Тарифная сетка мчс. Изменения в оплате труда работников учреждений мчс

Сотрудник МЧС - одна из самых благородных профессий в РФ. Карьеристов здесь очень мало. Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям идут на эту работу не из-за больших денег, а по призванию. Но эти люди постоянно рискуют своей жизнью и спасают чужие, поэтому тем, кто решил связать судьбу с этой профессией, стоит знать, какова зарплата сотрудников МЧС и какие льготы им полагаются.

Повышение заработных плат пожарным и спасателям выполнено в 2017 году

Средняя зарплата работника МЧС в 2020 году составляет 40 000 рублей . Но это довольно условная величина, ведь оплата труда напрямую зависит от того, какие функции выполняет специалист и насколько велик риск для его жизни и здоровья.

Надо сказать, что понятия «сотрудник» и «работник» в этой структуре имеют разное значение. Сотрудник МЧС в России - это человек, который имеет на данной службе определенное звание, входит в состав рядовых специалистов или руководителей ведомства.

Заработок вольнонаемных работников

Наряду с ними, в структуре трудятся и гражданские лица, которые относятся к вольнонаемным. Поскольку их работа считается обычной гражданской службой, привилегий и льгот у них нет. Оклад у них меньше, чем у людей, находящихся непосредственно в штате (как правило, это 10 000–12 000 рублей), права на большинство надбавок они тоже не имеют.

Такую сумму может получать, например, диспетчер. Руководящий состав ведомства также формируется исключительно из числа сотрудников, которые состоят в штате.

Как попасть на работу в МЧС

Требования к тем, кто хочет работать в МЧС, предъявляются строгие. Нередко человек, который трудится в этом ведомстве, владеет несколькими специальностями. Попадая в сложную ситуацию, он может одновременно быть пожарным, водителем, а также оказать медицинскую помощь.

Среди прочих требований: совершеннолетний возраст, хорошее состояние здоровья, устойчивая психика. Высшее образование требуется далеко не всегда, это зависит от должности, на которую претендует соискатель. Как правило, среди пожарных и рядовых специалистов спасательных бригад в основном трудятся люди со средним образованием. Зато прохождение воинской службы и безупречная репутация играют важную роль.

Принимают на работу в ведомство, как правило, на конкурсной основе. Специфика работы такова, что, кроме диплома, важную роль будут играть справки о полученных раньше наградах, грамоты со спортивных соревнований, характеристики с прежних мест работы.

Огромную роль играют личные качества соискателя: собранность, хладнокровие, умение быстро реагировать и четко действовать в стрессовых ситуациях.

Из чего состоят зарплаты сотрудников

Заработная плата каждого работника МЧС складывается из трех элементов, куда входят:

  1. Должностной оклад.
  2. Доплата за звание.
  3. Различные надбавки.

Рабочий оклад зависит от нескольких факторов, например, от региона, где проходит работа российского специалиста.

Зависимость зарплаты от звания

Со званием тоже все понятно: как и в других службах, в МЧС зарплата младшего сержанта будет меньше, чем заработок лейтенанта. К военнослужащим специалисты этого ведомства не относятся, ведь они не проходят воинскую службу. Но несмотря на то что офицерами их назвать нельзя, они носят погоны и получают звания наравне с военными.

Оклады за специальное звание устанавливаются постановлением правительства. Они всегда фиксированные и не зависят от региона. Например, полковник получает оклад за звание в сумме 13 000 рублей, подполковник - 12 000 рублей. Лейтенанту причитается 10 000 рублей, сержанту - 6500 рублей, рядовому - 5000 рублей.

Дополнительные надбавки

Дополнительных надбавок, которые могут существенно повлиять на зарплату, существует много:


Кроме того, доплаты производятся, если работа проходит в особо опасных для здоровья и жизни условиях.

Самый большой размер надбавки назначается в последнем случае. Если работник постоянно рискует жизнью и здоровьем, размер такой доплаты составляет 100 %. Как правило, такие выплаты полагаются сотрудникам боевых подразделений. В остальных случаях сумма доплат будет несколько скромнее.

Например, надбавка за стаж при 25-летней выслуге составит 40 %. Премия за добросовестный труд, которую выплачивают не больше 3-х раз в год - от 50 до 100 %.

Материальная помощь

Еще одна важная составляющая денежного вознаграждения специалистов МЧС - материальная помощь. В год ее размер не может составлять менее одного месячного оклада. Большинство сотрудников пишет заявление на материальную помощь на имя начальника при уходе в очередной отпуск, но в принципе получить ее можно в любое время года. Более того, если сотрудник подаст мотивированный рапорт, размер материальной помощи может быть увеличен до 5 окладов денежного содержания.

Есть среди специалистов ведомства и сотрудники, имеющие ученые степени и звания. За это государство тоже поощряет. Кандидаты наук дополнительно получают 3000 рублей, доктора - 5000 рублей. Те, кто имеет ученое звание доцента или старшего научного сотрудника, вправе рассчитывать на 10 % к окладу ежемесячно. Для профессоров эта сумма увеличивается до 20 %.

Зарплаты специалистов МЧС в 2020 году по регионам

Зарплата всех работников МЧС в зависимости от региона отличается довольно сильно. Как видно из таблицы, которую можно составить на основании изучения зарплат по регионам, самый высокий уровень доходов - в Москве и Московской области. Средние зарплаты там достигают 60 000 рублей. Там же открыто и самое большое количество вакансий, потребность в этих специалистах есть всегда. К тому же Москва предлагает им повышенные региональные надбавки до 20 %.

На втором месте находятся Санкт-Петербург и Ленинградская область. Средний уровень заработка здесь составляет 48 000 рублей. На третьем месте - Татарстан: 45 000 рублей.

Довольно высокие доходы у спасателей и пожарных в Сибири и на Дальнем Востоке. Хабаровский край и Новосибирск предлагают сотрудникам этого ведомства по 40 000 рублей. Во Владимирской области зарплата специалистов МЧС - 30 000 рублей, в Краснодарском крае - 38 000 рублей.

Таблица: оклады сотрудников МЧС

Должность

Оклад сотрудника, работающего в подразделении МЧС в городе с населением свыше 2.5 миллионов граждан

Оклад сотрудника, работающего в подразделении МЧС в городе с населением меньше 2.5 миллионов граждан

Первый заместитель начальника 31 000 28 000
Заместитель начальника главного управления 28 000 25 000
Помощник начальника главного управления 25 000 23 000
Главный бухгалтер 21 500 20 000
Заместитель главного бухгалтера 19 000 18 500
Начальник отделения 20 000 18 500
Начальник группы 18 500 18 500
Главный инспектор 19 000 18 000
Старший инспектор 18 500 17 500
Старший инженер 18 500 17 500
Старший юридический консультант 18 500 17 500
Старший дознаватель 18 500 17 500
Инспектор 18 000 17 000
Начальник отделения 20 000 20 000
Главный специалист 18 000 18 000
Начальник пожарной части 19 000 18 500
Инспектор 15 000 15 000
Командир отделения 10 000 10 000
Старший пожарный 9 500 9 000
Пожарный 9 000 9 000

Федеральная служба Министерства чрезвычайных ситуаций – это структура, функции которой напрямую связаны с обеспечением безопасности россиян, спасением их жизни и имущества в случае возникновения внештатных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий. Вполне естественно, что такая опасная и напряженная работа требует достойного вознаграждения, ведь МЧС-ники – это люди, которые подвергают себя рискам практически каждый день.

К сожалению, разразившийся в стране привел к тому, что в течение нескольких лет заработная плата сотрудников МЧС не подвергалась индексации. В 2018 году власти изыскали средства и смогли откорректировать показатели, подняв оклады на 4% (показатель обесценивания денег за 2017 год). Тем не менее, вопрос о жаловании сотрудников МЧС в 2019 году остается открытым. Давайте узнаем, как может измениться ситуация в ближайшем будущем!

Власти обещают, что уже в 2019 году зарплаты МЧС-ников начнут расти

Особенности формирования зарплат МЧС

Многие думают, что МЧС представлено только пожарными службами, но на самом деле в эту структуру входит гораздо большее число подразделений, каждое из которых имеет определенные функции. Изначально МЧС было основано на базе структур, относящихся к Государственному комитету по гражданской обороне, поэтому в нее входят множество мобильных отрядов, в том числе – военизированных частей. Руководящие функции выполняет общефедеральный центр, а за отдельные операции отвечают такие подразделения:

  • сотрудники центрального аэромобильного отряда обеспечивают поиск людей и выполнение спасательных работ;
  • представители центра «Лидер» отвечают за спасение россиян при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих спецподготовки;
  • авиационные и вертолетные отряды выполняют функции, связанные с эвакуацией людей, транспортировкой грузов, быстрой доставкой мобильных частей к нужному месту;
  • пожарные службы, которые есть в любом региональном подразделении МЧС, отвечают за борьбу с огнем;
  • спецподразделения проводят мониторинг объектов, которым присвоен уровень повышенной опасности, а также контролируют санитарное состояние, сырьевые источники и качество продуктов питания.

Такое разделение функций и повышенная мобильность подразделений дают возможность оперативно и эффективно ликвидировать последствия форс-мажорных обстоятельств. Заработная плата МЧС-ников складывается из таких компонентов:

  • оклад по должности (устанавливается в каждом отдельно взятом территориальном округе и корректируется на региональный коэффициент, если работа осложняется климатическими условиями);
  • надбавка, положенная за отработанные годы (достигает 10% оклада для тех, кто имеет стаж 2-5 лет, и 40% при выслуге более 25 лет);
  • квалификационные выплаты – специалисты от 1 до 3 категории получают дополнительную надбавку в размере 5-20%, а мастера (высшая категория) – 40%;
  • дополнительные выплаты, связанные с особенными условиями и интенсивностью труда;
  • надбавки, положенные служащим, которые работают в зонах с повышенными рисками и имеют доступ к государственным тайнам;
  • поощрительные вознаграждения за примерное выполнение работ;
  • компенсационные выплаты за труд в праздничные дни и выходные, переработки и работу в ночное время.

Ситуация с зарплатами в 2018 году


Похоже, повышения окладов добьются путем сокращения числа сотрудников

Напомним, что в 2012 году президент РФ издал указ, согласно которому заработные платы большинства (в том числе – сотрудников МЧС) должны были повысить в два раза до 2018 года. В 2015 году работникам данной службы обещали провести перерасчет, увеличив младшему составу жалование (оклад) в 2,5 раза, а руководителям и старшему составу – в 1,5 раза. Затем повышения приостановили, а в 2018 году оклады все-таки проиндексировали на 4%. При этом командному составу МЧС пригрозили сокращениями – в процессе оптимизации число руководителей будет уменьшено на 10%.

Впрочем, это далеко не первое сокращение количества сотрудников в службах, отвечающих за сохранность жизни и имущества россиян. Еще в 2013 году число сотрудников этой структуры было «оптимизировано» путем сокращения на 28%, а в 2017 – еще на 6% (в среднем по 74 субъектам РФ). В итоге число работников территориальных подразделений МЧС составило чуть больше 17000 человек (без учета пожарных и лиц, представляющих гражданский персонал). Отметим, что наиболее существенные сокращения были зафиксированы:

  • в Ставрополье – только в 2017 году тут сократили около 40% сотрудников МЧС, а за четыре года сокращение достигло отметки в 54%;
  • в Хабаровском крае – сокращение достигло отметки в 35,7% в 2017 году. Всего за 4 года было уволено около 60% сотрудников;
  • в Нижегородской области – сокращение составило 34,2% в 2017 году (53% за 4 года). Теперь тут работает всего 335 сотрудников службы спасения;
  • на Рязанщине – тут уволили около 25% сотрудников;
  • в Свердловской области – сокращение коснулось 17,6% сотрудников за 2017 год и около 50% – за четырехлетний период;
  • в Татарстане – 31% за четыре года.

Только в 8 субъектах РФ произошло увеличение кадрового состава МЧС – например, на Камчатке дополнительно набрали почти 300 человек. Если остановиться на показателях, которые демонстрируют число сотрудников МЧС в разных регионах и городах России, можно привести несколько цифр:

  • на сегодняшний день в РФ осталось всего 17,043 тыс. МЧС-ников (против 24,83 тыс. в 2013 году);
  • в столице работает 952 представителей МЧС (на 626 сотрудников меньше, чем в 2013 году);
  • в Питере – 761 (на 363 сотрудников меньше);
  • в Тюменской области – 624 (на 343 сотрудников меньше);
  • в Московской – 592 (на 113 сотрудников меньше);
  • в Красноярском крае – 501 (на 303 сотрудников меньше);
  • в Ростовской области – 360 (на 192 сотрудников меньше);
  • в Иркутской области – 347 (на 175 сотрудников меньше).

Из-за резких сокращений спасательные службы в РФ постепенно “вымирают”

Большинство экспертов считают, что такие сокращения проводились без малейшей корреляции с численностью персонала, необходимой для функционирования той или иной территориальной единицы РФ. Некоторые прямо заявляют, что увольнения проведены только с одной целью – чтобы обеспечить анонсированное правительством повышение окладов. Та же ситуация коснулась врачей и педагогических работников школ, о чем не раз писали разные источники.

Руководство МЧС пыталось оправдать свои действия распоряжениями президента. В указах 2016 года действительно была прописана оптимизированная численность МЧС-ников – 20,3 тыс. человек вместо 26,3 тыс., однако 17,043 тысячи – это на 3257 человек меньше указанного кадрового лимита. И это без учета 10%, которых обещают сократить в течение 2018 года! Даже если действительно будет уменьшено лишь число руководителей, территориальные подразделения спасательного ведомства окажутся существенно недоукомплектованными.

Если приводить конкретные цифры, то сегодня укомплектованность структур МЧС выглядит так (на примере регионов с самой низкой укомплектованностью по стране):

  • в Республике Саха – 76,2%;
  • на Магадане – 76,3%
  • в Мурманской области – 77,7%
  • в Тверской области – 78,9%;
  • в Приморском крае – 79,5%;
  • в Крыму – 80,4%;
  • в Курганской области – 82,4%;
  • в Вологодской области – 82,8%;
  • в Амурской области – 83,3%.
  • в Кемеровской области – 84,6%.

Напомним, что именно в последнем регионе произошла печально известная трагедия в ТРЦ «Зимняя вишня», в результате которой погибло шестьдесят человек. Сокращение штата спасательных служб в данном территориальном подразделении составило более 32% (за три последних года). Более того – руководство МЧС в Кемеровской области назвало причиной недостаточной оперативности спасательных работ именно недостаточное количество сотрудников!

Нужно сказать, что еще четыре года назад худший показатель укомплектованности по областям равнялся 86,8% (в Республике Саха), а в большинстве субъектов существенно превышал 90%. Сейчас похвастать высокими показателями (т.е. достаточным числом штатных работников) могут только Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Ульяновская и Орловская области, где данный показатель составляет от 96,6 до 98%. Регионов со стопроцентной укомплектованностью штатов МЧС с 2017 года в Российской Федерации нет.

Что касается непосредственно зарплаты, то многие регионы отчитались о повышении финансирования труда МЧС-ников. Однако рядовые сотрудники жалуются, что их жалование иногда не дотягивает и до 20 тысяч рублей в месяц, что совершенно не отвечает опасностям такого труда. Именно поэтому уменьшение числа сотрудников спасательной службы поясняется не только сокращениями, инициированными руководством, но и добровольным увольнением из МЧС.


Судя по многочисленным жалобам, рядовые сотрудники спасательных служб за свой опасный труд нередко получают менее 20 тыс. рублей в месяц

Статистические ведомства утверждают, что средняя заработная плата в подразделениях данной службы составляет 63 тысячи рублей (увеличение за год составило порядка 6%), а за четыре прошедших года их оклады подросли на 9%. Впрочем, если учитывать реальный уровень в стране, то в действительности зарплаты сотрудников МЧС сократились чуть ли не на 30%. Также стоит рассмотреть ситуацию с зарплатами в разрезе отдельных регионов:

  • на общефедеральном уровне средняя зарплата управленческого состава МЧС составляет 164,4 тысячи рублей в месяц;
  • надбавка за сложные климатические условия обеспечивает обитателям Чукотки зарплату, выраженную суммой в 132,8 тысяч рублей;
  • чуть меньший коэффициент применяется в Магадане – тут МЧС-никам выплачивают в среднем 120,5 тысяч в нацвалюте;
  • Якутия обеспечивает своим подразделениям зарплату в 110,6 тысяч рублей. Интересно, что при этом в двух последних регионах самые недоукомплектованные штаты. Вполне возможно, что такие высокие зарплаты поясняются жалованием высшего состава или же существенными переработками;
  • МЧС-ники, работающие на территории Мурманской области, а также в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономном округе, получают в среднем 100 тысяч рублей;
  • спасателям из Татарстана платят около 52,6 тысяч рулей (за год уровень их зарплат вырос всего на 1,5%, что гораздо ниже среднего показателя инфляции);
  • МЧС-ники, работающие на территории Ульяновской области, получают 52,2 тысячи рублей;
  • подразделения, расположенные в Марий Эл, имеют в качестве жалованья 50 тысяч в нацвалюте;
  • спасатели в Башкортостане получают 60,6 тысяч рублей в месяц;
  • пермским спасателям в среднем платят по 58,9 тысяч;
  • МЧС-ники Кировской области получают 58,7 тысяч рублей;
  • нижегородские службы отчитались о средней зарплате в размере 52,8 тысяч рублей.

Впрочем, средняя зарплата – все равно что средняя температура по больнице. Если говорить конкретнее, то оклад рядового служащего составляет в среднем 5200 рублей (без надбавок), оклад младшего командного состава – 6200-8800 рублей, среднего командного состава – 9800-11400 рублей, старшего командного состава – 12000-13500 рублей, а генералов МЧС – 20800-26000 рублей. К счастью, большая часть зарплаты МЧС-ников состоит именно из надбавок.

Из приведенных данных можно сделать выводы, что, во-первых, только оклад старшего начальства и генералов превышает утвержденный в мае 2018 года , а во-вторых – у тех, кто недавно пришел в МЧС, еще не набежали существенные доплаты за выслугу лет и прочие характеристики. В итоге молодой человек, который желает посвятить себя столь опасной и ответственной работе, на первых порах даже не может претендовать на надбавку за квалификацию и стаж.

Он может повысить свою зарплату, выполняя особо рискованные задания. В итоге он будет получать на руки 15-20 тысяч рублей, что вряд ли окупает риск для здоровья. При этом самые высокие зарплаты получают аттестованные «кабинетные» работники старших званий, которые не принимают участия в операциях, во время которых приходится по-настоящему рисковать своей жизнью.

Повысятся ли зарплаты в 2019 году?

Правительство неоднократно говорило о том, что в 2019 году заработная плата сотрудников МЧС будет выражаться достойными суммами. Например, в 2018 году на финансирование жалования данных служб из выделили 2,5 миллиарда рублей, а в 2019 и 2020 годах обещают дополнительно выделить еще 3,1 и 5,8 миллиардов. Рядовые сотрудники при этом выражают надежду, что удастся хотя бы избежать очередных сокращений и такого «повышения» заработных плат, как раньше – вследствие переработок и перехода на полторы ставки.


Правительство предлагает МЧС частично перейти на самофинансирование

Может, хотя бы трагедия в «Зимней вишне» наглядно продемонстрирует правительству, что МЧС – это не та структура, на которой можно экономить. Было обещано, что премии руководства МЧС и статьи внебюджетных доходов с 2019 года станут открытой информацией, чтобы повысить прозрачность распределения финансов внутри данного ведомства. А в отношении заплат было сказано, что теперь они будут иметь привязку к численности населения в пунктах, в которых работает то или иное подразделение спасательной службы.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6

В Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС России N 545), регулирующий установление систем оплаты труда работников учреждений МЧС, Приказом МЧС России N 680 <1> внесены многочисленные дополнения и изменения. Например , изменились размеры окладов некоторых категорий работников, тарифных ставок по группам профессий работников, доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Рассмотрим отдельные нововведения.

<1> Приказ МЧС России от 23.12.2010 N 680 "О внесении изменений в Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545". Зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 N 19987.

Напомним, что Приказом МЧС России N 545 утверждены четыре Приложения:

  • Приложение 1 "Размеры окладов (тарифных ставок) работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны, а также порядок определения и утверждения должностных окладов руководителей бюджетных учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны, их заместителей и главных бухгалтеров";
  • Приложение 2 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны";
  • Приложение 3 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны";
  • Приложение 4 "Порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны".

Практически во все из них внесены различные дополнения и изменения.

Изменения, внесенные в Приложение 1

Изменения по окладам в зависимости от группы учреждения. До внесения изменений в пп. "а" п. 5 Приложения 1 должностные оклады работников (осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах), таких как начальник пожарной части Государственной противопожарной службы, центра управления силами, производственно-технического центра федеральной противопожарной службы, испытательной пожарной лаборатории федеральной противопожарной службы, учебного центра федеральной противопожарной службы были установлены следующих в размерах в зависимости от отнесения учреждений к определенным группам:

В результате внесенных изменений из вышеперечисленных категорий и должностей была выделена отдельной строкой должность начальника пожарной части Государственной противопожарной службы и в эту позицию введены должности командира военизированного горноспасательного взвода, горноспасательного военизированного пункта с установлением им следующих окладов:

Остальным категориям и должностям ранее действовавшей позиции, таким как начальник центра управления силами, производственно-технического центра федеральной противопожарной службы, испытательной пожарной лаборатории федеральной противопожарной службы, учебного центра федеральной противопожарной службы, а также добавленной в эту позицию должности начальника отряда технической службы, сохранены ранее установленные оклады.

Увеличение окладов произошло по позиции "Оперативный дежурный по отряду Государственной противопожарной службы".

К таблице Приложения 1, в которой приведены категории и должности работников и размещены утвержденные размеры окладов в зависимости от отнесения учреждения к соответствующей группе, введено примечание. Согласно ему отдельным руководителям бюджетных учреждений МЧС центрального подчинения могут устанавливаться должностные оклады в повышенных размерах независимо от группы учреждения. Конкретный размер должностного оклада определяется министром МЧС.

При этом следует учитывать, что в этом случае должностные оклады руководителя (начальника) филиала учреждения, заместителей руководителя (начальника) учреждения, филиала учреждения, главных специалистов учреждения, помощников руководителя (начальника) учреждения устанавливаются в зависимости от группы учреждения центрального подчинения без учета повышенного должностного оклада соответствующего руководителя, то есть исходя из оклада, который был бы им установлен согласно окладам, указанным в таблице Приложения 1.

Напомним, что отнесение учреждений к определенным группам по оплате труда зависит от численности работников по штату с разделением по учреждениям, входящим в систему МЧС, их подразделениям, от наличия у них единиц поднадзорных судов, количества посетителей и количества экспонатов основного фонда, среднегодового числа читателей и среднегодового количества книговыдач и т.д.

Например :

  • отряды Государственной противопожарной службы МЧС, центры управления в кризисных ситуациях, учебно-спасательные центры исходя из численности работников по штату могут быть отнесены к следующим группам:
  • музеи и другие учреждения музейного типа:

В пп. "а" п. 6 Приложения 1 в отношении установления должностных окладов медицинских и фармацевтических работников также внесены изменения. Так, позиция "Заведующий аптечным учреждением" заменена позицией "Главная медицинская сестра". При этом для них не утверждены конкретные размеры окладов, они им должны утверждаться в пределах установленных границ.

Изменения, внесенные по окладам вне зависимости от группы учреждения. Ознакомимся с изменениями, внесенными в таблицу пп. "б" п. 5 Приложения 1, в которой для отдельных категорий и должностей утверждены должностные оклады. Например , повышены оклады:

  • начальнику караула пожарной части Государственной противопожарной службы - с 7500 руб. до 8000 руб.;
  • командиру отделения пожарной части (отдельного поста) Государственной противопожарной службы, военизированной горноспасательной части - с 6840 руб. до 7440 руб.;
  • пожарным Государственной противопожарной службы 1-го, 2-го, 3-го класса и пожарным без присвоения класса для этой категории работников - с 6860, 6240, 5680, 5120 до 7460, 6840, 6280, 5720 руб. соответственно.

Кроме того, таблица дополнена позицией "Респираторщик военизированной горноспасательной части" 1-го, 2-го, 3-го класса и "Респираторщик" без присвоения класса, которым установлены должностные оклады в размере 7460, 6840, 6280, 5720 руб. соответственно.

В пп. "б" п. 6 Приложения 1 в отношении установления должностных окладов медицинским фармацевтическим работникам в таблицу внесена дополнительная позиция с установлением следующих окладов:

Таблица п. 7 "Должностные оклады работников сферы научных исследований и разработок" Приложения 1 дополнена позицией "Руководитель (начальник) научно-исследовательского центра" с утвержденным окладом в размере 12 860 руб.

Изменения также внесены в пп. "б" п. 8 Приложения 1. Если ранее позиция "Воспитатель и младший воспитатель" имели должностные оклады в размере 6230 и 5160 руб. соответственно, то теперь эта позиция заменена следующим содержанием:

В пп. "б" п. 14 Приложения 1 также внесены изменения. В таблицу этого подпункта введена новая позиция "Менеджер: по персоналу, по продажам, по рекламе" с окладом в размере 7500 руб.

До издания Приказа МЧС России N 680 в таблице этого пункта присутствовали такие позиции, как "Мастер участка, в том числе старший мастер участка и мастер участка" и "Специалист по кадрам", однако им не были утверждены оклады. После внесенных изменений этот пробел был ликвидирован. Для старшего мастера участка утвержден оклад в размере 6840 руб., для мастера участка - 6230 руб., а для специалиста по кадрам - 5670 руб.

Существенные изменения произошли в установлении размеров тарифных ставок работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих. Если ранее размеры окладов были утверждены в зависимости от разряда работ рабочего в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (было восемь разрядов), то теперь им определены размеры тарифных ставок в зависимости от групп (стало девять групп), к которым относятся профессии рабочих. Размеры окладов для восьми разрядов аналогичны размерам тарифных ставок в отношении восьми групп, а для девятой группы утвержден предел от 6850 до 8100 руб.

Сориентироваться в отнесении конкретных профессий рабочих к определенной группе можно при использовании Перечня профессий рабочих по отнесению к группам по размерам тарифных ставок.

В примечании к таблице указано, что конкретная группа размеров тарифных ставок по профессиям рабочих устанавливается руководителем учреждения в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником в зависимости от разряда или сложности выполняемых работ, а также с учетом напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.

Изменения, внесенные в Приложение 2

Напомним, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их реализации работникам бюджетных учреждений МЧС и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

  • занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

При этом следует соблюдать условие, чтобы размеры выплат компенсационного характера были не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты компенсационного характера ежегодно устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Приказом МЧС России N 680 в отношении выплат компенсационного характера внесены следующие изменения.

Так, в пп. 1.1.1 п. 1 Приложения 2 введен новый абзац, согласно которому за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу учреждений МЧС производится оплата из расчета четырехкратной ставки (оклада) за каждый час работы. Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям, а также изолирующих средств приведен в Приложении к указанному подпункту.

Внесены изменения и в пп. 1.2.2 п. 1 Приложения 2. До этого выплаты компенсационного характера, устанавливаемые на постоянной основе, производились как за работу в тяжелых, вредных, так и в особо тяжелых и особо вредных условиях труда в размере 12% оклада. Размер выплат компенсационного характера за работу в тяжелых и вредных условиях труда в соответствии с изменениями, внесенными Приказом МЧС России N 680, остался прежним (12% оклада), а за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда размер выплаты увеличился вдвое и составляет 24% оклада.

При отнесении работ к работам с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда следует воспользоваться приведенным к пп. 1.2.2 п. 1 Перечнем.

Произошли изменения в отношении установления размера надбавок компенсационного характера медицинским работникам (пп. 1.2.4 п. 1 Приложения 2). Так, за работу, связанную с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, надбавка устанавливается в размере 15 - 60% оклада в зависимости от того, в каких медицинских учреждениях (подразделениях) и должностях они работают. Установить конкретный размер таких компенсационных выплат можно благодаря вновь введенному к этому подпункту Перечню медицинских учреждений (подразделений) и должностей, работа в которых дает право на компенсационную выплату в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

Ранее надбавка за работу, связанную с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, была им установлена в размере 15% оклада.

Изменения затронули и выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей)), сверхурочную работу, работу в ночное время и работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Надбавки компенсационного характера, выплачиваемые на постоянной основе работникам медицинских учреждений (подразделений), расположенных на территории Москвы, можно устанавливать в размере до 30% оклада.

Изменения, внесенные в Приложение 3

Напомним, что выплаты стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К ним относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами РФ.

В данное Приложение также внесены изменения. Они касаются определения стажа непрерывной работы, теперь его следует рассчитывать в соответствии с Перечнем периодов работы для исчисления стажа работы, дающего работнику право на получение процентной надбавки за выслугу лет, приведенным в Приложении к п. 3.

Изменения, внесенные в Приложение 4

До внесения изменений в это Приложение фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны формировался в расчете на штатную численность работников. Теперь фонд оплаты также формируется в расчете на штатную численность работников, но в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно изменениям годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты окладов (должностных окладов, тарифных ставок), в том числе должностных окладов руководителей учреждений, выплат компенсационного характера, за исключением тех, которые связаны с работой в местностях с особыми климатическими условиями, выплат стимулирующего характера, а также из объема единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

Введенными в пп. 2.2 п. 2 абзацами определено, что:

  • фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств на основании решения главного распорядителя бюджетных средств и в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели;
  • фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера устанавливается исходя из среднего размера указанных выплат за два предыдущих года без учета его увеличения, произведенного по решению главного распорядителя.

На выплаты стимулирующего характера теперь направляется 100% окладного фонда вместо ранее установленных 90%.

Согласно внесенным в п. 6 изменениям фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке не только в результате увеличения (индексации) окладов, изменения штатов (штатных расписаний, перечней), существенных изменений условий оплаты труда, но также в случаях:

  • принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера;
  • принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера;
  • установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

При замещении должностей военнослужащих (сотрудников Государственной противопожарной службы) гражданским персоналом оплата работников производится за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников учреждения.

Введенным п. 7 определено, что из фонда оплаты труда работникам учреждения может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

И.Зернова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4348), постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 1253), от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 107), от 2 июня 2003 г. N 314 "О повышении уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст. 2233), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3960) приказываю:

1. Ввести в действие:

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Утвердить:

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России* к группам по оплате труда руководителей (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 3 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета (приложение N 4 к настоящему приказу);

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации (приложение N 5 к настоящему приказу);

Перечень профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) (приложение N 6 к настоящему приказу).

3. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет в соответствии с приложением N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453**.

4. Начальнику Организационно-мобилизационного департамента совместно с Управлением организации пожаротушения и специальной пожарной охраны подготовить предложения по приведению в установленном порядке типовых штатных расписаний подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с настоящим приказом.

5. Начальнику Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны по согласованию с Организационно-мобилизационным департаментом:

5.1. разработать единые критерии оценки категории сложности пожаров;

5.2. разработать перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых при тушении пожаров высокой категории сложности производится оплата в четырехкратном размере за каждый час работы.

6. Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России:

6.1. провести внеочередную аттестацию работников Государственной противопожарной службы МЧС России, по должностям которых предусмотрены изменения размеров должностных окладов (тарифных ставок) (раздел II приложения N 1 к настоящему приказу);

6.2. устанавливать постоянно или на определенный срок ежемесячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, профессии которых поименованы в приложении N 6 к настоящему приказу соответственно;

6.3. организовать работу по повышению квалификации пожарных Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечить проведение испытаний на присвоение им классов квалификации;

6.4. производить в повышенных размерах оплату труда работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с действующим законодательством;

6.5. привести в штатных расписаниях и трудовых книжках наименования должностей (профессий) работников Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с приложением N 1 к настоящему приказу;

6.6. создать в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России комиссии по установлению стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, организовать работу этих комиссий по пересчету стажа работы в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (приложение N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453).

6.7. применять к заработной плате работников Государственной противопожарной службы МЧС России предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации районные коэффициенты в порядке и размерах, установленных для бюджетных организаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на территории которых расположены подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России.

7. Установить, что мероприятия по повышению оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, осуществляются за счет и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

8. Предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России средства (в расчете на год) в размере 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314 условиями оплаты труда.

9. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время их работы в той же или более высокой должности соответствующую разницу в заработной плате в тех случаях, когда вводимые в соответствии с настоящим приказом должностные оклады (тарифные ставки) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот оказываются ниже действующих окладов (ставок) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот.

10. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов и начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

* Под подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России в настоящем приказе и приложениях к нему имеются в виду отряды, пожарные части, отдельные посты, региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров, специализированные части по тушению крупных пожаров, службы пожаротушения, центры управления силами (ЦУС), учебные центры, учебные пункты, испытательные пожарные лаборатории, пожарные корабли и катера, центры противопожарной пропаганды и общественных связей, производственно-технические центры, базы обеспечения мобилизационной готовности спецформирований.

** Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 2003 г., регистрационный N 4986.

Приложение N 1

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (см. ниже)

Приложение N 2

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России к группам по оплате труда руководителей
(см. ниже)

Приложение N 3

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России

Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда, при заключении коллективных договоров между администрацией и трудовым коллективом, предусматривать следующие обязательства:

1. Устанавливать доплаты к тарифным ставкам (окладам):

1.1. водителям автомобилей, имеющим ненормированный рабочий день, в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада).

Ненормированный рабочий день водителям автомобилей предусматривается в коллективном договоре подразделения и оговаривается при заключении трудового договора;

1.2. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время фактического выполнения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности):

в условиях, не требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета двойной часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы;

в условиях, требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета четырехкратной тарифной ставки (оклада) за каждый час работы.

Порядок отнесения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности) и перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых производится выплата доплаты в четырехкратном размере, определяются территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации;

1.3. рабочим, специалистам и техническим исполнителям в зависимости от условий труда, непосредственно занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты к тарифным ставкам (окладам):

на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - в размере 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - в размере 24 процентов.

Указанные доплаты рабочим, специалистам и техническим исполнителям устанавливаются при условии, когда они не менее 50 процентов рабочего времени за расчетный период заняты на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Руководителям, специалистам и техническим исполнителям, не выполняющим предусмотренные в перечне работы, при их непосредственной занятости в структурных подразделениях, где более половины работников получают доплаты к тарифным ставкам (окладам) за работу с вредными или особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты за условия труда в размере 12 и 24 процентов должностного оклада соответственно.

Рабочим, руководителям, специалистам и техническим исполнителям, которым на основании специальных решений правительственных органов за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, установлены доплаты в таких же или больших размерах, доплаты, в предусмотренных настоящим пунктом размерах, не выплачиваются;

1.4. рабочим, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой с численностью до 10 человек включительно - 15 процентов и свыше 10 человек - 25 процентов в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 10 процентов. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), доплата за руководство бригадой не устанавливается;

1.5. рабочим, не освобожденным от основной работы, за заведование самостоятельными подразделениями численностью до 10 человек (мастерские, типографии и др.) - до 25 процентов;

1.6. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за работу в ночное время (за каждый час работы в ночное время с 22 до 6 часов) - 35 процентов часовой ставки (оклада).

2. Устанавливать надбавки к тарифным ставкам (окладам):

2.1. работникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере от 5 до 40 процентов в порядке, предусмотренном Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату процентной надбавки за выслугу лет, утвержденным приказом МЧС России от 28.07.2003 N 453 (приложение N 1);

2.2. работникам пожарных отрядов, пожарных частей, караулов, отдельных пожарных постов, пожарных кораблей и катеров, служб пожаротушения, производственно-технических центров и центров управления силами Государственной противопожарной службы МЧС России, принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ, ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности).

Конкретные размеры указанных надбавок устанавливаются в перечнях, утверждаемых в установленном порядке для руководителей отрядов, пожарных частей (на правах отрядов), служб и центров (юридических лиц) руководителем вышестоящей организации по подчиненности, а для остальных работников - начальниками этих организаций.

При ухудшении оперативно-технической готовности или других показателей деятельности размер надбавок уменьшается или они отменяются полностью. Уменьшение или отмена указанных надбавок производится приказом начальника отряда, пожарной части (на правах отряда), службе, центру;

2.3. ежемесячную надбавку водителям автомобилей и автобусов за классность, имеющим:

2 класс - 10 процентов;

1 класс - 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц.

3. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России оплата труда при совмещении профессий (должностей) и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе), в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьями 151-153 Трудового кодекса Российской Федерации соответственно.

Приложение N 4

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета

1. Для усиления материальной заинтересованности работников Государственной противопожарной службы МЧС России в своевременном и качественном выполнении служебных (должностных) обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников в коллективных договорах могут предусматриваться следующие формы материального стимулирования труда и оказания материальной помощи:

премирование за основные результаты деятельности (за месяц, квартал);

установление надбавок стимулирующего характера (за высокие достижения в труде; за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы);

оказание материальной помощи (при уходе в отпуск, стихийных бедствиях, пожаре, в случае смерти близких родственников, многодетным и малообеспеченным семьям, на частичное возмещение расходов при санаторно-курортном лечении, стоимости проезда во внутригородском транспорте).

2. Порядок и условия премирования (категории работников, подлежащих премированию, периодичность выплаты премий, показатели премирования, условия, при которых работники не представляются к премированию, и размеры премий) устанавливаются коллективным договором или положением о премировании, утверждаемыми начальниками подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед ними:

2.1. руководители подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России премируются в зависимости от результатов работы этих подразделений в целом применительно к условиям премирования, действующим в данном подразделении, с учетом соблюдения сроков выплаты заработной платы, в том числе и премий, всем работникам этого подразделения.

2.2. конкретный размер премии руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливается:

в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения - начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны;

в структурных подразделениях, входящих в состав Государственной противопожарной службы МЧС России в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления - начальником территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации.

3. Для установления надбавок стимулирующего характера разрабатываются конкретные показатели (критерии) оценки достигнутой результативности и качества работы, за выполнение которых решением начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, согласованным с выборным профсоюзным органом, устанавливаются стимулирующие выплаты:

3.1. размер надбавок стимулирующего характера руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2. настоящего раздела.

3.2. конкретными показателями оценки труда рабочих могут быть установлены: хорошее качество работы;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

обслуживание важнейших участков и выполнение особо важных работ;

освоение смежных (нескольких) профессий и совмещение функций, не оговоренных в трудовом договоре;

применение передовых приемов и методов труда и передача опыта молодым работникам;

другие показатели, вытекающие из конкретных условий работы.

3.3. в качестве конкретных показателей результативности работы руководителей, специалистов и технических исполнителей для установления надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важных (срочных) работ и за специальный режим работы в коллективных договорах могут быть предусмотрены:

активное участие в выполнении работ по ликвидации пожаров, спасению людей и материальных ценностей и др.;

успешное выполнение наиболее сложных и важных работ (заданий);

высокое качество выполняемых работ;

систематическое досрочное выполнение работы с проявлением разумной инициативы.

4. Выплата материальной помощи производится, как правило, при предоставлении работнику очередного отпуска. В отдельных случаях в связи с болезнью и необходимостью длительного лечения, стихийного бедствия и другими уважительными причинами указанная помощь может выплачиваться и в другие сроки.

4.1. работникам, принятым в течение календарного года (не отработавшим полного календарного года), выплата материальной помощи, как правило, производится пропорционально числу полных отработанных месяцев в данном календарном году исходя из сумм окладов, которые предусмотрены коллективным договором на оказание материальной помощи. При предоставлении очередного отпуска в следующем году (после истечения 11 месяцев) материальная помощь выплачивается за оставшиеся месяцы рабочего года. Размер материальной помощи определяется исходя из сумм (окладов), предусмотренных на день выплаты.

4.2. оказание материальной помощи в виде денежных выплат оформляется письменным заявлением работника с указанием необходимости этой помощи.

4.3. основанием для выплаты премий, надбавок и материальной помощи является приказ начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику.

5. Премии, надбавки стимулирующего характера и материальная помощь, выплачиваемые отдельному работнику, предельными размерами не ограничиваются, однако общая сумма указанных выплат в течение года всем работникам не должна превышать шестимесячного фонда заработной платы.

6. В тех случаях, когда заработная плата работников подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (с учетом повышений и увеличений окладов и ставок, доплат, надбавок, льгот, компенсаций, выплат стимулирующего характера и др.) окажется ниже заработной платы аналогичных работников организаций органов власти, в организациях МЧС России при оплате труда работников могут применяться льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими постановлениями (решениями) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение N 5

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации
(см. ниже)

Приложение N 6

Перечень
профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС)

Аккумуляторщик

Водитель автомобиля

Водитель-испытатель

Жестянщик

Слесарь-ремонтник

Слесарь по КИП и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь по топливной аппаратуре

Пожарный

Шлифовщик

Электрогазосварщик

Электромонтажник

Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации

Электромонтер связи

Электросварщик ручной сварки

Примечания: 1. По предусмотренным настоящим Перечнем профессиям (кроме водителей автомобилей и пожарных) месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) могут устанавливаться (а не присваиваться) высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, которым фактически присвоен максимальный разряд по данной должности.

2. Оплата труда исходя из 9 и 10 тарифных разрядов может производиться:

водителям автомобилей, имеющим 1 или 2 класс;

водителям пожарных автомобилей;

водителям автомобилей при их работе на оперативных автомобилях;

пожарным, имеющим 2 и 1 класс и освоившим обязанности спасателя;

малярам, занятым покраской пожарных и оперативно-служебных автомобилей.