывающихся в отрасли в процессе охраны здоровья населения.

В условиях рыночных отношений экономические проблемы здравоохранения занимают центральное место в деятельности организаторов здравоохранения, экономистов, практических врачей. В основе организации медицинской помощи сегодня лежат принципы, признающие здоровье материальной ценностью, ресурсом, который имеет стоимость, а саму медицину – ресурсосберегающей производительной силой общества.



Многие годы существовало мнение, что здравоохранение относится к сфере нематериального производства и проявляется действием, а не денежным выражением своей деятельности. Действительно, здравоохранение относится к сфере непосредственного обслуживания населения, которое направлено на улучшение показателей его здоровья; более того, достигая снижения заболеваемости и смертности населения, улучшения физического и психического здоровья людей, увеличения продолжительности жизни и экономически активного долголетия, здравоохранение способствует воспроизводству трудовых ресурсов, что и создает предпосылки для увеличения производительности труда, роста национального дохода.

Сберегая личный и общественный труд, здравоохранение непосредственно влияет на темпы развития производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Следовательно, с этих позиций деятельность здравоохранения необходимо оценивать не только с точки зрения медико‑социальной эффективности, но и как экономически эффективную отрасль национального хозяйства.

Таким образом, деятельность здравоохранения приносит экономический эффект, который может быть прямым или косвенным и проявляется в росте производительности труда, расширении и развитии производства и росте национального дохода.

Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность», которые тесно связаны между собой.

Эффект в здравоохранении характеризует медицинские, социальные и экономические результаты метода, вмешательства, мероприятия.

Эффективность – это понятие более широкое, которое характеризует эффект и показывает, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы при данном методе, вмешательстве, мероприятии. Различают медицинскую, социальную и экономическую эффективность.

Под медицинской эффективностью понимается качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Термин «медицинская эффективность» широко применяется при изучении лечебно‑диагностических процессов, профилактики заболеваний, организации и проведении медицинских мероприятий. К ним относятся, в частности, укрепление здоровья детей и пожилых людей, лечение отдельных заболеваний с высоким уровнем медицины (онкологических, СПИДа и пр.) и другие аспекты медицинской деятельности.

Социальная эффективность по своему содержанию очень близка к медицинской эффективности. Вместе с тем, если медицинская эффективность измеряется результатом непосредственного медицинского вмешательства, показателями улучшения здоровья трудящихся от начала заболевания до полного выздоровления с восстановлением трудоспособности, то социальная эффективность здравоохранения характеризуется улучшением здоровья населения, снижением заболеваемости, преждевременной смертности, изменением демографических показателей, всевозрастающим удовлетворением населения в медицинской помощи и санитарно‑эпидемиологическом обслуживании.

Социальная эффективность заключается в предотвращении ряда заболеваний, уменьшении числа инвалидов и преждевременно умерших, в росте качества медицинского обслуживания в результате проведения медицинских и социальных мероприятий.

Экономическая эффективность характеризует прямой и косвенный (опосредованный) вклад, вносимый здравоохранением в рост производительности труда, увеличение национального дохода, развитие производства. Экономическая эффективность в здравоохранении не может быть определяющим критерием, главным является медицинская и социальная эффективность мероприятий по охране здоровья. Часто медицинская эффективность является доминирующей, требующей значительных затрат, отдача от которых может иметь место в отдаленном будущем или вовсе исключается. При организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими дегенеративными заболеваниями, больных с умственной отсталостью, тяжелыми повреждениями центральной и периферической нервной системы и некоторыми другими состояниями при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным.

Таким образом, экономическая эффективность здравоохранения обозначает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения вопросов, связанных с охраной здоровья населения.

Экономическая эффективность здравоохранения создает следующие виды экономических выгод для государства: снижение временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, уменьшение затрат на медицинскую помощь. Экономические аспекты здравоохранения не преследуют целей уменьшения расходов на здравоохранение. Должна быть не экономия средств, а поиск путей и методов их наиболее рационального использования для охраны здоровья населения.

Для определения экономической эффективности здравоохранения используется экономический анализ, который заключается в сопоставлении затрат и полученного эффекта.

Экономический анализ деятельности медицинских учреждений проводится по следующим направлениям: использование основных фондов, эффективность использования коечного фонда и медицинского оборудования, оценка финансовых расходов и стоимость различных видов медицинской помощи, использование медицинского и прочего персонала. Наряду с этим рассчитываются основные экономические показатели: общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью, предотвращенный экономический ущерб и критерий экономической эффективности медицинской помощи.

В условиях рыночной экономики основной задачей любого объекта здравоохранения является повышение качества и конкурентоспособности медицинских услуг, лекарственных средств и товаров медицинского назначения с целью получения максимальных экономических результатов. В связи с этим экономический анализ предусматривает изучение себестоимости и цен на оказываемые медицинские слуги, рентабельности и прибыли от их реализации. Это позволит дать оценку хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения, выявить его внутренние резервы и правильно выбрать приоритетные направления вложения собственных и заемных средств.

Критическое состояние здоровья населения Украины, сложившаяся демографическая ситуация, негативные тенденции в системе здравоохранения, не могли не сказаться на условиях труда, быта и здоровья медицинского персонала лечебных учреждений.

Труд врача является одним из наиболее сложных, характеризуется высокой психологической нагрузкой, зачастую – выраженной физической нагрузкой и является высокоответственным.

Согласно “Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса” (1994), появление на фоне напряженной трудовой деятельности медицинского персонала двух или более вредных производственных факторов (химических, физических и др.) характеризует условия их труда как условия наиболее высокой степени опасности развития профессиональных заболеваний, роста общей хронической заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

В настоящее время структура общей заболеваемости медицинского персонала на 46% определяется болезнями органов дыхания, на 14% сердечно-сосудистыми заболеваниями, и далее следуют болезни органов пищеварения, нервной, костно-мышечной и мочеполовой систем, которые составляют 5-6% от всех заболеваний.

Доля медицинских работников, имеющих хроническую патологию по данным медицинской документации, примерно на 15-20% ниже, чем по результатам анкетирования, что свидетельствует о значительном недоучете патологии.

Профессиональная заболеваемость и заболеваемость с временной утратой трудоспособности зависит от специальности медицинского работника и влияющих на него производственных факторов.

Физические факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье медперсонала:

1. ионизирующее излучение;

2. электромагнитные излучения;

3. шум, вибрация.

Неблагоприятные факторы химической природы:

1. высокоактивные лекарственные химиопрепараты;

2. антисептики;

3. медицинские газы, лекарственные аэрозоли.

Биологические факторы:

1. микроорганизмы;

2. аллергены;

3. белково-витаминные препараты;

4. иммунологические препараты.

Неблагоприятные физиологические факторы:

1. повышенное психоэмоциональное и мышечное напряжение;

Установлено, что в каждой группе специалистов ведущее значение принадлежит! определенному фактору или их группе: у стоматологов, анестезиологов, хирургов, в частности, это воздействие химических, физических, физиологических вредных факторов. Высокая степень контакта с патогенной микрофлорой отмечается у фтизиатров, оториноларингологов.

Свыше 60% врачей считают, что их профессиональная деятельность сопровождается постоянным психоэмоциональным напряжением. Это прежде всего отмечают психиатры, хирурги и акушеры-гинекологи стационаров, врачи скорой медицинской помощи.


Таблица 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ