Рекомендуем также ознакомиться с материалом: -. Выявление подрядчиком не учтенных в технической документации работ

По заключенному договору подряда на капитальное строительство возникла необходимость выполнения ранее неучтенных в смете дополнительных работ (предприятие - заказчик по договору). Стоимость дополнительных работ по дополнительной смете превышает 10% от основной сметы. Цена договора твердая (в договоре нет указания на то, что она приблизительная), но стороны оформляют дополнительное соглашение на выполнение дополнительных работ. При этом подрядчик применяет к цене работ другие повышающие коэффициенты, чем те, которые применялись к основным работам, ссылаясь, что на дату выполнения дополнительных работ действуют уже новые коэффициенты. Коэффициенты утверждены внутренней Методикой определения стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ, действующей у подрядчика. Эта Методика разработана в соответствии с МДС 81-35.2004. Заказчик согласен оплатить дополнительные работы, но с применением прежнего повышающего коэффициента, который применялся к цене основных работ. Дополнительные работы ранее не были учтены в первичной технической документации. Дополнительные соглашение и смета сторонами договора подряда еще не подписаны. В договоре подряда имеется условие, в соответствии с которым при выявлении в процессе выполнения работ по договору необходимости выполнения работ, неучтенных при согласовании договора или учтенных в меньших объемах, а также при внесении заказчиком изменений в переданную подрядчику документацию, подрядчик принимает к выполнению дополнительные работы на тех же условиях, что и основные работы, если они являются профильными.
Прав ли заказчик в данной ситуации? Может ли заказчик ссылаться на п. 6 ст. 709 ГК РФ в данном случае?

1. Согласно ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения ( ГК РФ). В рассматриваемом случае цена договора была определена в соответствии со сметными нормативами в строительстве, установленными Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1. Индексы изменения сметной стоимости разрабатываются ежеквартально по видам строительства Министерством Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России). После составления сметного расчета для перевода стоимости работ и затрат в текущую (рыночную) цену применяются коэффициенты пересчета в текущий уровень цен (смотрите также Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 N 15АП-10064/17). В связи с этим полагаем, что стороны договора подряда имеют возможность предусмотреть и конкретизировать порядок, при котором подрядчик вправе применить к дополнительным подрядным работам повышающие индексы и коэффициенты.
Вместе с тем, учитывая базовый принцип свободы договора ( ГК РФ), стороны могут предусмотреть и иные правовые последствия для подрядчика при возникновении необходимости проведения дополнительных подрядных работ. В рассматриваемом случае стороны договорились о выполнении дополнительных работ подрядчиком на тех же условиях, что и основные работы. Данное условие договора, по нашему мнению, исключает возможность подрядчика требовать применения к дополнительным работам повышающих коэффициентов. Однако в любом случае окончательное решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств и может быть достигнуто лишь по соглашению сторон, а при его отсутствии - только судом.
2. Основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ. То есть твердая цена по смыслу ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата пришлось выполнить подрядчику.
Общие положения о подряде, закрепленные в ГК РФ, в силу ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами РФ о строительном подряде. Условия выполнения и оплаты дополнительных работ по договору строительного подряда регламентированы нормами ГК РФ. Указанные в данной статье правовые последствия выполнения дополнительных работ обусловлены увеличением цены договора строительного подряда, изменение которой производится по правилам ГК РФ. Следовательно, обязанность по оплате дополнительных работ у заказчика возникает только в том случае, если такие работы по видам, объему и цене были согласованы заказчиком и последний дал согласие на их выполнение подрядчиком и последующую оплату (смотрите также Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2016 N Ф06-7261/16, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 N 17АП-1008/16, Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 N Ф05-494/18, Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2018 N Ф05-5122/18).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

КОЛЛЕГИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ

И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)

Рекомендует с даты официального опубликования настоящей Рекомендации уполномоченным органам государств - членов Евразийского экономического союза при формировании данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами применять методы проведения статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами согласно приложению .

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

Евразийской экономической комиссии

ПРОВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ

НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

I. Общие положения

1. Настоящий документ направлен на регламентацию проведения уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены) статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами (далее - статистические досчеты) в целях обеспечения полноты официальной статистической информации государств-членов об экспорте и импорте товаров во взаимной торговле между государствами-членами (далее - взаимная торговля) и внешней торговле с третьими странами (далее - внешняя торговля) с учетом положений международного методологического стандарта "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" (подготовлен Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций).

2. Целесообразность применения уполномоченными органами методов проведения статистических досчетов обусловлена:

А) необходимостью учета внешнеторговой деятельности, которая не может быть оценена на основе результатов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами и сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государств-членов;

Б) необходимостью охвата данных, поступающих с запаздыванием в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров;

В) возможным неполучением отчетов от респондентов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами.

3. В целях настоящего документа под статистическими досчетами понимаются статистические расчеты, позволяющие оценить (в стоимостных и (или) количественных единицах измерения) неучтенные в рамках официального статистического наблюдения объемы на основе таких методов, как метод товарных потоков, метод оценки расхождений, метод корректировки данных, применяемых в целях достижения полного охвата данных.

II. Метод товарных потоков

4. Метод товарных потоков основан на достижении равенства ресурсов и использования конкретного товара в экономике государства-члена и представляет собой разновидность балансового метода.

Баланс ресурсов и использования товара состоит из двух частей - ресурсной и распределительной, которые, в свою очередь, формируются из отдельных статей.

5. Ресурсная часть баланса, характеризующая имеющиеся в государстве-члене ресурсы товара, складывается из объема произведенного в государстве-члене товара, объема его импорта в государство-член, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на начало отчетного периода.

Распределительная часть баланса охватывает направления использования ресурсов товара и складывается из объема экспорта товара за пределы государства-члена, объема его потребления в государстве-члене (производственного и личного) с учетом возможных потерь, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на конец отчетного периода.

Общая схема баланса выглядит следующим образом:

┌─────────┐ ┌───────────────┐ ┌─┤ Ресурсы ├─┐ ┌──┤ Использование ├──┐ │ └────┬────┘ │ │ └────────┬──────┘ │ \/ │ \/ \/ │ \/ ┌───────────┐ │ ┌────────┐ ┌──────────┐ │ ┌─────────┐ │ Запасы на │ │ │ Импорт │ │ Запасы на│ │ │ Экспорт │ │начало года│ │ └────────┘ │конец года│ │ └─────────┘ └───────────┘ \/ └──────────┘ \/ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐ │ Производство │ ┌──┤ Потребление ├──┐ └──────────────┘ │ └───────┬─────┘ │ \/ \/ \/ ┌────────────────┐ ┌────────┐ ┌────────┐ │Производственное│ │ Потери │ │ Личное │ └────────────────┘ └────────┘ └────────┘

6. Данные о производстве товара формируются в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом необходимости обеспечения наиболее полного охвата производителей.

7. Данные об импорте и экспорте товара формируются на основе сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, в документах, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле, а также в иных источниках информации.

9. Потребление товара производственно-технического назначения охватывает весь фактический расход товара (в основном и вспомогательном производствах, на комплектование продукции, на строительно-монтажные работы, изготовление строительных конструкций и деталей, все виды ремонта, капитальное строительство, выполняемое собственными силами, производство потребительских товаров, все прочие эксплуатационные и хозяйственные нужды организаций), потери и недостачи вследствие аварий, стихийных бедствий, хищений и других причин, продажу населению.

Потребление потребительского товара включает в себя продажу его населению, организациям социальной сферы и иным юридическим лицам.

10. При отсутствии статистических данных по отдельным составляющим потребления товара может осуществляться их экспертная оценка в порядке, установленном уполномоченным органом (например, путем расчета потребления по удельному весу в ресурсах либо в общем объеме потребления на основе анализа динамики показателей и имеющихся статистических данных за предыдущие годы).

11. Разница между ресурсами товара и его использованием рассчитывается по следующей формуле:

Р = (Зн + П + И) - (Пт + Э + Зк),

Р - разница (неучтенный экспорт либо импорт товара);

Зн и Зк - запасы на начало и на конец года;

П - производство;

И - импорт;

Пт - потребление;

Э - экспорт.

Если разница между ресурсами товара и его использованием принимает положительное значение, досчитывается экспорт товара, при отрицательном результате - импорт.

12. Баланс ресурсов и использования товара составляется в натуральном (количественном) выражении. Для стоимостной оценки неучтенных объемов экспорта либо импорта товара может использоваться средняя фактически сложившаяся цена на товар согласно сведениям, содержащимся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, либо цена, определенная экспертным путем.

13. Метод товарных потоков применим для проведения досчетов, если в распоряжении у составителей баланса имеются надежные источники статистической информации (например, опрос или обследование) по всем статьям баланса.

Поскольку причиной отсутствия баланса между ресурсами и использованием товара может являться неполнота информации по любой статье баланса, досчеты по статьям "экспорт" либо "импорт" осуществляются в тех случаях, когда данные по другим статьям баланса признаны более надежными.

14. Экспертное распределение объемов статистического досчета по странам позволяет разделить досчет на внешнюю и взаимную торговлю товарами.

15. Оценка неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами государства-члена с использованием метода товарных потоков проводится отдельно по каждому товару (группе товаров). Рекомендуется определить перечень товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров, по которым осуществляется построение балансов.

16. При применении метода товарных потоков в качестве контрольного индикатора может быть использовано совокупное стоимостное расхождение между ресурсами товаров в экономике государства-члена и их использованием, рассчитываемое на основе статистики национальных счетов.

III. Метод оценки расхождений

18. Метод оценки расхождений основывается на сравнении двух источников данных об одном и том же явлении.

19. Источниками данных при использовании метода оценки расхождений могут служить сведения из документов, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле (далее - статистические формы), и сведения из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемых в налоговые органы государств-членов (далее - заявления).

20. Для определения стоимостного объема статистического досчета по импорту товаров рекомендуется сформировать перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) (далее - налогоплательщик), представивших в налоговый орган государства-члена заявления за каждый месяц отчетного периода, а также перечень респондентов, представивших в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров за каждый месяц отчетного периода. Путем сравнения этих двух перечней формируется перечень налогоплательщиков, которые не представляли в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров, но представили в налоговый орган заявления (далее - перечень сравнения).

21. Стоимостной объем статистического досчета по импорту товаров рекомендуется определять за каждый месяц отчетного периода по каждому государству-члену в отдельности (устанавливается по указанному в заявлении месту нахождения продавца товара) путем суммирования стоимостей товаров, указанных в заявлениях налогоплательщиков, включенных в перечень сравнения по импорту товаров.

22. Если стоимость товара указана в заявлении не в долларах США, то пересчет в доллары США предлагается производить по курсу национального (центрального) банка государства-члена на указанную в заявлении дату принятия на учет товара.

23. Распределение объема статистического досчета по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендуется производить при наличии в заявлениях необходимой информации.

В этом случае статистический досчет может осуществляться как в стоимостном, так и количественном выражении.

24. Расчет стоимостного объема статистического досчета по экспорту товаров рекомендуется осуществлять аналогичным образом, учитывая, что для формирования перечня сравнения необходимо использовать сведения о налогоплательщиках, указанных в качестве продавцов товаров в заявлениях, представленных в налоговые органы других государств-членов.

25. В качестве источника данных для сравнения при проведении статистических досчетов неучтенных объемов взаимной торговли товарами методом оценки расхождений могут использоваться данные статистики взаимной торговли товарами другого государства-члена ("зеркальные" данные).

IV. Метод корректировки данных

26. Метод корректировки данных предназначен для устранения эффекта систематического занижения оперативных данных статистики внешней торговли товарами, возникающего по причине запаздывания поступления первичной статистической информации в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров.

Данный метод основан на расчете коэффициента корректировки данных за последний месяц отчетного периода (далее - коэффициент корректировки) и его применении для статистического досчета оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последний месяц каждого отчетного периода.

Метод предполагает корректировку данных только за последний месяц отчетного периода. Статистический досчет, осуществленный в отчетном периоде, в данные за последующие периоды не включается.

27. Расчет коэффициента корректировки и осуществление статистического досчета рекомендуется проводить для категорий товаров (с максимально возможным уровнем детализации по ТН ВЭД ЕАЭС), за счет которых происходит систематическое занижение оперативных данных статистики внешней торговли.

28. Для расчета коэффициента корректировки из оперативных данных статистики внешней торговли товарами, сформированных в каждом из отчетных периодов предыдущего года, отбираются данные за последний месяц каждого отчетного периода и данные за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли за каждый последующий отчетный период. Таким образом формируется 11 пар данных за периоды с января по ноябрь предыдущего года - одна пара значений по каждому месяцу. Пара данных за январь получается из оперативных данных за январь и данных за январь из оперативных данных за январь - февраль, пара данных за февраль - из данных за февраль из оперативных данных за январь - февраль и данных за февраль из оперативных данных за январь - март и т.д. Данные за декабрь для расчета коэффициента корректировки не используются.

По каждой паре данных рассчитывается коэффициент изменения данных за последний месяц отчетного периода из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за отчетный период и данных за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последующий период (далее - коэффициент изменения данных) по следующей формуле:

I - порядковый номер месяца, принимает значения от 1 до 11.

Итоговый коэффициент корректировки определяется как среднее геометрическое полученных значений коэффициентов изменения данных.

29. Расчет коэффициента корректировки рекомендуется проводить до формирования оперативных данных статистики внешней торговли товарами за январь каждого года и использовать его при формировании оперативных данных статистики внешней торговли товарами ежемесячно для статистического досчета данных за последний месяц каждого отчетного периода года.

V. Заключительные положения

30. Принятие решения уполномоченным органом о проведении статистических досчетов, в том числе выбор метода их проведения, рекомендуется осуществлять с учетом экономической значимости и конкретных потребностей государства-члена в соответствующих данных, а также целесообразности организации данной работы.

31. Использование методов, предусмотренных настоящим документом, для проведения статистических досчетов не исключает применения уполномоченными органами других методов.

Применение нескольких методов в целях достижения полного охвата данных требует анализа полученных результатов на предмет недопущения двойного счета.

32. При невозможности распределения объема статистического досчета по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (в целях идентификации статистического досчета) рекомендуется использовать в качестве кода товара условный код 9800 00 000 0.

33. В случае проведения статистических досчетов уполномоченным органам рекомендуется включать в метаданные подробное описание используемых в этих целях методов, чтобы обеспечить надлежащее использование статистических материалов и облегчить проведение сопоставлений на международном уровне.

22 Ноября 2017, 09:31 , вопрос №1820725 Наталья Николаевна

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1.Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара,объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Иных вариантов пока не усматривается, поэтому представляйте обоснованный расчет на 10% и изменяйте условия контракта.

Лимит на заключение контрактов с единственным поставщиком действительно существует и его как правило не хватает, по этому этот вариант может не устроить заказчика.

увеличение контракта на самом деле будет не совсем законно поскольку в контракт включатся новые виды работ которых ранее в контракте не было, а 44 -ФЗ допускает только изменение объема работ на 10 % с перерасчетом по расценкам за данные виды работ которые уже указаны в контракте.

Выход вижу в проведении дополнительной закупке. Или расторжение данного контракта и заключение нового с полным перечнем работ.

получен
гонорар 33%

Добрый день, как ранее Вам уже предложил заказчик - Вы можете увеличить цену контракта в пределах 10% на основании пункта «б» части 1 статьи 95 Закона о Закона о контрактной системе. Вам необходимо просмотреть если в Вашей смете виды работ, которые необходимо выполнить дополнительно. Если у Вас появляются новые виды работ, тогда есть риск, что заказчик их не оплатит. Если хотя бы частично указанные виды работ есть в смете, то увеличивайте их объем и сумму контракта в пределах 10%, остальное добивайте по пункту 4 статьи 93 44-ФЗ, может кто-то из структурных или подведомственных подразделений заказчика сможет оплатить данные работы (не до конца израсходован лимит договоров с единственным поставщиком). Разыграть в этом году новую закупку заказчик уже не успеет. При общении с заказчиком можете сослаться на Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3632:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.
Учитывая, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заменять одни виды работ на другие недопустимо.
При этом частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте. При этом цена контракта не может быть изменена.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, изменение контракта по соглашению сторон допустимо в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика объема работ, предусмотренных контрактом, но не более чем на 10% цены контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

"Главбух". Приложение "Учет в строительстве", N 1, 2005

Прежде чем начать выполнять строительные или ремонтные работы, на них обязательно составляют смету. Но бывает, что уже после этого заказчик решает расширить перечень работ, предусмотренных в ней. Либо подрядчик может обнаружить, что в смете не учли какие-то важные расходы. Как же быть в таком случае? Можно ли пересмотреть расходы по смете? Что делать, если заказчик отказывается включить в нее дополнительные расходы? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Можно ли вносить изменения в смету в ходе выполнения работ

Заказчик может вносить изменения в техническую документацию, только если стоимость новых работ не превышает 10 процентов от общей стоимости строительства, указанной в смете (п.1 ст.744 Гражданского кодекса РФ). В противном случае придется согласовать дополнительную смету (п.2 ст.744 Гражданского кодекса РФ).

Но бывает, что инициатором изменения сметы выступает подрядчик. Например , тогда, когда уже в ходе строительства выясняется, что необходимо провести какие-то работы, которые не были первоначально предусмотрены. Об этом подрядчик обязан сообщить заказчику. Если же тот в течение 10 дней (если договором подряда не установлен другой срок) не ответит на сообщение подрядчика, то он обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Правда, заказчик может быть освобожден от возмещения этих убытков, если он докажет, что проводить дополнительные работы было вовсе не обязательно (п.3 ст.743 Гражданского кодекса РФ).

Если же подрядчик заранее не уведомит заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ, то он не сможет требовать от него оплату за эти работы. Так установлено в п.4 ст.743 Гражданского кодекса РФ. Причем это распространяется и на те случаи, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика (п.10 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Более того, в подобных случаях подрядчику иногда приходится возмещать заказчику еще и понесенные в связи с этим убытки. Причем по правилам п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ возмещать приходится не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Правда, здесь есть одно исключение: заказчик обязан будет оплатить такие работы, если подрядчик докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика. Например , в связи с тем что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению всего объекта (п.4 ст.743 Гражданского кодекса РФ).

Подрядчик также имеет право требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов.

Учет затрат, не предусмотренных в смете

Если инициатором пересмотра сметы выступает подрядчик, то в данном случае возможно два варианта развития событий:

  1. смета будет пересмотрена и увеличена на стоимость дополнительных работ;
  2. смета не будет пересмотрена, и стоимость дополнительных работ (если они выполнялись) не будет оплачена заказчиком.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

Если заказчик согласился пересмотреть смету

Тогда учет расходов на дополнительные работы, которые изначально не были предусмотрены в смете, но были включены в нее по согласованию с заказчиком, осуществляется в обычном порядке.

Пример 1 . ООО "Строитель" (подрядчик) выполняет работы по строительству офисного здания для ЗАО "Рубикон" (заказчик). В соответствии с условиями договора стоимость этих работ составляет 4 720 000 руб. (в том числе НДС - 720 000 руб.). Однако в ходе строительства пришлось выполнять дополнительные работы с привлечением субподрядчика, стоимость услуг которого составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). ООО "Строитель" уведомило об этом ЗАО "Рубикон" и в течение 10 дней получило согласие на проведение дополнительных работ. Фактические расходы ООО "Строитель" на работы, предусмотренные первоначальной сметой (стоимость стройматериалов, амортизация оборудования, зарплата строителей с отчислениями и пр.), составили 3 600 000 руб. (с учетом НДС - 400 000 руб.).

В учете ООО "Строитель" бухгалтер отразит данную операцию следующими проводками (выручку в целях исчисления НДС данная организация определяет "по отгрузке"):

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 20 Кредит 60

  • 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражены расходы на выполнение дополнительных работ, согласованных с заказчиком;

Дебет 19 Кредит 60

  • 5400 руб. - отражен НДС со стоимости дополнительных работ;

Дебет 60 Кредит 51

  • 405 400 руб. (400 000 + 5400) - предъявлен к вычету из бюджета НДС (при условии оплаты работ);
  • 4 755 400 руб. (4 720 000 + 35 400) - отражена выручка от выполнения строительных работ (с учетом пересмотра сметной стоимости работ);
  • 725 400 руб. (720 000 + 5400) - начислен НДС со стоимости выполненных работ;
  • 3 230 000 руб. (3 200 000 + 30 000) - списаны расходы по выполнению работ;
  • 800 000 руб. (4 755 400 - 725 400 - 3 230 000) - отражена прибыль от выполнения работ;

Дебет 51 Кредит 62

  • 4 755 400 руб. - получена оплата от заказчика.

Если заказчик отказался пересмотреть смету

В данном случае расходы, связанные с выполнением дополнительных работ, не будут компенсированы подрядчику. Поэтому мы рекомендуем отразить их по счету 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") либо на отдельном субсчете к счету 20 "Основное производство", например на субсчете "Расходы, не предусмотренные в смете". Бухгалтеру так будет удобнее, ведь данные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Это следует из требований п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ, согласно которому одним из условий признания расходов в целях налогообложения является то, что они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

"Входной" НДС по таким работам нельзя принять к вычету из бюджета. Это следует из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ, ведь если данные работы не включены в смету (или не оплачены заказчиком как отдельная услуга), они не участвуют в формировании стоимости работ и услуг, облагаемых НДС.

Пример 2 . Воспользуемся условиями примера 1, предположив, что ООО "Строитель" выполнило дополнительные работы, не предупредив об этом заказчика, который, конечно же, отказался их оплатить.

В этой ситуации бухгалтеру ООО "Строитель" нужно сделать в учете следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 02 (10, 26, 60, 69, 70...)

  • 3 200 000 руб. (3 600 000 - 400 000) - отражены расходы ООО "Строитель" на выполнение работ в соответствии с первоначальной сметой;

Дебет 19 Кредит 60

  • 400 000 руб. - отражен НДС со стоимости материалов и работ, использованных в строительстве в соответствии со сметой;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 400 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС (при условии оплаты полученных ценностей, работ, услуг);

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60

  • 35 400 руб. - отражены расходы на выполнение дополнительных работ, не согласованных с заказчиком (с учетом НДС);

Дебет 60 Кредит 51

  • 35 400 руб. - оплачены дополнительные работы, выполненные субподрядчиком;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 4 720 000 руб. - отражена выручка от выполнения строительных работ (исходя из утвержденной сметы);

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 720 000 руб. - начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

  • 3 200 000 руб. - списаны расходы по выполнению работ (согласно смете);

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 800 000 руб. (4 720 000 - 720 000 - 3 200 000) - отражена прибыль от выполнения работ;

Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов"

  • 35 400 руб. - списаны фактические расходы по выполнению дополнительных работ, не согласованных с заказчиком.

Итак, бухгалтерская прибыль в этом случае составит 764 600 руб. (800 000 - 35 400). Однако для целей налогообложения прибыли учитываются все 800 000 руб. (при условии, что величина расходов в бухгалтерском и налоговом учете совпадает). Поэтому если ООО "Строитель" применяет Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, бухгалтеру необходимо начислить налог на прибыль следующим образом:

Дебет 99 субсчет "Условный расход по налогу на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 183 504 руб. (764 600 руб. х 24%) - начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 8496 руб. (35 400 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство с суммы расходов на выполнение дополнительных работ, не включенных в смету.