Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения. Разделение труда Общественное разделение труда вытекает из

Естественное разделение труда, как основа организации всей жизнедеятельности общества, есть принципиальный признак всех бесклассовых обществ, основанных на общественной собственности на средства производства. Как и почему оно складывается в коммуне?

Общественные отношения устанавливаются как следствие производственных отноше-ний, а последние должны, если они не находятся в противоречии, соответствовать уровню и характеру производительных сил, существующих в обществе. Естественное разделение труда, а в коммуне трудовые и общественные отношения – единое целое, устанавливается как необходимое условие воспитания работника развитого автоматизированного производ-ства, как вырастание производителя во всесторонне развитую личность, являющуюся требованием, исходящим из равного отношения к общим средствам производства в результате равного использования их для общих целей обеспечения материальных потребностей при неограниченных возможностях развития всех природных способностей людей в общих интересах. Всестороннее развитие каждого является условием развития всех, условием возможности вести жизнедеятельность в автоматизированном производстве. Это - не желание людей самоцельно развиваться ради самих себя, а необходимое условие организации труда в условиях такого производства. Нет необходимости предварительно воспитывать в людях какое-то особое сознание, сознательное отношение к труду, общественным порядкам, так как это сознание самопроизвольно устанавливается самим образом жизни в коммуне: общественное сознание определяется общественным бытием. Иное невозможно.

Уже сегодня подготовка специалистов в ВУЗах, колледжах, училищах, в отрыве от действующего производства, в котором будет работать обученный специалист, является малоэффективной, схоластической, отнимающей много учебного времени на ненужные ему знания и не образующие его в специфике его будущего труда. Бесценный опыт и знания предприятия специалист постигает уже в процессе непосредственной работы сумбурно, стихийно, интуитивно, частично и бессистемно. Потери накопленного предприятием опыта и знаний невосполнимы.

Коммуна процесс воспитания работников ставит на наиболее эффективный уровень. Комбинирование воспитания коммунаров в условиях действующей коммуны, непосредственно в производстве с параллельной одновременной подачей им знаний своими и приглашёнными извне высококвалифицированными специалистами разных областей знаний, известных деятелей науки, культуры и коллективов с использованием интернет-вебинаров, системных учебных и научно-популярных фильмов, экскурсий и тренингов на лучших отраслевых объектах – создаёт наиболее современную основу воспитания коммунаров в течение всей жизни.


В естественно и последовательно происходящем процессе воспитания люди проходят опре-делённые возрастные уровни становления. Большинство людей в нормальных условиях проходят такие ступени: детские ясли – детский садначальная школа – средняя школа – ВУЗ – производ-ство (повышение квалификации) – научная работа. Каждому периоду воспитания – свой возраст, своя возрастная группа. В армии при естественном росте военнослужащего также хорошо видно возрастное деление, связанное с воспитанием, образованием, опытом, знаниями. Такое деление на периоды воспитания и труда, связанное с возрастом людей, и устанавливает естественное разделение труда, т. е. складывающееся естественно, по мере воспитания, с возрастом.

В коммуне используется автоматизированное высокотехнологичное производство, требую-щее больших знаний, опыта и навыков, что связано с тяжёлыми последствиями аварий и потерь от так называемого человеческого фактора. Такое производство невозможно изучить в школьном классе, вне производства. Как бы ни был высок уровень теоретической подготовки, требуется обучение навыкам непосредственно в условиях конкретного предприятия. Такое обучение работ-ника проходит по ступеням: детство (с поэтапным приобщением ко всем видам деятельности коммунаров) – школьный период (овладение простыми рабочими процессами и навыками) – высшее образование (с поэтапным последовательным овладением производственными процесс-сами) – академическое образование (с овладением знаниями и навыками управления всем комплексом коммунного управления) – научная деятельность (творчество по совершенствованию материально-технической базы коммуны – свободный творческий процесс по своим талантам, способностям и интересам. Эти ступени совмещённого воспитательно-образовательно-творческого процесса и создают естественное разделение труда в коммуне по возрасту. Производственная деятельность в автоматизированном коммунном предприятии занимает столь малую часть време-ни, которая по мере совершенствования техники и технологий всё больше сокращается, что остав-шеся от производства время коммунары могут и обязаны использовать для участия во всех других видах труда, максимального развития и реализации своих природных способностей и талантов.

Автоматизация позволяет сократить рабочее время работника в конкретном производст-венном процессе до 4 – 1 часа в сутки, а в дальнейшем и ещё менее. Освободившееся время работник обязан отдавать теоретической подготовке, творчеству, научной работе, другим видам деятельности, которые коммунары вынуждены выполнять сами, без наёмных работников. Равное отношение людей к общему средству производства требует от них равного по времени распределения обязанностей. Главной ценностью становится время.

Человечество всё более приходит к технологиям, где преобладает интеллектуальный труд. В коммуне интеллектуальный труд каждого приравнивается к труду производственному, постепенно шаг за шагом получая всё большее значение, большую отдачу. Высокий уровень воспитания коммунаров, максимальное развитие их способностей и талантов, интеллектуализация труда приводят коммунаров к производственным отношениям нового типа. Материальное производство становится всего лишь необходимой базой всей жизнедеятельности людей, обеспечением их природных материальных потребностей и регламентируется внутренним распорядком как графики равного участия всех в производстве по ступеням в соответствии с возрастными воспитательными уровнями. Интеллектуальное производство не регламентируется обязательным участием в конкретных процессах, но становится обязательным по виду деятельности. Это значит, что все обязаны заниматься какой-то научной работой по собственному выбору , каким-то видом спорта по своим запросам , участвовать в какой-то деятельности в культуре и т. п.

Разделение всей жизнедеятельности коммунаров по полу, составляющее вторую часть естественного разделения труда, описано в предыдущей 5-ой главе ГЕНДЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

На естественном разделении труда основано и равенство всех членов коммуны, которое подразумевает не как механическое равенство ребёнка, старика, взрослого мужчины и женщины, а как равенство пути, проходимого каждым коммунаром за свою жизнь, равенство возможностей для развития и реализации всех своих способностей, но не как равенство труда, равенство способностей, например, физической силы, памяти, склонности к каким-то определённым видам искусства – такие способности у всех от природы разные, а вот возможности для их реализации по способности – у всех равны. Напротив, чем уникальнее способности людей, тем они ценнее для общества. Совокупность всех свойств каждого коммунара считается равной совокупности всех уникальных свойств любого другого члена коммуны. Наблюдающийся в последнее время рост числа людей с несколькими векторами в коммуне, вероятно, ускорится в результате воздействия общественного коллективного бессознательного запроса на разностороннее развитие людей.

Некоторые философы предлагают концепцию перехода от социализма к коммунизму как пошаговое осуществление государством сокращения зарплат трудящихся с одновремен-ным соответствующим увеличением общественных фондов потребления. Они даже называ-ют такие преобразования коммунистической революцией. Их опасения оторваться от после-довательного перерастания социализма в коммунизм можно понять: развитие должно идти от жизни, от уже существующего состояния общества, базируясь на предшествующем. И этот путь, вероятно, будет иметь место в совершенствовании социализма даже в длительном сосуществовании его с коммуной. Этот путь будет сглаживать основное противоречие социализма и удерживать от возможности очередной буржуазной контррево-люции. Однако, совершенно очевидно, что как бы ни перерастало частнособственническое потребление в формы общественных фондов, оно не является принципиальным условием установления коммунистический общественных отношений. Главным отличием коммуны от социалистического общества является естественное разделение не только труда в матери-альном производстве, но и во всей многогранной жизнедеятельности людей. Теоретически можно вообще перестать довольствоваться зарплатой и перейти на полное удовлетворение потребностей людей через ОФП, но при этом оставаться в рамках капиталистического разделения труда, потому что потребление и разделение труда – это разные критерии. А оплата по труду - главный экономический рычаг социализма - оказывается угрозой его существования.

Очевидно, что переход на естественное разделение труда, жизнедеятельности возможен только сознательным целенаправленным построением новой общественной формы – коммуны. Нет такого естественного перерастания социализма в коммунизм. Есть революционное изменение всей общественной системы. Это и есть коммунистическая революция. Классики марксизма однозначно показывали, что без изменения разделения труда никакого коммунистического общества построить невозможно. Как бы ни приближали мы социалистическое предприятие к «справедливому обществу», о котором постоянно твердят коммунистические лидеры, без этой коренной смены разделения труда фундамен-тально общество останется в полубуржуазном состоянии, именно благодаря сохранению капиталистического разделения труда со всеми исходящими от этого последствиями. Естественное разделение труда – асимптота, к которой как бы ни приближался социализм, он стать коммунизмом не может.

Надо понять, что и оставаться далее в социалистическом теле общество тоже не может. Оно неизменно придёт к новой контрреволюции по собственным законам развития социализма. Неоднородность же социалистического общества, неравномерность его развития как регионально, так и по ряду других оснований не только позволяет, но и требует дифференцированно выделять отрасли производства, технологии, готовить для них кадры, сознательно и планомерно строя новые предприятия – коммуны. В этом случае сразу будут учитываться все необходимые условия их функционирования без какой-либо подгонки, приспособления устаревших общественных форм к новым условиям, что избавит государство от новых неожиданностей.

Социальная структура общества и личность.

1. Общественное разделение труда и кооперирование труда как основа социальной структуры общества

2. Понятие «социальная структура»

Разделение труда – это обособление людей по различным видам деятельности, которое обусловливает и определяет систему отношений между ними

Разделение труда не тождественно простому распределению функций между людьми

Общественное разделение труда - это такое распределение при котором ограничивается развитие человеческих способностей.

А значит происходит закрепление людей за определенными видами деятельности. Это определенный вид деятельности начинает навязываться

Это такое разделение труда, при котором складываются определенные общественные отношения между людьми

Общественное разделение труда предполагает социальные отношения и социальное неравенство

Технологическое разделение труда, т.е. распределение деятельности людей между различными производственными операциями. Оно происходит на основе технологического способа производства. С точки зрения его вещественной стороны. Этот труд производит потребительную стоимость

Вещь -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - личность

технология

Технологическое разделение труда не предполагает ограничения способностей людей и закрепление их в определенных группах. Оно содержит возможность перемены труда и даже ее предполагает, так как рабочего всегда можно переучить

Технологическое разделение труда возникает непосредственно в сфере производства, а общественное разделение труда проявляется как отношения собственности, а значит больше всего в обмене, распределении и потреблении

Естественное и общественное разделение труда

Естественное разделение труда исторически первое. Оно есть и в животном мире. Это разделение по полу, возрасту и физической силе.

Общественное разделение труда переподчинят себе и естественное разделение труда и технологическое (Например, чаще всего асфальтоукладчицы – женщины, хотя это чисто мужская работа, исходя из физической силы.)

Общественное разделение труда связано с рядом факторов:

1. Наличие определенного уровня развития производительных сил, когда существует прибавочный продукт (продукт сверхнеобходимого для поддержания жизни рабочей силы и ее детей)

2. Наличие обмена в закрепленной форме, когда он необходим

Общественное разделение труда (история)

Отделение скотоводства от земледелия

Отделение ремесла от земледелия

(эти два фактора нуждаются в наличие отношений обмена)

В особый род деятельности превращается торговля (на определенным этапе производство теряет возможность существовать без торговли)

Происходит рост количества продукции предназначенной для обмена, но не предназначенной для удовлетворения потребностей производителя. В этот момент обмен становится товарной формой. Продукты производства начинают противостоять друг другу как товары, в следствие чего происходит закрепление деятельности людей. Т.к.

А. Для любого производства необходимы и другие отрасли

Б. Невозможно самому производителю потребить все то, что он производит

3. Расширение и выделение в особую отрасль функцию управления общественными делами.

Управленец с одной стороны, занят общественно полезным, но не производящим трудом, с другой стороны он производит особый вид деятельности – услуги.

В результате появления управленцев происходит еще большее закрепление

4. Появление частной собственности

Частная собственность – это экономический способ развития разделения труда

Маркс Немецкая идеология: частная собственности и разделение труда – одно и тоже, они взаимообуславливают друг друга

В условиях частной собственности закрепление все больше +усиливается социальное неравенство (классовое разделение труда приводит к появлению частной собственности, начинает эксплуатироваться неравенство)

Общественное разделение труда позволяет определить как производится продукт и в каких общественных отношениях

Кооперирование - Это обратная сторона разделения труда. Кооперирование всегда продукт частной собственности и общественного разделения труда, оно существует всегда, когда есть закрепление деятельности. Это соединение и закрепление общественно разделенного труда. Кооперирование это не тоже что и кооперация

Кооперация – это та форма труда, при которой много лиц работают рядом, взаимодействуют друг с другом в одном и том же месте, процессе производства или в разных но связанных между собой. Это взаимная деятельность ради общего блага.

Кооперация основана на сознательно согласованности деятельности людей.

Кооперация выражает специфику человеческой деятельности – его совместный коллективный характер. Кооперация порождает новую производительную силу – массовую или общественную. Кооперация существует всегда, и до общественного разделения труда.

Производственные отношения определяются характером, состоянием производительных сил.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность на средства производства. Общинная собственность соответствует характеру производительных сил в этот период. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства,-- писал Маркс,-- был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» Черновые наброски письма Маркса -- В. И. Засулич.

Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, равно как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. В их личной собственности находились лишь некоторые орудия производства, служившие вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей.

Труд первобытного человека не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни, то есть никакого прибавочного продукта. При таких условиях в первобытном обществе не могло быть классов и эксплуатации человека человеком. Общественная собственность распространялась лишь на небольшие общины, существовавшие более или менее изолированно друг от друга. По характеристике Ленина, здесь общественный характер производства обнимал только членов одной общины.

Трудовая деятельность людей первобытного общества основывалась на простом сотрудничестве (простой кооперации). Простая кооперация есть одновременное применение более или менее значительного количества рабочей силы для выполнения однородных работ. Уже простое сотрудничество открывало перед первобытными людьми возможность выполнения таких задач, какие немыслимо было бы выполнить одному человеку (например, при охоте на крупных зверей).

При тогдашнем крайне низком уровне развития производительных сил неизбежно было уравнительное распределение продуктов общего труда. Скудная пища делилась поровну. Иного дележа и не могло быть, так как продуктов труда едва хватало на удовлетворение самых насущных потребностей: если бы один член первобытной общины получил больше равной для всех доли, то кто-то другой был бы обречён на голод и гибель.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных народов. Её наблюдали путешественники, побывавшие у племён, стоящих на низкой ступени общественного развития. Великий естествоиспытатель Дарвин более ста лет назад совершил кругосветное путешествие. Описывая жизнь племён на Огн-енной Земле, он рассказывает такой случай: огнеземельцам подарили кусок холста; они разорвали холст на совершенно равные части, чтобы всем досталось поровну.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать основной экономический закон первобытно-общинного строя: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

С развитием орудий производства возникает разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, то есть разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками.

Знаменитый русский путешественник Миклухо-Маклай, изучавший во второй половине XIX века жизнь папуасов Новой Гвинеи, так описывает коллективный процесс труда в земледелии. Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заострённые палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. В руках у них палки, которыми они размельчают поднятую мужчинами землю. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений. Труд здесь носит совместный характер, и в то же время существует разделение труда по полу и возрасту.

По мере развития производительных сил естественное разделение труда постепенно упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в области охоты, женщин -- в области собирания растительной пищи и домохозяйства приводила к некоторому повышению производительности труда.

При анализе общественного разделения труда выделяют две несовпадающие друг с другом стороны: естественно-историческую дифференциацию видов человеческой деятельности и их разделение между людьми. В нервом случае разделение труда представляет собой одновременное и параллельное существование качественно различных форм человеческой деятельности.

Дифференциация общественного разделения труда

Дифференциация трудовой деятельности представляет собой естественное состояние общественного производства на всех этапах его развития. Разделение труда в этом значении обусловлено состоянием технического уровня развития, структурой и характером технологии и является постоянным спутником производства.

Дифференциация труда на качественно различные виды предполагает и их распределение в определенных пропорциях между отраслями производства и сферами общественной жизни. Об этом можно судить по распределению занятых по отраслям народного хозяйства. Совокупный общественный труд разделяется на определенные пропорции, которые состоят из различного количества качественно определенных видов человеческой деятельности. Для того чтобы поддерживать функционирование производства и общества в целом, эти пропорции должны быть строго определенными. Если общество перестанет тратить на производство продуктов потребления какую-то часть совокупного общественного труда, оно просто не сможет существовать. Именно поэтому общество вынуждено разделять или, точнее, распределять труд в определенных пропорциях между сферами и отраслями общественного производства.

Важно знать!

Указанная сторона разделения труда, которую можно назвать естественно-исторической дифференциацией труда, выражает два момента: во-первых, совокупность и сосуществование качественно разнородных видов труда, и во-вторых, их распределение в определенных пропорциях между отраслями производства и сферами общественной жизни. Сам труд в указанном отношении рассматривается как целесообразная человеческая деятельность вообще, и его деление состоит только в наличии качественно различных форм, распределяемых в определенных пропорциях между сферами производства. Такого рода разделение является вечным состоянием труда, имеет значение естественного, непреходящего закона, существующего в любом обществе.

Когда речь идет о второй стороне - разделенном между разными людьми труде - имеется в виду не просто его качественная дифференциация и пропорциональное распределение.

Важно знать!

В данном случае труд рассматривается как персонифицированный труд, и его разделение означает, что на определенном историческом этапе за особыми видами человеческой деятельности постоянно закрепляются специальные люди, поэтому разные формы труда становятся сферой профессиональной деятельности отдельных групп работников. В результате подобного разъединения труда физическая и духовная деятельности выпадают на долю различных индивидов. Таким образом, главную социально-экономическую сущность общественного разделения труда составляет его разделение между разными людьми.

Разделение умственного и физического труда между людьми возникает с небольшим разрывом во времени, поскольку в человеческом обществе с момента появления первых раннеклассовых обществ всегда существовала потребность в выработке обобщений непосредственного практического опыта и последующей фиксации полученных выводов в той или иной форме.

Специализация невозможна без кооперации , которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства. Высокий уровень последнего характеризуется тесными взаимосвязями между различными видами производства, в результате чего обмен между ними становится более частым и сложным. Интеллектуальный труд обладает свойствами, наиболее благоприятными для развития ассоциированных форм деятельности. Так, появившиеся вследствие специализации такие крупные виды интеллектуального труда, как инженерный, научный, управленческий труд, впоследствии приобретают новые формы сотрудничества внутри профессиональных групп.

Важно запомнить!

Естественно-историческая дифференциация труда позволяет говорить о существовании двух видов разделения труда. Первый вид - естественное разделение труда - существовал на раннем этапе развития в примитивном обществе и предполагал различие в выполняемых функциях в зависимости от пола и возраста. Второй тип - разделение общественного труда - возник в древних обществах и существует но сей день.

Первоначально люди вступали в простой товарный обмен, или такие отношения обмена, при которых продажа и купля товара совпадали во времени и происходили без участия денег. Форма такого товарного обмена имеет следующий вид: Т (товар) - Т (товар). В результате развития товарообмена открывались все новые возможности для обособления видов деятельности, ибо возрастала гарантия получения недостающих благ или продуктов, от производства которых товаропроизводитель сознательно отказывался. В процессе развития товарных отношений товарообмен

претерпевал существенные трансформации, пока не был заменен товарным обращением, в основе которого находятся деньги - всеобщее покупательное средство, обладающее способностью обмениваться на любой товар.

С возникновением денег обмен разделился на два противоположных и дополняющих друг друга акта: продажу и куплю. Это создало условия, позволяющие включиться в обмен посреднику-купцу. В результате произошло новое крупное разделение труда (раньше произошло обособление охоты от земледелия, затем ремесла от земледелия) - выделение торговли в особый крупный род хозяйственной деятельности. Таким образом, товарное обращение - это отношения обмена, которые опосредуются денежным эквивалентом. Оно имеет следующую форму: Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар).

2. Виды разделения труда

Для общего представления системы разделения труда дадим характеристику различных его видов.

Естественное разделение труда

Исторически первым появилось естественное разделение труда. Естественное разделение труда - это процесс обособления видов трудовой деятельности по половозрастному признаку. Это разделение труда играло решающую роль на заре становления человеческого общества: между мужчинами и женщинами, между подростками, взрослыми и стариками.

Данное разделение труда потому и называется естественным, что его характер проистекает из самой природы человека, из разграничения функций, которые предстоит выполнять каждому из нас в силу своих физических, интеллектуальных и духовных достоинств. Нельзя забывать, что

изначально каждый из нас наиболее естественным образом приспособлен к выполнению тех или иных видов деятельности. Или, как говорил философ Григорий Сковорода, «сродность» каждого человека к определенному виду деятельности. Так что какой бы вид разделения труда мы ни рассматривали, надо помнить, что зримо или невидимо естественное разделение труда всегда в нем присутствует. Естественный момент с наибольшей силой проявляется в поисках каждым человеком путей, форм и способов самореализации, что нередко обусловливает не только смену места работы, но и перемену вида трудовой деятельности. Однако это, в свою очередь, зависит от наличия свободы выбора трудовой деятельности, которая предопределяется не только личностным фактором, но и экономическими, социальными, культурно-духовными и политическими условиями жизнедеятельности человека и общества.

Ни одна социально-экономическая система, какого бы прогресса она ни достигла, не может и не должна отказываться от естественного разделения труда, особенно в отношении женского труда. Он не может быть связан с теми видами трудовой деятельности, которые могут повредить здоровью женщины и сказаться на новом поколении людей. В противном случае общество понесет в будущем не только колоссальные экономические, но и моральные и нравственные потери, ухудшение генетического фонда нации.